Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансовому менеджменту"

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 773.50 Кб (Скачать файл)

· договоры на основе долевых инструментов и денежных средств.

Производный  финансовый   инструмент  - инструмент, предусматривающий возможность покупки (продажи) права на приобретение (поставку) базисного актива или на получение (выплату) дохода, связанного с изменением некоторого характерного параметра этого базисного актива. Следовательно, в отличие от первичного  финансового   инструмента  производный инструмент не подразумевает предопределенной операции непосредственно с базисным активом.

Основой многих  финансовых   инструментов  и  операций с ними служат ценные бумаги. Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. К производным  финансовым  инструментам  относятся:

· фьючерсные контракты;

· форвардные контракты;

· валютные свопы;

· процентные свопы;

· финансовые опционы;

· операции по РЕПО;

· варранты.

 

  1. Основные показатели ФМ, формула Дюпона, модификации формулы Дюпона

Уравнение Дюпона (также Модель Дюпона или Формула Дюпона) является модифицированным факторным анализом, позволяющим определить, за счёт каких факторов происходило изменение рентабельности. В основании факторной модели в виде древовидной структуры — показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а признаки — характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Проще говоря, факторы, влияющие на ROE дробятся с целью выяснения: какие факторы в большей или меньшей степени влияют на рентабельность собственного капитала. Основные три фактора:

операционная рентабельность (измеряется как норма прибыли)

эффективность использования  активов (измеряется как оборачиваемость  активов)

финансовый рычаг (измеряется как коэффициент капитализации)

     трёхфакторная модель представлена формулой:

ROE  = (Чистая прибыль  / Выручка) * (Выручка / Активы) * (Активы / Капитал)  =  (норма прибыли) * (оборачиваемость  активов) * (коэффициент капитализации)

  Формула   Дюпона  - впервые была разработана и  использована на фирме « Дюпон  де Не МУР» в начале 20 века. Данная  формула  выражает зависимость между экономической рентабельностью активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов. Для выявления этой зависимости преобразуем  формулу  расчёта экономической рентабельности активов, умножив числитель и знаменатель  формулы  на показатель оборота, т.е. величину выручки от реализации: ЭР = (EBIT / активы) * 100% * (выручка / выручка) = (EBIT/ выручка) * 100% * (выручка / активы) = КМ * КТ.  Формула   Дюпона  имеет и другую  модификацию, вводящую в анализ показатель рентабельности собственного капитала: РСС = (ЧП / собственный капитал) * 100% = (ЧП / собственный капитал) * (выручка / выручка) * (активы / активы) = (ЧП / выручка) * 100% * (выручка / активы) * (активы / собственный капитал) = КМ * КТ/коэффициент финансовой независимости. Вернёмся к первой  модификации   формулы   Дюпона. Она позволяет выяснить, что регулирование экономической рентабельности активов сводится к воздействию на две её составляющие: КМ и КТ. При этом следует иметь в виду, что между КМ и КТ существует достаточно тесная противоречивая зависимость.

 

  1. Финансовая стратегия и тактика

Финансовая  политика есть единство  финансовых   стратегий   и   тактики . 

Финансовая   стратегия  - это целевая функция  финансовой  политики, направленная на привлечение и эффективное размещение  финансовых  ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента. Процесс выработки  финансовой   стратегии  хозяйствующим субъектом включает в себя:

- анализ предшествующей  финансовой   стратегии;

- обоснование стратегических  целей  финансовой  политики;

- определение  сроков действия  финансовой   стратегии;

- конкретизацию  стратегических целей  и   периодов их выполнения.

 Финансовая   тактика  - это, прежде всего оперативная финансовая  работа на предприятии.  Финансовая   тактика, в отличие от  стратегии, связана с реализацией более узких, локальных, текущих задач  финансового  менеджмента.  Финансовая   тактика, прежде всего, опирается на оперативное  и  текущее планирование на предприятии.

Стратегия  - долговременный план. Примеры  финансовой   стратегии  - программные документы, антиинфляционная  финансовая  политика, политика по приватизации госсектора.

 Финансовая   тактика  направлена на решение  задач конкретного этапа развития  общества, отличается гибкостью,  подвижностью  и  обычно задачи  финансовой   тактики  ограничены  годом или несколько большим промежутком времени. Примеры : новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.

 Финансовые   стратегия   и   тактика   должны быть взаимосвязаны, но  тактика  подчиняется  стратегии.  Если государство не добивается  результатов с помощью  тактики  , приходится вносить коррективы  и  стратегический курс

 

  1. Корпоративные финансы

Корпоративные финансы — денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее). Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

Основная задача корпоративных  финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Основным источником получения денежных ресурсов для хозяйственной деятельности предприятия являются денежные средства, вырученные от реализации продукции предприятия (продажи товаров, работ и услуг). При временном недостатке денежных средств, полученных от реализации продукции предприятия, необходимых для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса, обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции, либо берутся долгосрочные кредиты. Такие стратегические решения о взятии кредита или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Одной из задач в области финансов предприятия является нахождение оптимального соотношения между доходностью  бизнеса и финансовыми рисками.

Другая важнейшая сторона корпоративных  финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении денежных средств с целью получения дополнительного дохода. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами - чистым доходом
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

 

 

  1. Финансовый и управленческий учет, современные тенденции

финансовый учет — предоставление данных, необходимых для составления финансовой отчетности (финансовых документов) предприятия, которая предназначена как для собственной администрации, так и для внешних пользователей. Для того чтобы внешние пользователи, инвесторы и кредиторы могли дать объективную оценку финансового положения предприятия, его платеже- и кредитоспособности, оценить степень рентабельности инвестиций в данное предприятие, финансовый учет необходимо вести в соответствии с четко определенными требованиями и стандартами. 
Управленческий учет представляет собой основную систему коммуникаций внутри предприятия. Его цель — обеспечить соответствующей информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей, для выработки ими рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений.  
2. Пользователи информации. Финансовый учет иногда называют внешним учетом. Его результаты, как правило, публикуются, причем отчеты содержат не только финансовую информацию, но и материалы рекламного характера, демонстрирующие успехи предприятия в его деятельности, его новые продукты. Пользователи финансового отчета традиционно находятся вне предприятия. Эта информация необходима как фискальным государственным органам, так и акционерам компаний, держателям облигаций и других ценных бумаг, потенциальным инвесторам. Управленческий учет можно соответственно назвать внутренним учетом. Его результаты используются только управленческим персоналом предприятия. Это своего рода «кухня» предприятия, где готовятся материалы для менеджеров. 
3. Источники информации. Для финансового учета источниками информации служат только данные учетной системы предприятия, которая накапливает финансовую информацию, а также элементы системы налогообложения. Для управленческого учета источниками информации, кроме данных учетной системы предприятия, служат сведения о нормах расхода материальных ресурсов, технологических отходов, исследования о ситуации на рынке, отчеты о проведении научно-исследовательских работ, возможности использования их результатов в соответствующих условиях производства и др.  
4. Обязательность ведения учета. Финансовый учет — это учет официальный, его ведение обязательно для всех без исключения предприятий и организаций. Документы финансовой отчетности представляются в органы налоговой инспекции, они являются объектами аудиторской проверки, могут и должны быть опубликованы. Вести или не вести управленческий учет решает руководство самого предприятия. Никакие посторонние органы или организации не имеют права указывать, что надо или чего не надо делать. Поэтому нет смысла в сборе и обработке информации, ценность которой для управления ниже затрат на ее получение.  
5. Правила ведения учета. Ведение финансового учета четко регламентировано. Его ведение регулируется государственными нормативными актами и национальными стандартами. 
Нормы и правила ведения управленческого учета устанавливаются самим предприятием. Управленческий аппарат организации может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил. Основной аргумент в обосновании правил управленческого учета — есть ли от этого польза.  
6. Принципы учета. Финансовый учет базируется на общепринятых принципах, таких как принцип двойной записи, принцип обособленности предприятия, сравнимость данных и др. Этими принципами руководствуются как сами бухгалтеры, так и контролирующие органы. Управленческий учет общепринятых принципов не имеет, главное — простота и удобство в использовании.  
7. Основные объекты учета. В финансовых отчетах предприятие обычно описывается как единое целое. Крупным предприятиям с многоотраслевой деятельностью необходимо отражать выручку и доход по каждой отрасли, т.е. по большим сегментам предприятия. Управленческий учет обычно включает в себя информацию о деятельности отдельных подразделений предприятия: отделов, цехов, участков, рабочих мест. Объектом учета также может выступать отдельная управленческая задача, определенная область деятельности.

Управленческий учет — новая комплексная отрасль экономических знаний. В этом его большое преимущество, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям. Оценить же по достоинству возможности управленческого учета могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

 

  1. Бухгалтерская финансовая отчётность, «Нулевая» отчётность

Бухгалтерская отчётность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности в отчётном периоде, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.

Отчётный  период — период, за который организация  должна составлять бухгалтерскую отчетность. Как правило, отчетный период составляет финансовый год, однако возможно составление бухгалтерской отчетности и за более короткий промежуток времени, например за квартал.

Пользователь  — физическое или юридическое лицо, заинтересованное в ознакомлении с информацией о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности организации. Как правило, это лицо внешнее по отношению к организации, поскольку для внутренних целей ведется управленческий учет.

В качестве пользователей финансовой отчетности (на примере частного бизнеса) могут выступать:

  • владельцы (акционеры) компании, нуждающиеся в достоверной и полной информации о ее финансовом положении и результатах экономической деятельности;
  • государственные органы (в т. ч. для целей налогообложения и статистического учета);
  • кредитные и инвестиционные организации;
  • поставщики товаров и услуг и клиенты компании;
  • сотрудники компании;

В Российской Федерации бухгалтерская отчётность регламентируется законом о бухгалтерском учёте и Положениями о бухгалтерском учёте (РПБУ), которые разрабатываются Минфином РФ, а также отдельными статьями налогового кодекса. В 1998 г. в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Согласно  РПБУ, бухгалтерская отчётность организации (для организаций кроме кредитных, страховых и бюджетных) состоит из следующих элементов:

  • бухгалтерский баланс — форма № 1
  • отчёт о прибылях и убытках форма № 2
  • отчёт об изменениях капитала — форма № 3
  • отчёт о движении денежных средств — форма № 4
  • приложения к балансу и отчёту о прибылях и убытках — форма № 5
  • отчёт о целевом использовании полученных средств — форма № 6
  • пояснительная записка,
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности организации (требуется в случае, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту).

Знания практики бухгалтерского учета  в сочетании с постоянным мониторингом меняющейся законодательной базы обеспечивают корректное составление бухгалтерской отчётности, постановку и ведение бухгалтерского учёта, что выражается в снижении издержек на содержание бухгалтерии, в защите от штрафных санкций со стороны налоговых органов, и в конечном итоге в росте эффективности бизнеса.

Нулевой баланс (нулевая отчётность) — комплекс бухгалтерской, налоговой и статистической отчётности, представляемой налогоплательщиком, временно не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, в контролирующие органы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

Нулевой баланс обладает следующими признаками:

  • Валюта баланса не превышает Уставного капитала
  • В отчёте о Прибылях и убытках прибыль 0 или отрицательна

Нулевой баланс сдаётся до 30 числа  месяца, следующего за кварталом, годовой- с 1 по 30 марта следующего года и полностью  нулевым быть не может, за исключением  случая если он — ликвидационный баланс.

 

  1. Организация финансового учёта на новом предприятии, программное и информационное обеспечение

Финансовая деятельность – это деятельность, связанная с движением финансовых ресурсов организации. Последние представляют собой денежные доходы и поступления, предназначенные для выполнения финансовых обязательств организации перед работниками, государством, контрагентами, кредитными учреждениями и прочими хозяйствующими субъектами экономики; а так же для осуществления затрат с целью развития процессов расширенного воспроизводства.

эффективность финансовой деятельности можно определить как получение более качественной прибыли. Под качественной прибылью подразумевается та прибыль, которая, во-первых, более стабильна от влияния прочих факторов по отношению к основной деятельности, то есть более прогнозируемая; во-вторых, качественные показатели которой имеют положительную динамику.

под комплексным анализом эффективности финансовой деятельности понимается системное комплексное исследование финансового состояния, позволяющее провести всестороннюю оценку финансовой деятельности организации, удовлетворяющую потребностям в информации широкому кругу пользователей, с целью оценки качества его деятельности.

Комплексный анализ финансовой деятельности может проводиться с различной степенью детализации. Глубина и качество анализа зависят от объема и достоверности информации, находящейся в распоряжении аналитика. В соответствии с возможностями доступа к информационным ресурсам выделяют два уровня данных – внешние и внутренние. Внешние данные содержат общедоступную информацию об объекте анализа и представлены пользователям в форме бухгалтерской и статистической отчетности, публикаций в средствах массовой информации; отраслевые обзоры; с некоторой долей условности сюда же можно отнести материалы собрания акционеров, данные информационно-аналитических агентств. Отметим, что последний источник представляет не всегда достоверные данные, так как в большей мере носит коммерческий характер (например, аналитические отраслевые обзоры агентства РБК, которые являются коммерческой деятельностью, а позиционируются как аналитические). Внутренние данные представляют собой конфиденциальную информацию служебного характера, циркулирующую в рамках анализируемого объекта. К числу внутренних источников информации относятся данные управленческого (производственного) учета, учетные регистры и аналитические расшифровки финансового учета, хозяйственно-правовая, техническая, нормативно-плановая документация.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"