Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:04, курс лекций

Описание работы

Признаки государства:
наличие территории;
права, закрепляющие систему норм;
система управления;
структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции.

Файлы: 1 файл

система го управления лекции.doc

— 974.50 Кб (Скачать файл)

 

Основные функции  органов местного самоуправления:

    1. Управляют муниципальной собственностью
    2. Формируют, утверждают и исполняют местный бюджет
    3. Вводят местные налоги и сборы
    4. Охраняют общественный порядок
    5. Прогнозируют и планируют развитие территории
    6. Устанавливают условия использования земель
    7. Создают муниципальные предприятия, организации, банки
    8. Выпускают ценные бумаги
    9. Регулируют предпринимательство, занятость, цены и тарифы

 

Для выполнения возложенных на муниципальное образование функций они создают необходимые структурные подразделения.

Структурные подразделения в городских муниципальных образованиях:

- Комитеты и фонды имущества

- Земельные комитеты

- Комитеты (отделы) по инвестиционной политике

- Отделы финансовых ресурсов, фондовых, финансовых технологий

- Отделы цен, тарифов, налогов

- Отделы по работе с предприятиями

- Службы регистрации, лицензирования

- Отдел труда и занятости

 

3.5. Региональные  модели управления

 

В настоящее время  регионы не превращаются в замкнутые, экономически отрезанные от федерального центра формирования во многом благодаря функционированию ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ, городов и других территориальных единиц. Они взяли на себя часть функций федерального центра, которые он в новых условиях выполняет неэффективно.

Ассоциация является основной формой межрегиональной экономической  интеграции.

 

Направления деятельности ассоциации:

  1. Объединяет регионы по экономическим интересам
  2. Инициирует инвестиции
  3. Концентрирует материальные, технологические, финансовые ресурсы
  4. Восстанавливает разрушенные связи

 

Помимо ассоциаций к  региональным моделям управления относятся:

  1. Ассоциации
  2. Свободные экономические зоны (СЭЗ)
  3. Особые экономические зоны (ОЭЗ)
  4. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)

 

Каждая региональная модель наделяется определенными условиями  функционирования и преимуществами для участников деятельности в них.

 

 

 

Тема 4. Формирование и реализация государственной политики

 

4.1. Основы  и факторы разработки государственной политики

 

Политика – это искусство управления государством, ведение государственных дел, содержание деятельности органов власти. Всякие элементы государственного управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.

Политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она вытекает из экономического состояния общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития.

Политика бывает реальная и формальная, отличить одну от другой не всегда просто.

Основные направления  внутренней и внешней политики РФ определяет Президент РФ, обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями. Послание Президента РФ опирается на доктрины, концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы.

Доктрина выражает систему взглядов на значение отдельных мероприятий, принципов, определяющих механизм государственного регулирования, которыми руководствуются органы власти.

Правительство РФ ежегодно заявляет о приоритетах промышленной и социальной политики. Правительство РФ и Центральный Банк РФ выступают с согласованными принципами денежно-кредитной политики.

 

Государственная политика базируется на фундаменте права как основы эффективного функционирования власти. Право представляет собой совокупность обязательных норм, правил поведения, установленных государством. Источником права является Конституция РФ.

 

Право принято подразделять на:

1. частное - нормы, регулирующие отношения между гражданами

2. публичное - регулирует деятельность государственных органов, отношения между гражданами и госорганами.

 

Государственная политика, базируясь на действующих нормах права, предполагает в то же время их совершенствование по мере продвижения общества от одного этапа развития к другому.

Крупные корпорации, компании типа РАО Газпром», также проводят политику и финансируют разбитые страны.

Фактором, определяющим государственную политику, стало изменение геополитического положения России, потеря ею в связи с распадом СССР статуса сверхдержавы, экономической и военной мощи. Рост внешних заимствований все больше затрудняет проведение независимой не только внешней, но и внутренней политики. Рекомендации МВФ и других международных кредиторов вынужденно учитываются даже при решении сугубо внутренних проблем, например, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного обеспечения и др.

 

Российская государственная  политика разрабатывается по многим аспектам, направлениям, но основу ее составляет социально-экономическая политика, которая, в свою очередь, имеет следующие разделы:

  1. Реформирование экономики
  2. Структурная политика
  3. Метрология
  4. Социальная политика
  5. Аграрная политика
  6. Финансовая, денежная политика
  7. Региональная политика
  8. Внешнеэкономическая политика
  9. Политика в отношении СНГ и других стран — республик бывшего СССР

 

Цели социально-экономической  политики:

  1. высокое благосостояние граждан
  2. формирование гражданского общества
  3. упрочение экономических позиций страны в мире
  4. обеспечение прав и свобод граждан
  5. процветание науки и культуры
  6. сохранение природной среды

 

В России должна быть создана эффективная экономика, способная динамично развиваться с помощью внутренних ресурсов и органичного включения в мирохозяйственные связи. Достичь этих целей, предполагается с помощью рыночных механизмов в течение десяти лет, т. е. к 2010 г.

В конечном счете государственная политика направлена на создание условии и гарантии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласованная единая государственная политика разрабатывается на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти и получает концентрированное воплощение в прогнозах и федеральных целевых программах развития, в международных договорах России, в законах Российской Федерации и других документах и нормативно-правовых актах.

 

 

4.2. Принятие  и вступление в силу нормативных  актов

 

В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные  и региональные органы государственного управления.

 

Процедура принятия закона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

 

Основным документом, определяющим текущую финансово-экономическую  политику, является Закон о федеральном бюджете. Его принятию придается социально-политическое значение, а разработка осуществляется по особой процедуре, которая устанавливается Бюджетным Кодексом РФ. В Государственной думе данный закон принимается в четырех чтениях.

 

Акты Президента РФ и  Правительства РФ оказывают непосредственное влияние на управляемость страной. Министерства и другие федеральные  органы исполнительной власти принимают нормативные ведомственные акты, также являющиеся источниками гражданских прав и обязанностей. Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов министерств и ведомств в срок до 15 дней с даты получения ведомственного нормативного акта.

 

Акты, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций.

 

 

 

 

 

4.3. Реализация  государственной политики

 

Разработанная государственная политика, получившая выражение в правовых актах и других официальных документах, становится основой управления, принятия решений и их выполнения с последующей оценкой.

 

Процесс принятия решений  включает следующие этапы:

 

1. Определение целей. Цель должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение. Важно не менять местами цель и средство. Так, приватизацию, подавление инфляции, нельзя считать целями, это средства достижения целей, т. е. повышения эффективности производства, завоевания страной прочного положения в мире.

2. Выявление проблемы

3. Сбор необходимой информации

4. Согласование и рассмотрение возможных альтернатив

5. Выбор варианта решения

6. Разработка мероприятий по реализации решения

7. Распределение ответственности

 

Реализация решений  возложена на органы исполнительной власти. Контроль и проверку исполнения органами власти РФ и субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В целях повышения ответственности должностных лиц за безусловное и своевременное исполнение поручений Президента РФ вводится система упреждающего контроля. Руководители указанных органов обязаны заблаговременно представлять в Главное контрольное управление Президента РФ информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента РФ с последующим докладом в установленные сроки об итогах проведенной работы.

 

Реализация государственной политики, точное и своевременное выполнение решений органов власти определяются объективными и субъективными, внутренними  и внешними факторами. Многое зависит  от степени доверия граждан государству. Люди часто критически настроены к власти поэтому завоевать народное доверие действующей власти нелегко.

Первостепенная роль в реализации государственной политики принадлежит кадрам управления, аппарату государственных служащих.

 

Повышение оперативности, обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию сфер общества обеспечивается соответствующим уровнем информации. Информатизация пронизывает все направления деятельности органов управления, предприятий, учреждений, оказывает решающее влияние на процесс принятия решений, предопределяет компетентность государственных служащих.

Осуществляется программа правовой информатизации органов государственной  власти. Федеральные и региональные системы и сети информатизации базируются на компьютеризации.

В стране идет процесс становления другого общественного строя, политической системы. В связи с этим совершенствуется система исполнительной власти. Повышается роль перспективного и текущего прогнозирования в управлении, строго разграничиваются функции и полномочия органов по горизонтали и вертикали. Пересматриваются методы государственного участия в экономике, развитии науки, образования, культуры. Усиливаются регулирующие и контрольные функции, улучшается кадровый состав государственного аппарата.

 

 

Тема 5. Управление основными народно-хозяйственными комплексами, отраслями

 

5.1. Государственная  промышленная политика

 

Важнейшей функцией верховной власти страны является стратегическое целеполагание. Для РФ в качестве стратегической цели может быть принято превращение России динамично в развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни. При этом темпы роста должны быть результатами успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене, которые могут быть достигнуты на базе успешно развивающейся науки, техники, технологий.

 

Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

 

На первом этапе реализацию структурной политики будут решаться две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий — экспортеров и процессов перелива капитала из ресурсодобывающих экспортных секторов в отрасли обрабатывающей промышленности, с другой — содействие максимальному участию отечественных производителей оборудования в реализации этих инвестиционных проектов.

 

Большое значение в среднесрочной перспективе будет иметь реализация федеральных целевых программ. Важнейшей особенностью второго этапа должен стать переход к непрерывному инновационному процессу.

 

В инвестиционных расходах все больший удельный вес будут приобретать объемы финансирования НИОКР по отношению к расходам на оборудование и строительство.

 

Реализация научно-технической  и промышленной политики возложена в основном на два министерства:

Информация о работе Система государственного управления