Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:53, курсовая работа
Менеджмент, как научная дисциплина, сформировался где-то к середине ХХ века. С появлением и развитием рыночных отношений в России, менеджмент превратился в реальный фактор устойчивого развития предприятий в различных областях экономики. Опыт ведения бизнеса в России в период с конца 80-х годов по настоящее время показал, что только эффективный финансовый менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организации. Поэтому в изучении экономических дисциплин финансовый менеджмент все более выдвигается на первый план [2].
Введение
1 Финансовый менеджмент как система управления
1.1 Финансовый менеджмент: сущность и содержание
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента
2 Место и роль эффективного менеджмента в деятельности
организации
2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности
менеджмента
2.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления,
их влияние на качество и эффективность менеджмент
2.3 Эффективность управления и направления её
повышения
3 Анализ финансового менеджмента на организации
Заключение
Список литературы
Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории, экономического анализа, отдела внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и др. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями), права и ответственность дирекции.
Финансовая дирекция и ее подразделения обеспечивают финансовую деятельность (использование финансовых ресурсов, получение прибыли и т.п.) хозяйствующего субъекта и его подразделений.
Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухгалтерский учет, действующее законодательство РФ в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке ценных бумаг и т.д.), основы внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа.
Финансовый менеджер должен уметь разбираться в финансовой информации, анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты от использования капитала, оценивать рациональность и эффективность разрабатываемых финансовых программ, составлять отчет по использованию финансовых ресурсов.
Таким образом, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
- ориентацию организации на
спрос и потребности рынка, на
запросы конкретных
- постоянное стремление к
- хозяйственная
- постоянную корректировку
- необходимость использования
современной информационной
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении [3].
Задача финансового менеджмента состоит в управлении движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между участниками бизнес-процессов в ходе движения этих ресурсов. Ответ на вопрос, как успешнее всего управлять этим движением и отношениями, составляет сущность финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:
-управляемая подсистема (объект управления);
-управляющая подсистема (субъект управления).
Схематично данная иерархия представлена на рис. 2.
Рисунок 2 - Иерархическая структура финансового менеджмента
Объект управления - это совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между предприятиями и их подразделениями в хозяйственном процессе.
Субъект управления - это отдельная группа специалистов (финансовая дирекция, финансовый менеджер), которая посредством различных форм управленческого воздействия обеспечивает целенаправленное функционирование объекта, т.е. финансов предприятия.
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования предприятия исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего существования фирмы, поскольку только накопление прибыли в виде резервов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с рынком.
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.
Финансы каждого предприятия охватывают денежные отношения:
- с другими организациями (оплата поставок сырья, товаров, других
материальных ценностей, реализация продукции, при получении
финансовых и коммерческих кредитов, при вложении капитала и т.д.);
- с учредителями (при распределении прибыли);
- с трудовым коллективом (при оплате труда, при распределении доходов и
прибыли, при уплате дивидендов по акциям, процентов по облигациям и
т.д.);
- с государственными органами управления (при уплате налогов и т.д.).
В этой связи можно выделить следующие основные функции финансового менеджмента:
- формирование денежных средств (доходы);
- использование этих средств (расходы);
- контроль за их формированием и использованием.
Функции объекта управления:
- организация денежного оборота;
- обеспечение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами;
- обеспечение основными и оборотными фондами;
- организация финансовой работы.
Функции субъекта управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который последовательно состоит из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, принятия решения и его воплощения. Функции субъекта управления включают: планирование, прогнозирование, организацию, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.
Планирование в финансовом менеджменте играет существенную роль и охватывает весь комплекс мероприятий, как по разработке решений, так и по внедрению их в жизнь. Для того чтобы эта деятельность была успешной, создается методология и методика разработки финансовых планов.
Прогнозирование представляет собой разработку на долгосрочную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его разных частей. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей, вариантность развития финансового состояния объекта управления. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также принятия гибких и быстрых решений.
Организационная функция финансового менеджмента состоит в объединении людей, которые совместно участвуют в реализации финансовой программы на основании определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся создание органов управления, установление взаимосвязей между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик.
Регулирование в финансовом менеджменте представляет собой влияние на объект управления, при помощи которого можно достигнуть устойчивого состояния финансовой системы в случае возникновения отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникающих отклонений от плановых заданий, установленных норм и нормативов.
Координация в финансовом менеджменте - согласование работы всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношения объекта управления, субъекта управления и отдельного работника.
Стимулирование в финансовом менеджменте - побуждение работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда.
Контроль в финансовом менеджменте представляет собой проверку организации финансовой работы, исполнения финансовых планов и т.д. При помощи контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, выявляются дополнительные финансовые резервы, вносятся изменения в финансовые программы. Контроль предусматривает анализ финансовых результатов. Анализ, в свою очередь, является частью процесса планирования финансов. Таким образом, контроль является обратной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть.
2 Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации
2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента
Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т.е. взаимосвязь их во времени и пространстве.
Обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия – главная задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников [5].
Под качеством менеджмента подразумеваются некие особенности, благодаря которым различается менеджмент в разных организациях. Оценка качества менеджмента – это выделение каждой такой особенности, измерение степени ее выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки.
Другими словами, оценить качество менеджмента можно только в том случае, если будет оценена каждая составная часть этого обобщающего понятия. А для этого потребуется рассмотреть базовые понятия управленческой сферы, проанализировать, что общего и в чем различия между разными системами управления.
Система управления – это люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. Это то общее, что присутствует всегда и везде, где предприятие состоит из двух и более человек. При этом предприятие рассматривается в самом общем виде: это может быть привычное производство, политическая партия, армия, даже просто два человека, объединившие свои усилия, – в любом из этих случаев присутствуют люди, которым предписано направлять других людей на достижение общей цели.
В любой системе управления качество менеджмента тем выше, чем лучше система управления обеспечивает целостность и устойчивость деятельности.
О целостности деятельности предприятия можно говорить тогда, когда все органы большого сложного организма действуют как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности, является управляемость. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает фрагментарный характер.
Уровень управляемости – это то, что отличает одну систему управления от другой. Если не известен уровень управляемости на каждом конкретном участке деятельности, то говорить о полноценном управлении качеством нельзя. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать уровень управляемости.
Об устойчивости деятельности можно говорить тогда, когда заданное направление выдерживается, несмотря на постоянно изменяющиеся обстоятельства. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается устойчивость деятельности, является адаптивность. Адаптивность тем выше, чем больше в системе управления работников, способных к саморазвитию, готовых быстро ориентироваться и гибко перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Низкая адаптивность означает низкую выживаемость.
Классический пример низкой адаптивности – это завод, который продолжал выпускать механические арифмометры «Феликс», в то время как уже получили широкое распространение электронные калькуляторы. Из этого следует, что успешность деятельности предприятия в изменяющихся условиях существенно зависит от того, есть в системе управления самостоятельно мыслящие руководители или нет, и насколько они могут повлиять на деятельность предприятия.
Уровень адаптивности – это то, что отличает одну систему управления от другой. Если не известен уровень адаптивности тех служб, которые внедряют стандарты качества, то говорить о каком-то результате можно только языком вероятности. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать еще и уровень адаптивности.
Управляемость и адаптивность – это ключевые свойства любой системы управления. И как уже было сказано, выраженность этих свойств в наибольшей степени определяет качество менеджмента и отличает одно предприятие от другого. Но это не единственные показатели, по которым можно оценивать качество менеджмента.
Информация о работе Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией