Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:04, курс лекций

Описание работы

Признаки государства:
наличие территории;
права, закрепляющие систему норм;
система управления;
структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции.

Файлы: 1 файл

система го управления лекции.doc

— 974.50 Кб (Скачать файл)

Лекции «Система государственного управления»

 

Тема 1. Предмет, задачи и научные основы системы  государственного управления

 

1.1. Предмет  и задачи системы государственного  управления

 

Государство является формой политической организации общества, назначение которого состоит в защите существующего строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей политической волей, авторитетом власти, принужден и другими методами.

 

Признаки государства:

  1. наличие территории;
  2. права, закрепляющие систему норм;
  3. система управления;
  4. структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции.

 

Общество функционирует  на основе договора между властью  и гражданами, где каждая из сторон берет на себя обязательства и  получает права.

Институт гражданского общества включает:

  1. средства массовой информации
  2. партии и общественные организации
  3. самоуправление

 

Система государственного управления - это научная дисциплина, изучающая организацию государственного управления социально- экономическими процессами в обществе. Ее предметом является формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической системы.

 

Производство включает процесс взаимодействия человека с природой (труд) и совокупность возникающих при этом отношений.

Трудовая деятельность состоит из технико-производственных отношений (технология и организация  производства) и общественно-производственных отношений, т.е. воли сообщества в целом.

Общественные отношения  не исчерпываются отношениями непосредственно в производстве. Они содержат использование результатов производства, т.е. отношения в сфере распределения продуктов, обменами и их потреблении. Производство, распределение, обмен и потребление составляют единый процесс воспроизводства материальных и духовных благ.

Государственное управление воздействует на все стороны воспроизводства  и сферы деятельности. В производственных отношениях оно во главу угла ставит формы собственности, а в сфере  отношений распределения отдельными или группами лиц решающих средств производства.

 

Система государственного управления определяется закономерностями, принципами и правилами управления, составляющими основы методологии государственного управления. Система государственного управления основывается на законах общественного развития, прежде всего экономических.

В мировой науке сложились  различные школы государственного управления. Научные школы государственного управления:

1. Марксистская школа базируется на классовом подходе и рассматривает государство в качестве орудия политической власти.

2. Кейнсианство считает, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие.

3. Монетаризм (школа М. Фридмена) основывается на том, что рынок автоматически достигает равновесия. Чрезмерное вмешательство государства может причинить вред.

 

1.2. Формы государственного устройства

 

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства

Определяющим в государственном устройстве выступает принадлежность верховной власти.

Различают следующие формы государственного устройства:

  1. монархия
  2. республика

а) парламентская – партийное большинство в представительном высшем органе власти;

б)  президентская – все ветви власти в независимости друг от друга.

 

Теократическое направление — политическая власть в стране принадлежит духовенству.

Демократия — прерогативы нации шире государства.

 

1.3. Методы  государственного управления

 

Управление реализуется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как и в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) — информация обратной связи (после исполнения команды). Схематически процесс управления:

 

Основополагающим в  управлении является определение роли, места человека как объекта управления. Поэтому критерию различают демократический и авторитарный стили управления:

    1. демократическое управление (имеет тенденцию к анархизму) делегирование полномочий, предоставление большей самостоятельности в соответствии с функциями, привлечении человека к принятию решений.
    2. авторитарное управление (имеет тенденцию к тоталитаризму) ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; лидер обладает огромной властью.

 

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящим в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть:

1. координационная. Реализуется в форме федерации или конфедерации, Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа государственной власти.

2. субординационная. Базируется на жестком административном подчинении, принуждения к выполнению команд.

 

По критерию использования  форм собственности и владения имуществом различается следующие виды государственной собственности:

    1. федеральная собственность. Объектами федерального управления являются: природные ресурсы, недра земли, естественные монополии и т.д.
    2. собственность субъектов РФ (региональная собственность). Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта РФ и местного самоуправления.

 

По воздействию  на управляемый объект выделяется:

    1. Отраслевое управление. Предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия
    2. Территориальное управление. Осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, местным самоуправлением

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется:

1. Оперативное решает текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи

2. Тактическое выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок.

3. Стратегическое определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям. Различают общеэкономические отраслевые, функциональные стратегии.

 

По способу учета  интересов объектов управления различают:

    1. Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью размещения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Реализуется через назначение, освобождение от работы, поощрение, наказание должностных лиц.
    2. Экономическое управление. Призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

 

 

Тема 2. Структура органов государственной власти и управления

 

2.1. Становление  российского федерализма

 

Формы государственного устройства зависят от общественного  строя, экономического, геополитического, внешнего положения страны.

Формы государственного устройства:

1. унитарная

Основные признаки:

-равенство правового  положения всех граждан;

-сильная президентская  власть;

-однопалатный парламент;

-жесткая централизованная  структура исполнительной власти.

Предполагает административное подчинение, следование инструкциям, централизует основные функции государства и гарантирует выполнение.

 

2. федеральная

Характеризуется децентрализацией управления, передачей ряда важных его функций субъектом федерации, предоставляет свободу действий, но без гарантий.

 

3. конфедерация

Несколько независимых государств образуют союз государств может иметь общие органы власти: парламент, правительство, верховный суд. Отличительная особенность — акты органов вступают в силу после ратификации входящими в союз государствами.

 

Главы независимых государств - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Украины,- опираясь на решения своих парламентов, 21 декабря 1991 г. подписали в Алма-Ате соглашение о создании СНГ, констатировав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

Государственное устройство России после 1991 г. осуществляется в  направлении к федерации.

 

Основа формирования федеративных отношений:

- Федеративный договор

Подписан 31.03.1992 г. Федерацию  образовали административно- территориальные и национально- территориальные единицы: республики, края, области, города федерального значения, автономная область. автономные округа.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свой устав и законодательство.

- Конституция РФ

Закрепила принципы федеративного  устройства:

единство правового  поля;

незыбленность территориальной целостности государства, недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта РФ;

единство основ государственного строя; общность экономического пространства системы финансов, налогов, недопущение таможенных границ и т.д.;

равноправие субъектов  РФ в отношении с федеральным  центром и между собой.

 

О признаках федеративных отношений свидетельствует ряд показателей. Показатели федеративных отношений:

1. Верхнюю палату парламента, наделенную важными конституционными полномочиями, составляют представители законодательной власти субъектов РФ

2. В распоряжении органов государственной власти субъектов РФ находятся налоговые доходы

3.Главы субъектов РФ избираются населением прямым голосованием

4. Функционируют органы местного самоуправления

 

 

2.2. Федеральные  органы государственной власти

 

Государственное устройство России имеет три условия публичной (народной) власти и три вида государственной власти.

 

Уровни публичной (народной) власти:

  1. Федеральный центр
  2. Субъекты РФ
  3. Местное самоуправление

 

Виды государственной  власти:

  1. Законодательная
  2. Исполнительная
  3. Судебная

 

Государственную власть осуществляют:

  1. Президент РФ,
  2. Федеральное собрание (совет Федерации Государственная дума),
  3. Правительство РФ,
  4. суды РФ,
  5. органы государственной власти субъектов РФ.

 

Непосредственно в подчинении Президента РФ находятся:

  1. Правительство РФ;
  2. Администрация Президента РФ;
  3. Совет безопасности

Администрация Президента РФ действует на правах государственного органа управления. Ее основные обязанности: непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Она контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Совет Безопасности формируется Президентом РФ и осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз. Одной из функций Совета Безопасности является контроль за реализацией органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ стратегии в области внутренней, внешней и военной политики.

Структуру аппарата Совета Безопасности (СБ) составляют:

 

 

 

Совет Федерации и Государственная дума формируют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует палату.

 

 

 

Исполнительным внешним  органом страны является Правительство РФ.

Функции Правительства  РФ:

    1. Разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение.
    2. Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
    3. Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью
    4. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по экономической реформе, реформе социального сектора; национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ

 

Систему федеральных органов исполнительной власти составляют:

  1. министерства (федеральные);
  2. федеральные службы;
  3. федеральные агентства.

Информация о работе Система государственного управления