Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
Определить экономическую сущность и назначение рынка ценных бумаг в целом;
Дать определение корпоративных ценных бумаг, рассмотреть порядок их обращения;
Определить структуру, функции и принципы функционирования корпоративных ценных бумаг;
Более подробнее изучить процесс эмиссии корпоративных ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Пока ценная бумага существует в предметном виде, например как запись на бумаге - документ, двуединый смысл ее очевиден, а вот когда она существует в нематериальном виде, как, например, запись в реестре, то возникает иллюзия ее исчезновения. На самом же деле исчезает не ценная бумага, а меняется ее форма - способ фиксации закрепляемых ею прав.

Конвертируемые - акции, которые можно обменять на привилегированные или обычные по фиксированной цене в определенный срок. Не конвертируемые - соответственно исключают данную возможность

"Золотая  акция" - выпускается правительством  РФ, органом власти субъекта федерации  или органом местного самоуправления. При приватизации соответственного  уровня собственности. При преобразовании  в акционерное общество предприятий,  приватизация которых разрешена.

Золотая акция  дает право организационной власти назначить своих представителей в совет директоров и ревизионную  комиссию акционерного общества.

Золотая акция - находится в собственности государства, передача ее в залог или в траст  не допускается, при продаже или отчуждении золотая акция конвертируется в обыкновенную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Еще одним важным объектом торговли на рынке ценных являются облигации.

Облигация - эмиссионная  ценная бумага, закрепляющая право  ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Главное достоинство облигации  состоит в том, что она является наиболее действенным и эффективным  инструментом, позволяющим, не перераспределяя  собственность, аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рынок капиталов.

Как и акции, облигации являются ценными бумагами, но в отличие от акций, которые  представляют собой собственный  капитал предприятий, облигации  являются выразителями заемного капитала, то есть для предприятия они являются "долговыми бумагами". Держатели облигаций являются кредиторами предприятия, в то время как акционеры - его совладельцами.

В связи с этим права  держателей облигаций отличны от прав акционеров: они не имеют права голоса и не могут участвовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время она обязана выплачивать проценты по облигациям (в отличие от дивиденда по акциям, где никаких подобных обязательств у корпорации нет), причем делать это до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компании держатели облигаций имеют преимущественные права по сравнению с акционерами. К основным характеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок ценных бумаг: структура, функции и  принципы функционирования.

 

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок и вторичный  рынок.

Термин «первичный рынок» относится к продаже новых  выпусков ценных бумаг. В результате продажи акций и облигаций на первичном рынке эмитент получает необходимые ему финансовые средства, а бумаги оседают в руках первоначальных покупателей. Вслед за этим первоначальный инвестор вправе перепродать эти бумаги другим лицам, а те в свою очередь свободны в своем намерении продавать их следующим вкладчикам. Последующие перепродажи бумаг образуют вторичный рынок, на котором уже не происходит аккумулирования новых финансовых средств для эмитента, а имеет место только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Без полнокровного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка. Создавая механизм для немедленной перепродажи бумаг, вторичный рынок усиливает к ним доверие со стороны вкладчиков, стимулирует их желание покупать новые фондовые ценности и тем самым способствует более полному аккумулированию ресурсов общества в интересах производства. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие предприятия и начинания, не получили бы необходимой финансовой поддержки.

Законодательно  первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Таким образом, первичный рынок – это рынок  первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации:

  • подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных,
  • публикация проспекта и итогов подписки и т.д.

Особенностью  отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг  пока преобладает. Эта тенденция  объясняется такими процессами как  приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т.п.

Существует  две формы первичного рынка ценных бумаг:

  • частное размещение;
  • публичное предложение.

Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без  публичного предложения и продажи.

Публичное предложение  – это размещение ценных бумаг  при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Соотношение между  публичным предложением и частным  размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в  той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов.

Под вторичным  фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее  эмитированных на первичном рынке  ценных бумаг.

Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

Важнейшая черта  вторичного рынка – это его  ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность  поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию.

В структуре  вторичного рынка выделяют биржевой оборот и внебиржевой оборот ценных бумаг.

Термин «биржевой  оборот» означает куплю-продажу  бумаг на бирже. Внебиржевой оборот означает куплю-продажу бумаг вне стен биржи посредством прямого согласования условий сделки между продавцом и покупателем.

 

 

Функции рынка ценных бумаг.

Функции рынка ценных бумаг можно разделить на две  группы: специфические и общерыночные функции.

Первые выделяют данный рынок среди других, а вторые присущи  в общем своем числе всем известным  рынкам.

Среди общерыночных функций  выделяют следующие: коммерческую, ценообразующую, информационную и регулирующую,  к специфическим относятся: перераспределительная и страхование ценовых и финансовых рисков, а также перераспределение данных рисков.

Рассмотрим  общерыночные функции:

- коммерческая - рынок  ценных бумаг обеспечивает возможность  получения прибыли от деятельности  на нем;

- ценообразующая - рынок  ценных бумаг создает возможность  движения, получения рыночных цен,  их прогнозирования и тд;

- информационная - рынок  создает и дает возможность  к получению информации об  субъекте и объекте рынка ценных  бумаг, а также об их участниках;

- регулирующая - рынок  ценных бумаг работает по определенным  правилам, которые были созданы  им, а также регулирует разрешение  различных споров, которые возникают  между разными участниками данного  рынка и устанавливает органы  контроля, управления и приоритеты на нем.

Перераспределительная функция (относящаяся к специфическим  функциям) означает , что благодаря  большому виду ценных бумаг на данном рынке ценных бумаг инвесторы  могут вложить в различные  ценные бумаги и таким образом  обезопасить себя, что и выполняет вторая специфическая функция, т.е. если по каким – либо ценным бумагам инвестор получит убыток, то по остальным может получить прибыль и в целом выйти в плюс.

Если более подробно рассматривать специфические функции, то их можно определить как перераспределение капитала (денежных средств) от разных владельцев пассивного капитала к различным владельцам активного капитала и перераспределение определенных рисков владельцами различных, т.е. любых активов (рыночных), но данные функции обязательно осуществляются в определенные уже заданные промежутки времени.

Перераспределение капитала (денежных средств) осуществляется путем  выпуска и обращения ценных бумаг  и означает перераспределение средств  между сферами деятельности и  отраслями; странами и их территориями; предприятиями и населением, то есть когда сбережения населения формируют производительную форму; между юрлицами и физлицами и государством в котором они осуществляют коммерческую деятельность, что характерно для уменьшения (своего рода финансирования дефицита) государственного бюджета на безинфляционной основе.

Таким образом, перераспределительную  функцию можно подразделить на перераспределение  денег (денежных средств, капитала) между  различными сферами и отраслями  рыночной направленности; трансформация сбережений населения из непроизводительной в производительную форму; обеспечение финансирования дефицита бюджета государства без инфляционной подпитки, то есть без дополнительной эмиссии денежных средств (эмиссия означает выпуск).

Перераспределение рисков, как одна из функций рынка ценных бумаг, означает использование различных инструментов, которые характерных для рынка ценных бумаг (это, в первую очередь, относиться к производным инструментам) для определенной защиты владельцев определенных активов (товарных, например, или финансовых, валютных) от форс-мажорных обстоятельств.

        В основу рынка ценных бумаг  РФ положены следующие принципы:

а) смешанная модель, при  которой с равными правами  действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты;

б) сочетание либеральных  принципов организации рынка  с усилением государственного надзора  за ним;

в) единство государственного регулирования рынка. Федеральный  Закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает функционирование единой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) при сохранении ряда функций за Банком России (в части регулирования операций банков с ценными бумагами);

г) недопущение выпуска  и обращения суррогатов ценных бумаг, безлицензионной деятельности участников рынка;

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОНДОВОГО РЫНКА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

    На российском  рынке ценных бумаг обращаются  как государственные, так и  корпоративные ценные бумаги.    

 Корпоративные ценные  бумаги на рынке ценных бумаг  в основном представлены акциями акционерных обществ и долговыми обязательствами, облигациями. Но перечень корпоративных ценных бумаг не ограничивается выпуском акций или облигаций, а также представлены жилищными сертификатами, векселями, складскими свидетельствами. Характерным признаком, объединяющим их, является наличие эмитента, не имеющего отношения к государственным органам управления.    

 Первые акционерные  общества появились еще в XVI в., но активно стали развиваться  с конца XIX в. Порождением акционерного  общества является акция. Средства для создания корпорации (акционерного общества) получают путем выпуска акций, образующих акционерный капитал. Такие акции относятся к корпоративным ценным бумагам.     

 Акционерный капитал  может быть увеличен путем  увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.       Выпуск акций называется эмиссией, а акционерное общество, выпустившее их, именуется эмитентом. Покупатели, которые осуществляют вложения в акции с целью получения дохода, называются инвесторами .  

     Акция является бессрочной ценной бумагой, поскольку она, как правило, не выкупается акционерным обществом, хотя при определенных обстоятельствах это имеет место.    

Информация о работе Рынок ценных бумаг