Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:04, курс лекций

Описание работы

Признаки государства:
наличие территории;
права, закрепляющие систему норм;
система управления;
структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции.

Файлы: 1 файл

система го управления лекции.doc

— 974.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Органы государственной власти субъектов РФ

 

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно.

 

Систему органов государственной  власти субъектов РФ составляют:

1. Законодательный (представительный) орган

2. Высший исполнительный орган

3. Иные органы, образуемые в соответствии с конституцией(уставом) субъекта РФ

 

Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

    1. Государственная и территориальная целостность России
    2. Распространение суверенитета России на всю ее территорию
    3. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России
    4. Единство системы государственной власти
    5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
    6. Разграничение предметов и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ
    7. Самостоятельное осуществление органами государственных субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий

 

Органы государственной  власти субъектов РФ функционируют  в соответствии с Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

  1. Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним
  2. Устанавливает административно- территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ
  3. Утверждает бюджет и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития
  4. Устанавливает налоги и сборы, и порядок их взимания, порядок правления собственностью и т.д.

 

Полномочия исполнительного  высшего органа государственной  власти субъекта РФ:

    1. Разрабатывает и осуществляет меры по развитию субъекта РФ, участвует в проведении, единой государственной политики в области финансов, науки, образования и т.д.
    2. Формирует органы исполнительной власти субъектов РФ
    3. Разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ
    4. Управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий

 

2.4. Суды  Российской Федерации

 

Судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Судебная система  РФ состоит из:

- Федеральных Судов  РФ

- Судов субъектов РФ

 

Федеральные Суды РФ

1. Конституционный Суд

2. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные, арбитражные суды округов, субъектов РФ

3. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные и специализированные суды

 

Суды субъектов  РФ

1. Конституционные (уставные) суды.

2. Мировые судьи

 

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Все  судьи обладают единым статусом и  различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

 

2.5. Принятие  нормативных актов

 

Основным источником права служит закон, т.е. акт высших органов государственной власти. Он обладает наибольшей юридической по отношению к другим нормативным актам.

Законы и другие нормативные акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. Правительство РФ составляет план законодательных работ.

Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную думу с приложением ряда документов.

 

Документы, направляемые в Государственную думу:

  1. Обоснование необходимости принятия
  2. Оценка их согласованности с другими нормами
  3. Ожидаемые социально-экономические иные последствия применения
  4. Финансово- экономическое обоснование

 

Процедура принятия закона:

 

 

 

Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. По вопросам, носящим нормативный характер, издаются указы, по вопросам оперативного характера распоряжения, не являющиеся нормативными актами.

Правительство РФ изучает постановления и распоряжения и обеспечивает их реализацию. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Акты Президента РФ и Правительства  РФ непосредственно используются в управлении страной.

 

 

 

Тема 3. Территориальное  управление

 

3.1. Основные  принципы территориального управления

 

Территориальное образование является ключевым предметом системы государственного управления. Оно пространственно локализуется в разрезе сложившегося административно-территориального устройства страны.

Территориальное образование  располагает рядом признаков, обусловливающих  его способность к автономному  функционированию и исполнению структурообразующих  функций, формирующих его целостность и способность к самовоспроизводству.

Основными признаками территориального образования являются население, границы территории, власть, собственность и бюджет. Они же составляют и структуру государственного управления:

 

 

В соответствии со структурой государственного управления население избирает власть, которая учреждает отношения собственности, замкнутые в географические границы, в пределах которых это население проживает. Располагая собственностью, власть формирует бюджет.

 

Основные принципы территориального управления:

  1. Государственная целостность
  2. Единство системы государственной власти
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ
  4. Бюджетная самостоятельность
  5. Активная региональная политика

 

 

Компетенция РФ в сфере  территориального управления:

  1. Конституционное и федеральное законодательство
  2. Национальная безопасность
  3. Метрология
  4. Регулирование экономического и социального развития регионов
  5. Судоустройство
  6. Статистика и бухгалтерский учет

 

Под регионом понимается часть территории РФ, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регионализация государственного управления имеет объективные политические (демократия) и экономические (рынок) основы.

 

 

3.2. Разграничение  предметов ведения и полномочий

 

Федеративным договором  установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти, которые подтверждены Конституцией РФ.

 

В ведении РФ находятся  вопросы общегосударственного значения, основные из которых:

    1. Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство
    2. Финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика
    3. Судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство
    4. Метрологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет
    5. Организация федеральных органов власти
    6. Федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе
    7. Защита прав и свобод человека
    8. Управление федеральной собственностью
    9. Разработка основ федеральной политики
    10. Федеральный бюджет
    11. Внешняя политика и безопасность

 

В совместном ведении  РФ и субъектов РФ находятся вопросы:

    1. Обеспечение соответствия конституций, законов иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральными законами
    2. Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения
    3. Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон
    4. Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды
    5. Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления
    6. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
    7. Общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита
    8. Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий
    9. Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат
    10. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ

 

Договор между органами государственной РФ и органами государственной  власти субъекта РФ является правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

 

Перечень предметов  договора и соглашения:

 

 

Предметы договора

Предметы соглашения

1. Конкретизация предметов  ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами;

 

2. Условия и порядок  осуществления

разграниченных договором полномочий;

 

3. Формы взаимодействия  и сотрудничества при исполнении положений договора;

 

4. Иные вопросы, связанные  с исполнением положений договора.

1. Передача осуществления  части

полномочий;

 

2. Условия и порядок  передачи

осуществления части полномочий;

 

3. Материально-финансовая  основа передачи осуществления части полномочий;

 

4. Формы взаимодействия  и сотрудничества при исполнении положений соглашения;

 

5. Иные вопросы, связанные  с исполнением положений соглашения.


 

 

 

3.3. Государственная региональная политика

 

Региональная политика является важным направлением деятельности государства.

 

Основные цели региональной политики:

  1. Укрепление единства и целостности государства
  2. Преодоление различий между регионами по факторам развития, уровню жизни
  3. Пресечение регионального сепаратизма
  4. Максимальное использование потенциала межрегионального обмена
  5. Создание предпосылок для саморазвития регионов
  6. Функционирование без дотаций

 

Задачи региональной политики не могут быть решены лишь на основе рыночных отношений. Их решение требует структурной перестройки, планирования, финансирования и других методов прямого участия государства, воздействия с учетом, как общегосударственных интересов, так и территориальных аспектов развития экономики.

 

Основные формы участия государства в регулировании развития региона:

    1. Федеральные региональные программы, финансируемые на долевых началах из федерального бюджета
    2. Заказы на поставку продукции для общегосударственных нужд
    3. Особо важные инвестиционные проекты структурного характера

 

Правительственная комиссия по государственной поддержке развития регионов координирует деятельность федеральных и региональных органов власти.

Основные направления  координации:

  1. Стимулирование инвестиционной активности в регионах
  2. Эффективность использования выделяемых регионам бюджетных средств
  3. Мобилизация собственных ресурсов организаций всех форм собственности

 

В настоящее время  проблемными стали регионы, где  сосредоточены предприятия ВПК, легкая промышленность, металлообработка.

Основные направления  государственной политики в отношении кризисных территорий (депрессивных регионов):

  1. Структурная перестройка производственного комплекса
  2. Уменьшение зависимости от внерегиональных поставок, импорта с замещением собственным производством
  3. Перенос налогового бремени с производства на социально-избыточное потребление, на сверхприбыль
  4. Создание региональных инвестиционных и инновационных фондов
  5. Реконструкция предприятий

 

Межбюджетные отношения  Центра и регионов направлены на повышение  эффективности региональных бюджетов, сокращение количества дотационных регионов и встречных денежных потоков.

Основные принципы межбюджетных отношений:

    1. Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений и единства бюджетной системы
    2. Самостоятельность бюджетов разных уровней
    3. Законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между бюджетами разных уровней
    4. Перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований

 

3.4. Функции  местного самоуправления.

 

Местное самоуправление является основой демократического строя, важнейшим элементом гражданского общества. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов и  других форм. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Информация о работе Система государственного управления