Слияние и поглощение банков Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются основные плюсы и минусы увеличение доли иностранного банковского капитала, как за рубежом, так и в Украине, отстаивая позицию, что в стратегической перспективе значительно выгоднее и более прибыльным для акционеров банков, банковских служащих, клиентов банков и всей украинской экономики будет ситуация, когда за счет качественного рывка отечественные банки не только удержат свои позиции на отечественном рынке, но и расширят их на зарубежных рынках. Другие варианты, а именно, ликвидация банков и продажа акций - снижение инициативы и установление иностранных правил и приоритетов в одной из важнейших и перспективных отраслях отечественной экономики.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….
3
Раздел 1. Теоретические основы банковских слияний и поглощений в условиях трансформации экономической системы Украины …………
5
1.1. Сущность банковских слияний и поглощений …………….
5
1.2. Особенности влияния рыночной среды на функционирование банковских слияний и поглощений ……………….
10
1.3. Современные проблемы банковских слияний и поглощений ……………………………………………………………….
12
Раздел 2. Анализ деятельности банковских слияний и поглощений ….
16
2.1. Организация деятельности банковских слияний и поглощений ………………………………………………………………..
16
2.2. Предпосылки для продажи части акций ОАО «Укрэксимбанк»………………………………………………………….
18
Раздел 3. Пути увеличения эффективности от банковских слияний и поглощений ………………………………………………………………..
23
3.1. Подходы к управлению банковских слияний и поглощений ………………………………………………………………
23
3.2 Внедрение нетрадиционных услуг на базе банковских слияний и поглощений ……………………………………………….….
26
3.3 Пути снижения рисков ……………………………………….
28
Заключение……………….………………………………………………..
36
Литература ………………………………………………………………..
38
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 303.63 Кб (Скачать файл)

1. Изучить всю совокупность  внутренних показателей банка  в динамике.

2. Полный анализ клиентов  банка.

3. Анализ совокупности  внешних факторов, влияющих на  деятельность

4. банка.

5. На основе собранных  данных предоставлять сводную  отчетность.

6. Предоставление беспристрастных  предложений интересующим

7. банк.

8. Продажа информации, не  касается коммерческих интересов  банка.

9. Предоставление платных  консультаций и предложений. 

Первые пять пунктов отвечают за качественное развитие банка, шестой и седьмой пункты - это предоставление глобальных информационных услуг - отвечают за прибыльность и авторитетность банка. Для создания такой мощной структуры банк значительно расширить свои мощности: привлечь средства, специалистов, технологии и прочее.

 

3.3 Пути снижения рисков

 

Как показывает опыт, для  отечественных банков главными стратегическими  целями в условиях активной экспансии  иностранного капитала являются:

1. Достаточность капитала.

2. Максимальная информированность.

3. Борьба за клиентуру.

Как решение многих из этих вопросов видим создание реорганизации  двух банков в форме слияния и  последующего создания ими нового продукта с учетом новых возможностей: увеличенного объединенного капитала, объединенных технологий и усилий, направленных на повышение конкурентоспособности банка и его стабилизации (прил. Г).

Ежи Гвиздала (Гданьский  университет): "Эти последние, если хотят выжить, должны создавать определенные группировки с целью взаимной поддержки и расширение диапазона  услуг. Условием выживания небольших  банков, в целом имеют региональный характер, является объединение их с целью реализации начинаний, которые  носят общий интерес. Совместные действия с целью, в частности, взаимного  обслуживания клиентов, осуществления  анализа рынка, совместное финансирование исследовательских работ, подготовка кадров, продовольственная специализация ".

Говоря о необходимости  создания банковских объединений в  Украине мы, прежде всего, имеем в  виду концентрацию сил с целью  выживания. Так, например, по словам С. Роголь (первого вице-президента банка "Надра"): "Прежде всего, создание банковского объединения может  стать для его участников единственной возможностью остаться на рынке". Другие, не менее важные, мотивы для создания БО, возникают в контексте повышения  конкурентоспособности отечественной  банковской системы:

1. Расширение спектра  банковских услуг, когда универсальные  и инвестиционно-направленные банки  могут объединиться и предоставить  клиентам возможность объединить  свои денежные потоки, не диверсифицируя  их.

2. Увеличение суммарного  капитала - расширение возможностей  сотрудничества с существующими,  а также привлечение новых  клиентов (в частности, крупные транснациональные компании) благодаря, например, предоставление синдифицированого кредита на осуществление определенного крупного финансового проекта - все это будет создавать финансовый фундамент для улучшения условий гарантирования. Вот комментарий Вадима Вьюн (замглавы правки банка "ТАС-Коммерцбанк"): "В качестве наглядного примера можно привести ситуацию с предоставления встречных банковских гарантий иностранным партнерам в сфере внешней торговли. Закон о госбюджете на этот год запрещает предоставление государственных гарантий правительством Украины. Поэтому иностранные партнеры давно ставят вопрос о замене института государственных гарантий на институт гарантий со стороны коммерческих банков. И в этом случае мы вплотную подходить к проблеме недостаточности капиталов Украинских банков, взятых поодиночке, для обеспечения должного объема гарантийных операций. Это вполне бы могло стать поводом для объединения банков в БУ".

3. БО могут использоваться  не только в оборонной финансовой  политике, но и в наступальницький  стратегии, поскольку является  эффективным инструментом экспансии  на рынок. Сергей Роголь в  подтверждение этого предлагает  рассмотреть следующую ситуацию: "Допустим, какой-то банк попытается  развить свой карточные бизнес. У него достаточно сформирована  инфраструктура, и он может привлечь  банки-агенты, предоставив им, определенные привилегии и делегировав какие-то функции и, в конечном итоге, такая попытка развить карточные бизнес может обернуться Созданием банковского объединения, например, банковской холдинговой группы, где инициатор может иметь статус материнского банка. Несомненно, у такого объединения намного больший потенциал, чем у каждого банка по отдельности ".

4. Желание создать более  современные и мощные технологии  и коммуникации (объединения партнеров  для модернизации совместного  бизнеса) позволит создавать крупные сети финансового обслуживания, одновременно снижая себестоимость услуг.

5. Масштабность операций  и возможность диверсификации  кредитов. Теймур Багиров (первый  заместитель председателя правления  "ТАС-Инвестбанк"): "Преимущество  банковских объединений не вызывает  сомнения. В результате объединения  расширяется доступ к капитальным  вкладам, а также повышается  устойчивость к преодолению трудностей. Крупные банки могут осуществлять  экономию, связанную с масштабом  операции. Они имеют доступ к большему числу клиентов и, следовательно, менее уязвимы как к отдельным безвозвратным долгам, так и к потере важных клиентов. Они могут диверсифицировать кредитование по разным секторам экономики, и проводит операции в различных местах, перемещ средства, предназначенный для выдачи кредитов, по всей стране за счет принятия вкладов в одном районе, а выдачи ссуд в другом ".

Как мы видим, БО можно рассматривать  как быстрый и относительно недорогой  способ расширения финансовых операций, привлечения перспективных клиентов, изменения оргструктуры и решение  многих других стратегических задач. Кроме  того, оно позволит сэкономить немалые  средства за счет сокращения персонала  и снижение текущих расходов.

Украина - это большой  перспективный банковский рынок, который  быстро развивается (размер чистой прибыли  банков за последний год увеличился на 93,7%). При вступлении Украины в  ВТО иностранный прессинг, который  уже имеет место, будет только увеличиваться.

Поэтому предлагается ряд мер по минимизации рисков и максимизации достижений, возникающих в отечественной банковской системе при вступлении Украины в ВТО:

1. Необходимо принятие  политического и экономического  решение о том, что мы без  собственных банков не сможем  осуществлять суверенную денежную  политику:

2. Следует основательно  исследовать зарубежный опыт, провести  консультации с представителями  отечественной банковской системы  и, как результат, разработать  собственную долгосрочную стратегию,  которая предусматривает политику, которая должна обеспечить ликвидность  и, соответственно, конкурентоспособность  отечественной банковской системе.

3. Создать стимулы для  расширения приватизационных и  консолидационных процессов в  банковском секторе. Задействовать  лучших экспертов для решения  этой проблемы.

4. Ввести в высших учебных  заведениях с банковской направленности  специализированные дисциплины  по этой тематике.

5. Соотнести отечественное  законодательство с теми двусторонних  протоколами, которые Украина  уже подписала в рамках переговорного  процесса ВТО.

6. Определить оптимальную  норму обязательных резервов  и не допускать ее повышения.

7. Следует при этом  отметить, что в ст. 9-11 Закона Украины  «О банках и банковской деятельности»  (от 07.12.2000 г. № 2121) отсутствуют  такие формы банковских объединений,  как: банковские концерны, банковские  консорциумы, банковский трест,  при деятельности которых возникают  именно банковские правоотношения. Создание в Украине таких форм  БУ также может повысить конкурентоспособность  отечественной банковской системы.

Все это должна предусматривать  и учитывать фискальная и денежная политика государства, а также деятельность банковского надзора. Неучет этого, означает сознательное ослабление банковского  сектора и является предпосылкой для быстрой передачи отечественных  банков в руки иностранного капитала.

Банки, в свою очередь, должны провести ряд следующих мероприятий, предусматривающих:

1. Повышение безопасности  банков и конкурентоспособности.

2. Увеличение собственных  фондов банков и в целом  уровня капитализации банков, низкий  уровень которых свидетельствует  об их слабости, определяя одновременно  их крайне невыгодное стартовую  позицию в соревнованиях с  сильными и динамическими западными  банками.

3. Уменьшение доли плохих  кредитов.

4. Совершенствование действующих  банковских процедур, управления  и модернизация оборудования.

5. Разработка долгосрочной  стратегии развития и маркетинговой  стратегии.

6. Развитие и обогащение  форм и качества представленных  услуг.

7. Расширение банковской  сети.

8. Снижение средств работы  банков.

9. Улучшение информационной  технологии банков.

10. Обмен знаниями в  области банковского дела путем  создания стратегических союзов  и двойственных соглашений.

11. Предположить, что ликвидация  ненужных структур или штатов  является нелегким процессом,  а уменьшение занятости одновременно  требует значительных инвестиционных  затрат.

12. Должны происходить  процессы прекращения регулирования,  а также либерализации поступлений  капиталов. Это способствует унификации  услуг, оказываемых банками, и  приводит к тому, что доминирующей  организационной формой на рынке  становится универсальный банк, а банковская система должна  быть дифференцирована, а ее сегменты  должны отвечать потребностям  народного хозяйства.

Этот процесс требует  основательно обдуманных действий, а  также избрание стратегии и определения  направления, в котором должны работать банки. Однако, прежде всего, необходимо решить вопрос о том, что это должна быть система, как на уровне государства, так и на уровне банков, создана не только по образцу эффективных и безопасных банковских систем других стран, таких как Англия, Франция, Германия, но и приспособлена к потребностям и требованиям нашей экономики, потому существующее положение отечественной банковского дела в большой степени зависит от изменений, которые непрерывно происходили на протяжении многих лет в нашей банковской системе и слепое копирование зарубежного опыта приведет лишь к бумажным планов.

Главным инструментом в противостоянии иностранным банкам должны стать  банковские объединения. Как отмечают все эксперты и представители  банков, освещая эту проблематику, - БО - это объединение не проблем, а результатов и перспектив. Поэтому, для достижения этой цели, банкам, в  контексте объединения, следует  предусмотреть свои стратегические направления уже накануне вступления в БУ. Как показывает зарубежный опыт, интернационализация банковских систем стала причиной значительной концентрации в них капитала, улучшая  конкурентные позиции универсальных  банков отношении банков специализированных, поэтому, учитывая то, что БУ - это  взаимодополняющая совокупность финансовых учреждений, следует сделать все  возможное, чтобы каждая часть этой системы работала слаженно и эффективно.

Главнее и первоочередное - это общее теоретическое осмысление на всех заинтересованных уровнях (государство, банки, специализированные органы, общественность) сложившейся ситуации, и создание соответствующих планов реагирования, по которым можно на практике минимизировать риски и максимизировать достижения для отечественной банковской системы  в контексте интеграции Украины  в ВТО.

Предложения по минимизации  рисков: попытка установить ограничения  на присутствие иностранного капитала в Украину не является решением проблемы регулирования его доступа. Кроме  того, установление искусственных преференций  для банков негативно скажется на развитии других сегментов финансового  рынка. Учитывая изложенное, системный  подход к регулированию доступа  иностранного капитала в банковский сектор Украины должна базироваться, прежде всего, на мероприятиях поддержания конкурентоспособности банков с национальным капиталом, использовании положительных структурных и технологических преимуществ банков с иностранным капиталом для повышения инвестиционного потенциала отечественной банковской системы и ее стимулирующей роли в социально- экономическом развитии страны за счет повышения монетизации экономики; наращивание объемов кредитования экономики как предпосылки необходимых структурных сдвигов, привлечение иностранных инвестиций и доведения их уровня на душу населения в соседних восточноевропейских стран; ускоренного развития финансовых рынков; интенсификации использования современных банковских технологий и банковского менеджмента, расширение спектра банковских услуг и повышение их качества, снижение уровня процентных ставок по кредитам; оптимизации институциональной структуры отечественной банковской системы и приближения ее к стандартам стран с развитой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, следует  сказать, что интеграция Украины  в ВТО может иметь для банковской системы диаметрально противоположные  последствия. Главными факторами влияния  на конечный результат становятся:

1. Профессионализм банковских  работников, имеющих укреплять фундамент  отечественной банковской системы,  основой которого является создание  БУ.

2. Профессионализм политиков  и чиновников, в обязанности которых  входит создание как можно  благоприятного климата, для реализации  банками своего максимального  потенциала.

Все группы клиентов отечественной  банковской системы (физические и юридические  лица, органы государственного управления) будут значительно больше плюсов, чем минусов. Это связано с  усилением конкуренции в банковском секторе после вступления Украины  в ВТО. В частности, плюсы для  клиентов проявляться в удешевлении  банковских услуг, улучшении качества и увеличении ассортимента предлагаемой продукции, расширении потребительских  прав и увеличении объемов и качества банковских гарантий. Для банков, как  государственных, так и коммерческих, интеграция Украины в ВТО имеет  преимущественно позитивный характер, что проявится в увеличении конкурентоспособности  всей отечественной банковской системы.

Информация о работе Слияние и поглощение банков Украины