Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа
За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был «метод кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семья выжить.
Таблица 1.1.
Основные положения теорий мотивации
Название теории, автор |
Принципиальные
положения |
Теория экономического человека А.Смита |
Доминирующая
роль социально-экономических |
продолжение таблицы 1.1.
Поведенческая теория управления Э.Мэйо |
Методы мотивации связаны с результатами психологических исследований, побуждающих стимулов труда человека |
Теория потребностей Маслоу |
Выделяется пять типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения), которые образуют иерархическую структуру и определяют поведение человека. |
Теория Мак Кленда |
Используются потребности:
власти, успеха и принадлежности, которые
можно удовлетворять |
Теория Герцберга |
Выделены факторы, которые действуют на работу и влияют на удовлетворение потребностей: ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. |
Теория ожиданий |
Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение цели и удовлетворяет свои потребности за счет достижения цели. |
Теория справедливости |
Предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения затраченным усилиям и сравнивают с тем, что получили другие работники за аналогичную работу |
Модель |
Основана на том, что мотивация
является функцией потребностей, ожиданий
и восприятия работниками полученного
вознаграждения. Результативность труда
порождает удовлетворенность |
ГЛАВА № 2: СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
2.1. Методы стимулирования персонала
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов стимулирования может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические, является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на стимулирующей ориентации методов управления. В зависимости от ориентации воздействие на те или иные потребности, методы управления делятся на:
- Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами.
Они предполагают материальную
мотивацию, то есть ориентацию на выполнение
определенных показателей или заданий,
и осуществление после их выполнения
экономического вознаграждения за результаты
работы. Использование экономических
методов связано с
- Организационно-
- Социально-психологические
методы, применяемые с целью повышения
социальной активности
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.
Однако, акцентирование внимания
на экономических методов
Приведенная схема классификации
методов стимулирования является классической.
В современном менеджменте
1. Экономические стимулы
всех типов (зарплата во всех
ее разновидностях, включая контрактную,
премии, льготы, страховки, беспроцентные
кредиты и т.п.). Успешность их
воздействия определяется тем,
насколько коллектив понимает
принципы системы, признает их
справедливыми, в какой мере
соблюдается неотвратимость
2. Управление по целям.
Эта система широко
3. Обогащение труда - эта
система в большей степени
относится к неэкономическим
методам и означает
4. Система участия в
настоящее время существует в
многообразных формах: от широкого
привлечения коллектива к
Особое место занимают методы мотивации результативной деятельности персонала.
Экономические (прямые): |
|
- Сдельная оплата - Повременная оплата - Премии за рационализацию - Участие в доходах - Оплата обучения - Выплаты за отсутствие невыходов (в отличие от выплат по болезни) |
|
Экономические (косвенные): |
|
- Льготное питание - Доплаты за стаж - Льготное пользование жильем, транспортом и т.п. |
|
Нематериальные: |
|
- Обогащение труда - Гибкие рабочие графики - Охрана труда - Программы повышения качества трудовой жизни - Продвижение по службе - Участие в принятии решений на более высоком уровне |
|
В рамках этих групп методов
сегодня разрабатываются
Таким образом, в организациях применяются различные методы мотивации, направленные на повышение эффективности деятельности работников.
2.2. Стимулирование труда на отечественных предприятиях
Многие авторы, констатируя ухудшение ситуации стимулирования труда персонала, рассматривают ее как следствие проводившихся в 90 – х годах реформ. Согласиться с этим в полной мере нельзя. Ведь не секрет, что провозглашавшийся де-юре основополагающий принцип социализма распределение по труду, де-факто повсеместно нарушался. Как бы эффективно человек ни трудился, он получал столько же, сколько его ленивый сосед. О том, что сложившаяся система оплаты труда не выполняет ни одной из своих функций – ни воспроизводственной, ни стимулирующей, специалисты института труда писали еще в начале 90-х годов.
Очевидно, что стимулирующая функция
оплаты труда в стране снизилась
по сравнению с зарубежными
Один из важнейших вопросов организации заработной платы, в общем – соотношение ее различных элементов: тарифа, надбавок, премий.
Доля тарифа в заработной плате
в настоящее время крайне низка,
особенно во внебюджетном секторе экономики.
По некоторым оценкам, удельный вес
тарифа в средней заработной плате
в настоящее время крайне низка,
особенно во внебюджетном секторе экономики.
По некоторым оценкам, удельный вес
тарифа в средней заработной плате,
например в коммерческих банках составляет
всего 10 %. Многие специалисты, предлагают
увеличить этот показатель до 90 % - уровня,
якобы принятого в развитых странах.
Вместе с тем результаты обследования
1000 крупнейших корпораций мира выявили
тенденцию повышения доли переменной
заработной платы в общем, доходе
сотрудников. Однако удельный вес тарифа
в заработках работников в развитых
странах, безусловно, гораздо выше,
чем у нас. Этот показатель объективно
свидетельствует о степени
В западных экономиках нет проблем
с мотивацией и трудовой моралью
– люди привыкли работать качественно.
У нас такие тенденции
В условиях рынка резко усиливается
зависимость оплаты индивидуального
труда от показателей работы предприятия,
в связи, с чем тариф (в отличие
от премий, доплат и надбавок), непосредственно
не связанный с результатами труда
работника, во многом теряет свое значение.
Согласно результатам исследований,
проведенных в Институте
Большинство менеджеров по персоналу одной из основных проблем называют неудовлетворительные критерии оценки труда (как правило, они субъективны, например, в отношении практики оплаты труда в зависимости от продолжительности работы в организации).
В сфере торговли и услуг труд рядовых исполнителей оплачивается основном по сдельной системе, заработок работника устанавливается в процентах к выручке (объему привлеченных заказов). В зависимости от вида товара процент может быть разным. Например, в Новоси6ирске у продавцов продовольственных товаров с лотка он составляет 3-4%, у продавцов книг - 7-8%, у страховых агентов - до 10% суммы страховых платежей, а у риэлтеров - 60-80% величины прибыли [16, с. 35].