Рынок банковских карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение технологий использования пластиковых карт как инструмента банковской системы.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1.Рассмотреть сущность пластиковых карт;
2.Изучить виды платежных схем и методы осуществления расчетов;
3.Изучить участников платежной системы и технические средства используемые ими;
4.Рассмотреть актуальность безналичных расчетов с помощью пластиковых карт и особенности их развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты банковских пластиковых карт.
1.1. Сущность пластиковых карт………………………………………………..4
1.2. Виды пластиковых карт………………………………………………...........5
Глава II. Технология работы банков с банковскими пластиковыми картами.
2.1. Структура платежной системы, ее участники............................................14
2.2. Операции с банковской кредитной карточкой……………………………16
2.3. Законодательная база пластиковых карт………………………………….21
Глава III. Рынок банковских карт в России.
3.1. Действующие платежные системы………………………………………...23
3.2. Перспективы развития рынка пластиковых карт. ………………………25
3.3. Направления совершенствования и тенденции развития рынка пластиковых карт………………………………………………………………...27
3.4. Развитие рынка банковских пластиковых карт в Нижегородской области……………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….…....32
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.48 Кб (Скачать файл)

   Платежная система «Сберкарт» – особенностями собственной платежной системы «Сберкарт» являются наличие главного центра эмиссии, а также распределенный процессинг между территориальными банками. Доля Сбербанка на российском рынке карт достаточно стабильна и достигает 30% по таким показателям, как количество обслуживаемых карт, обороты по ним и объем выдачи наличных в собственной сети пунктов выдачи наличных и банкоматов.

   Платежная система «Золотая корона» – межбанковская платежная система, основанная на использовании многофункциональности карт: электронный комплекс, управление счетом в банке, учет льгот и субсидий, дисконтные программы. Большинство участников системы – средние региональные банки, карточный бизнес, который строится в основном на реализации зарплатных и бюджетных проектов.

   Платежная система «Юнион Кард». Дает банку-эмитенту право самому устанавливать иные принципы отношений и расчетов с клиентами, включая предложения кредитовой карты.

   Платежная система «СТБ Карт». Компания сертифицирована международными платежными системами Europay Int., Visa Int., American Express, Diness Club. Банки – участники системы принимают платежи в пользу операторов сотовой связи, Интернет-провайдеров и телекоммуникационных услуг через банкоматы.

   В настоящее время в России эмиссию и эквайринг пластиковых карт осуществляет большинство банков на базе международных платежных систем. Причем преобладают карты международных платежных систем, вступление и членство в которых обходится российским банкам недешево.       Различными платежными системами по данным ЦБ РФ в нашей стране эмитировано более 113 млн. карт, причем, большинство – это карты платежной системы Visa, их доля составляет около 47% среди всех эмитированных в нашей стране карт. Доля карт системы Master Card – не более 38%, и совсем незначительно присутствие карт отечественных платежных систем (около 5% – «Золотой короны», 2,8% – карт ОРПС (бывшая платежная система «Сберкарт»), чуть больше 2% – СТБ Кард и т.д.).

   Что касается объема совершенных с помощью пластиковых карт платежей, то здесь преимущество карт система Visa еще больше – за первое полугодие 2008 года на территории РФ с помощью этих карт осуществлено 60,36% операций (без учета таможенных платежей). На долю Master Card приходится 25,35%, а остальное – на долю карт остальных платежных систем.

Таблица 1. Крупнейшие банки по количеству пластиковых карт в обращении на 1 июля 2013 года (по платежным системам)

1.

Сбербанк

    58 262 731

2.

ВТБ 24

    12 019 072

3.

Уралсиб

    5 360 071

4.

Росбанк

    2 625 578

5.

СКБ-банк

    2 146 911

6.

ТрансКредитБанк

    1 959 828

7.

Кредит Европа Банк

    1 738 474

8.

Москомприватбанк

    1 623 413

9.

Райффайзенбанк

    1 504 314

10.

Промсвязьбанк

    1 430 312


 

   В день совершается более 1 млн. операций по картам, а ежедневный оборот превышает 3 млрд. руб. [16.www.cbr.ru - Сайт Центрального Банка Российской Федерации ]

3.2. Перспективы  развития рынка пластиковых  карт.

   В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) – 4%.

  Российские  банки всегда отличались стремлением  активно развивать карточный  бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и  валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы.

  Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между  российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.[ 13. Данилин, В.А., Бармапова О.Р. Рынок банковских карт-проблемы и перспективы // Деньги и кредит. - 2011. - №12.]

   Специфика российского рынка состоит в  том, что рынок развивается в  основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

   Тем не менее, несмотря на наличие препятствий  и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные  с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию розничного бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

     Как утверждают  сами экономисты: «Будущее банковских  услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря  на целый ряд проблем, российский  рынок пластиковых карт развивается  достаточно быстрыми темпами  и внушает большие надежды. 

3.3. Направления  совершенствования и тенденции развития рынка пластиковых карт.

 Для создания общих  оптимальных условий развития  рынка пластиковых карт в России  необходимо предпринять следующие  меры:

- совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики;

- усиление стимулов инвестиционной активности;

- совершенствование налоговой системы;

- снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;

- внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;

- развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

- усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

   Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в пластиковых картах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

   Важным в области защиты операций на рынке с пластиковыми картами является и контроль информационных связей между банковскими автоматами и центром обработки информации, контроль работы банковского персонала. Среди методов защиты пассивных кредитных карточек известны следующие:

- нанесение дополнительной полосы с узором, выполненным магнитными чернилами;

- идентификация карточки долгоживущими радиоизотопами;

- исполнение карточки из материала, чувствительного к нагреванию и сжатию (это поможет избавиться от некоторых примитивных способов копирования информации пассивных карточек).

   По прогнозам экспертов, именно карточное кредитование станет приоритетным направлением для российских банков и вытеснит потребительские кредиты. Число кредитных карт к  2015г. может составить 25 - 30 млн. единиц, что на порядок выше нынешних 1,8 млн. единиц.

   В ближайшее время (по оценке) доля кредитных карт в общем объеме эмиссии существенно возрастет за счет расширения партнерства банков и торговых сетей по продаже товаров в кредит, интенсивной рекламы кредитных карт.

   Таким образом, улучшение организации конъюнктуры рынка пластиковых карт приведет к укреплению и стабилизации безналично - денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

      Для расширения эмиссии банковских пластиковых карточек и увеличения их популярности среди населения проводится работа по организации эмиссии кредитных карточек, созданию для них необходимой нормативно-правовой базы.

   Расширение объемов эмиссии и использования банковских пластиковых карточек в платежном обороте будет способствовать:

- увеличению ресурсной базы банков, и, соответственно расширению возможностей кредитования экономики;

- сокращению налично-денежного оборота и затрат на его обслуживание;

- увеличению прибыли и окупаемости затрат на создание инфраструктуры;

- повышению платежной культуры населения и росту платежеспособного спроса населения.

   Широкое использование банковских пластиковых карточек населением позволит:

- повысить личную безопасность и удобство при расчетах на предприятиях торговли (сервиса) за товары (услуги);

- получать дополнительный доход в виде процентов от суммы денежных средств, размещенных на карточке;

- упростить получение потребительского кредита в банке-эмитенте.

   Опыт по развитию технической инфраструктуры, обслуживающей банковские пластиковые карточки, накопленный банками за предыдущие годы, показывает, что пока усилия банков не привели к должным результатам. Трудности банков, связанные с развитием инфраструктуры, обусловлены следующими факторами:

- необходимостью крупных финансовых вложений, которыми на сегодняшний день банки не располагают. Денежные средства прежде всего необходимы для закупки и поддержания в работоспособном состоянии дорогостоящих аппаратно-программных комплексов (банкоматы, платежные терминалы, программное обеспечение и другие), организации каналов связи, закупки заготовок пластиковых карточек;

- выполнением банками  не свойственных им функций (процессинг), что влечет за собой существенное  увеличение штата сотрудников, работающих  с пластиковыми карточками;

- дублированием затрат  на развитие параллельных сетей  банкоматов.

   Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из основополагающих направлений развития платежной системы нашей страны.

3.4. Развитие рынка банковских пластиковых карт в Нижегородской области.

   В настоящее время в России активно развивается рынок пластиковых карт, и Нижегородская область не является исключением в данном направлении банковского бизнеса. Участников расчётов по средствам платёжных карт с каждым годом становится всё больше, за 2013 год их число увеличилось на 13%. С 2010 года количество карт в обращении увеличилось в 12 раз и по состоянию на 1 января 2013 года превысило 521 тыс. единиц.

     Если в целом по России лидируют международные платёжные системы «VISA» и «Mastercard», то нижегородские пользователи пока отдают предпочтение российским «Union Card» и «АС Сберкарт». Выбор в пользу отечественных банковских продуктов объясняется прежде всего их более дешёвой стоимостью и  привлекательностью при реализации «зарплатных» проектов. Из 1101 предприятий, где работают «зарплатные» проекты,  сотрудникам 609 предприятий средства зачисляются на карты «Union Card» и 352 предприятия – на «АС Сберкарт». Количество выданных кредитных карт в 2012 и 2013 году значительно выросло - почти в 2 раза.

   Это связано с оживлением кредитования физических лиц. 14 банков региона активно выпускают данный кредитный продукт. В первом квартале 2013 года  было совершено 16 млн. транзакций на сумму около 60 млрд. рублей. Ежедневно в регионе проходит 180 транзакций на сумму 560 млн. рублей. Средний платеж по безналичным расчетам составляет 1 тыс.рублей Среднее снятие наличных денег через всевозможного рода устройства - 4,6 тыс.рублей. Для работы с банковскими картами в регионе имеется 12 тысяч всевозможных  устройств. В 2010 году город пополнился множеством платежных терминалов. Кредитные организации правильно поступают в части обращения к такому важному инструменту работы с клиентами, как безналичный расчет физических лиц. В 2012 году именно банковские структуры стали активно наращивать число терминалов.

   С 1 января  2012 года в Нижегородской области введена в оборот единая платежная электронная банковская карта. В июле 2010 года Федеральным законом №201 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» в главе шестой было заявлено о создании электронной универсальной социальной карты. Карта выпущена на базе микропроцессорных технологий. Ряд крупных платежных международных систем пытаются участвовать в данном проекте. Нижегородская область занимает третье место в Приволжском федеральном округе по уровню инфраструктуры обслуживания банковских карт. Большинство банковских карт (а именно - 66 процентов), которые выпущены в Нижегородской области, обслуживают только зарплатные проекты.

Информация о работе Рынок банковских карт в России