Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа
За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был «метод кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семья выжить.
Введение
За тысячи лет до того, как слово
«мотивация» вошло в лексикон
руководителей, было хорошо известно,
что можно намеренно
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Однако, из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что, побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличии от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Актуальность настоящего
исследования обусловлена экономическими
и политическими
«Задача функции мотивации заключается в том чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом».
Актуализируя тему своего исследования отмечу что практически во всей литературе по экономике предприятия и менеджменту рассказ о методах мотивации персонала давно уже приобрел канонические формы и легко вписывается в схему: Содержательные теории мотивации (Пирамида Маслоу теория МакКлеланда теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации (Теория ожидания теория справедливости и т.д.). Большинство содержательных разделов по мотивации кочующих из одного учебника по менеджменту в другой есть всего лишь легкие модификации текста из «Основ менеджмента» Майкла Мескона в том числе приведенного мной выше. Однако существующие теории мотивации как показывает практика не помогают в решении реальных проблем мотивации возникающих у руководителей и тем более в разработке гармоничной системы мотивации. Одна из наиболее интересных попыток в построении модели мотивации персонала сделана В. Бовыкиным в его работе «Новый менеджмент». «Интересы не зависят от свойств личности индивида так как базируются на нуждах» - так пишет В. Бовыкин демонстрируя явную несоотнесенность своих утверждений с существующими психологическими реалиями. В то же время В. Бовыкин ставит проблему мотивации персонала в настоящее время во главу угла отмечая что «путь... к наивысшей эффективности процесса управления лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда...». Он подчеркивает в частности что решить проблему мотивации можно только внедрив действенный механизм мотивации труда работников. Однако очевидно что для формирования действенной стратегии мотивации персонала в настоящее время требуется коренной пересмотр традиционно бытующих на предприятиях всех сфер деятельности трудовых отношений между работником и предпринимателем. Не разделяя во всей полноте взглядов В. Бовыкина по теории менеджмента я однако не могу не согласиться со справедливостью вышеприведенного утверждения.
Исходя из актуальности избранной темы исследования и принимая во внимание обозначенный круг проблематики определим цель исследования курсовой работы – изучение проблематики мотивации трудовой деятельности персонала.
ГЛАВА №1: СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМ МОТИВАЦИИ
«стимулирование»
Для начала в целях определения терминологических концептов я попытаюсь снизить степень неопределенности в понимании значений ключевых для темы курсовой работы понятий «мотивация» и «стимулирование».
Часто ведя разговор о заинтересованности работника в высокой производительности своего труда практики-менеджеры употребляют термины «мотивация» и «стимулирование» как близкие по значению синонимы. Считается что разница между ними незначительна а нюансы пусть «ловят» теоретики – у них больше свободного времени на терминологические изыски. Это в корне неверная и очень губительная для современных менеджеров-практиков традиция. В таком понимании зачастую и коренятся основные причины многих недоразумений в управлении персоналом.
Мне кажется не проведена четкая граница между «мотивацией» и «стимулированием» например у Мескона М.Х. в классическом труде «Основы менеджмента»: «Мотивация – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации». Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению особенно ярко проявляется на предприятиях торговли. Если еще учесть то обстоятельство что у многих стимул отождествляется с оплатой труда – мы получаем окончательно запутанную картину в этом аспекте управления персоналом.
Давайте попробуем внести ясность в первую очередь по различию «стимула» и «мотива». Приведем четыре определения стимула.
Стимул - это остроконечная палка которой погоняли животных.
Стимул (лат. stimulus - стрекало погонялка) – внешнее побуждение к действию толчок побудительная причина.
Стимул - физический агент (раздражитель) воздействующий на орган чувств (рецептор).
Рисунок 1.1.
Схема стимулирующего воздействия
Из данных определений видно, что стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Во-вторых, стимулу свойственна способность «раздражать» органы чувств человека то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека. Следовательно, в широком смысле стимул – это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию то такой стимул можно считать не действенным. Подытожим: стимул задается человеку кем-то извне (см. Рис. 1.1)
Теперь о «мотиве». Мотив по убеждению профессора Виханского О.С. – внутри человека. Другими словами мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Во-вторых это не просто идеальное представление а энергетически насыщенный образ необходимого потребностно-значимого предмета. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как справедливо отмечал классик психологии деятельности Алексей Николаевич Леонтьев лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. «Встреча потребности с предметом есть акт ... опредмечивания потребности – наполнения ее содержанием которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень» то есть в мотив. Итак мотивообразование базируется на потребностной системе человека другими словами проистекает изнутри (см. Рис.1.2.)
Рисунок 1.2.
Потребностная система человека
Таким образом стимулирование – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта условий ситуации и т.п.) побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.).
Мотивация (как процесс) –
есть процесс эмоционально-
Принято выделять три основных вида трудовой мотивации:
• материальную;
• социальную (моральную);
• организационную (административную).
Мотивация включает стимулирование,
которое принято считать
Материальная мотивация реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам, практически также являющимся материальными, мировая практика (об этом свидетельствует политика фирм в странах с развитой рыночной экономикой) относит: оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, расходы работодателя на страхование жизни работников и их иждивенцев, страхование от несчастных случаев и т.п.
Социальные, или
моральные, стимулы основаны на нравственных
ценностях человека, осознании работником
своего труда как долга перед обществом,
понимании ценности и полезности этого
труда. К данной категории относят также
побудительные мотивы, связанные с творческой
насыщенностью и содержательностью труда,
относительно благоприятными его условиями,
взаимоотношениями в трудовом коллективе,
отношениями между работником и его руководителем,
возможностью профессионально-
Система стимулов к труду схематически представлена схемой 1.1.
Схема 1.1.
Материальные и нематериалные стимулы к труду
Организационная (или административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Статья 3 КЗоТ Российской Федерации определяет, что работник должен: добросовестно выполнять трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу предприятия, выполнять установленные нормы труда. Следовательно, основа этого вида мотивации - дисциплина труда, а ее результат - дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
КЗоТ РФ предусматривает конкретные меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, смещение на нижеоплачиваемую должность на тот же срок, увольнение за систематическое невыполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за прогул без уважительных причин.
Административная мотивация включает и меры поощрения. Законом предусмотрено, что за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие меры поощрения: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.
Теории мотивации прошли
длительный путь развития и совершенствования.
Еще в «школе научного управления»
применялась теория мотивации по
типу «кнута и пряника». Тейлор и
его современники ввели понятие
«достаточной дневной выработки» и предложили
оплачивать труд тех, кто производил больше
продукции, пропорционально их вкладам.
По мере развития технологии и углубления
специализации труда специалисты в области
управления стали искать новые решения
проблемы мотивации в психологическом
аспекте. Результаты исследований поведения
человека в труде позволили создать две
категории теории мотивации: содержательные
и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются
на идентификации внутренних побуждений,
называемых потребностями, описаны в работах
А. Маслоу, Д. Мак Кленда, Ф. Герцберга. Современные
теории мотивации основываются на том,
как ведут себя люди с учетом их восприятия
и познания (теория ожиданий, теория справедливости,
модель мотивации Портера-Лоулера).
Хотя эти теории расходятся по ряду вопросов,
но они не являются взаимоисключающими.
Развитие теорий мотивации явно имело
эволюционный, а не революционный характер.
Однако эти теории можно использовать
эффективно при решении задач управления
персоналом предприятия.