Содержания и значения финансового анализа в деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в оценке и анализе финансового состояния предприятия и выявлении направлений, по которым необходимо вести работу по его улучшению.
Основными задачами, поставленными при написании курсовой работы, являются:
– выявление экономической сущности, цели и задачи оценки финансового состояния предприятия;
– рассмотрение методов и методик оценки финансового состояния;
– изучение экономической характеристики ОАО «Ростелеком»

Файлы: 1 файл

сведенная.docx

— 92.91 Кб (Скачать файл)

-устная информация, которая получена во время встреч с членами коллектива или представителями других предприятий.

Комплексное использование  перечисленных источников информации и правильное их сочетание в процессе экономического анализа позволяют  всесторонне изучать работу предприятий  и полнее выявлять резервы их экономического и социального развития.

Отчетность позволяет  организациям формировать мнение об эффективности использования финансовых ресурсов.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность любому субъекту хозяйствования использовать формируемую в среде бухгалтерского учета систему показателей для  привлечения клиентов и доказательства своей надежности как потенциального партнера. Для принятия грамотных  управленческих решений необходимо умение «читать» отчетность, что позволяет  сделать правильный прогноз успешности партнерства, своевременно оценив имущественное  и финансовое положение партнера.

Необходимость анализа отчетности в условиях рыночных отношений обусловлена  потребностью бизнеса в оценке деятельности и помощи в поиске ответа на вопрос, как правильно хозяйствовать.

Отчетность в толковом словаре русского языка трактуется как «оправдательные документы», содержащие отчет о работе, о произведенных  расходах.

Отчетность организации  – это система показателей, представляющих сводные данные о состоянии и  результатах деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений  за определенный период.

Отчетность формируется  в рамках организации, раскрывает различные  стороны функционирования и основывается на взаимосвязанных и взаимодействующих  видах хозяйственного учета.

Отчетность организации  классифицируется по видам, периодичности  составления, степени обобщения  отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на оперативную, бухгалтерскую, налоговую, статистическую.

Оперативная отчетность характеризует  отдельные фрагменты деятельности предприятия и используется для  текущего управления и контроля. Оперативная  отчетность содержит сведения по основным показателям за короткие периоды.

Бухгалтерская отчетность –  это единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам.

Налоговая отчетность характеризует  состояние обязательств организации, связанных с исчислением и  уплатой налогов и других обязательных платежей. Налоговая отчетность предоставляется  в органы налоговой службы и внебюджетные фонды. По периодичности различают  квартальную, полугодовую, девятимесячную и годовую налоговую отчетность.

Статистическая отчетность предназначена для обобщения  и анализа данных в рамках отдельных  сегментов (отраслей, регионов) или  экономики в целом, а также  по отдельным показателям хозяйственной  деятельности предприятий, как в  натуральном, так и в стоимостном  измерении.

Ведущая роль в информационном обеспечении принадлежит бухгалтерской, оперативно-технической и статистической отчетности.

Разнообразие социальных, экономических и правовых условий  функционирования субъектов хозяйствования в каждой стране определяет совокупность требований, которым должна отвечать бухгалтерская отчетность. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» нашли отражение качественные характеристики отчетности. Поэтому финансовая отчетность должна отвечать следующим требованиям: понятность, уместность, надежность, сопоставимость.

Понятность служит основным критерием качества информации, подразумевающим  доступность для понимания подготовленным пользователям. Отсутствие достаточных  знаний в области ведения бизнеса  не позволит уяснить сложную для  понимания, но важную для ведения  бизнеса информацию.

Уместность информации означает, что она значима и влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие  и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

Надежность информации определяется отсутствием в ней существенных ошибок и искажений. Информация должна быть правдивой, полной, экономически реальной.

Сопоставимость информации означает сопоставимость во времени  и сравнимость с информацией  других предприятий. Это позволяет  проследить тенденции в финансовом положении и результатах деятельности анализируемого предприятия.

По данным международных  стандартов финансовой отчетности № 1 «Представление финансовой отчетности»  установлены также качественные характеристики финансовой отчетности. К ним относят своевременность, значимость, прогнозную ценность, обратную связь.

Своевременность – доступ к информации при возникновении  потребности у пользователя.

Значимость – все данные, способные оказать существенное влияние на принятие решения пользователями информации, должны найти отражение  в отчетности.

Прогнозная ценность информации заключается в возможности определения  жизнеспособности организации на длительный срок.

Обратная связь информации позволяет контролировать выполнение решений, помогает подтвердить или  откорректировать ранее принятое решение  ее пользователями.

Организация будет стремиться соблюдать все вышеперечисленные  требования только в том случае, если полезный эффект от их применения будет значительно превосходить затраты на их применение.

Считается, что отчетность, составленная в соответствии с требованиями ее представления, является достоверной  и позволяет пользователям принимать  на ее основе адекватные экономические  решения. Применение качественных основных характеристик и соответствующих  бухгалтерских стандартов обеспечит  составление достоверной отчетности, анализ которой позволит принимать  оптимальные управленческие решения.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с нормативными требованиями ведения бухгалтерского учета и отчетности составляется ежемесячно и представляется в установленном  порядке ежеквартально или ежегодно по соответствующим адресам. По результатам  квартала составляются две основные формы отчетности – бухгалтерский  баланс (форма № 1) и отчет о  прибылях и убытках (форма № 2). По итогам года составляется отчетность по всем формам, включая «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3) и «Отчет о  движении денежных средств» (форма  № 4), «Приложения к бухгалтерскому балансу» (форма № 5). Кроме того, в отчетность включаются специальные  формы об использовании бюджетных  средств и нормы, предусмотренные  для конкретных отраслей. Большое  значение для обеспечения должной  информативности отчетности имеют  качество пояснительной записки  и наличие аудиторского заключения.

Наиболее информативной  формой бухгалтерской отчетности для  анализа и оценки финансового  состояния считается бухгалтерский  баланс (форма 1). Бухгалтерский баланс занимает центральное место в  анализе, контроле и управлении экономическими процессами по основным направлениям:

- в управлении собственностью, финансовыми потоками и финансовыми результатами;

- в управлении логистическими процессами движения сырьевых ресурсов, готовой продукции, финансовыми вложениями и другие.

Баланс отражает состояние  имущества, собственного капитала и  обязательств организации на определенную дату. Кроме того, он позволяет оценить  эффективность размещения капитала организации, его достаточность  для текущей и предстоящей  хозяйственной деятельности, оценить  размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации баланса внешние  пользователи могут принять решения  о целесообразности и условиях ведения  дел с данной организацией как  с партнером; оценить кредитоспособность организации как заемщика; оценить  возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций  данной организации, ее активов; принять  другое решение.

 Форма № 2 «Отчет  о прибылях и убытках» бухгалтерского  баланса предназначена для характеристики  финансовых результатов деятельности  организации. Данная форма является  одним из важнейших источников  информации для анализа показателя  рентабельности активов организации,  рентабельности реализованной продукции,  определения величины чистой  прибыли, остающейся в распоряжении  организации, других показателей.

С помощью данных этой формы  решаются основные задачи анализа результатов  деятельности организации:

- оценить динамику показателей прибыли, обосновать образование и распределение их фактической величины;

- выявить и измерить влияние различных факторов на прибыль;

- оценить возможные резервы дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Отчет об изменении капитала (форма 3) показывает структуру собственного капитала организации, представленную в динамике. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года. На основе показателей, представленных в форме № 3, проводится анализ состава и движения собственного капитала. Результаты анализа позволяют увидеть, идет ли в организации процесс наращивания собственного капитала или наоборот.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) – основной источник информации для анализа денежных потоков. Анализ отчета о движении денежных средств позволяет существенно  углубить и скорректировать выводы относительно ликвидности, платежеспособности организации, ее будущего финансового  потенциала, на основе полученных данных традиционного анализа.

Анализ движения денежных средств дает возможность оценить:

- в каком объеме и из каких источников, были получены денежные средства, каковы направления их использования;

-достаточно ли собственных средств организации для инвестиционной деятельности;

-в состоянии ли организация расплатиться по своим текущим обязательствам;

- достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности;

- каковы причины расхождения между величиной полученной прибыли и наличием денежных средств.

Анализ денежных средств  позволяет руководству организаций  корректировать свою финансовую политику в отношениях с дебиторами и кредиторами; принимать решения по формированию необходимых объемов производственных запасов; определять размеры резервов; принимать решения по реинвестированию прибыли, ее распределению и потреблению  с учетом имеющихся финансовых возможностей и уровня обеспеченности денежными  ресурсами.

В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) указывают сведения, характеризующие движение заемных  средств; наличие дебиторской и кредиторской задолженности; наличие амортизируемого имущества; движение средств, направляемых на финансирование долгосрочных инвестиций; наличие финансовых вложений; расшифровка расходов по обычным видам деятельности; отчисления на социальные нужды.

Соответственно данным формы  анализируют вышеперечисленные  показатели.

 

 

1.3 Методика проведения  предварительного анализа финансового  состояния фирмы.

 

Целью предварительного анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Предварительный анализ целесообразно выполнять в три этапа:

-подготовительный этап;

- предварительный обзор финансовой отчетности;

-экономическое чтение и анализ отчетности.

     Цель первого  этапа - принять решение о целесообразности  анализа

финансовой отчетности и  убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу:

-определяется наличие всех необходимых форм и приложений;

-реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм;

-проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.

     Цель второго  этапа - ознакомление с пояснительной  запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

     Третий этап - основной в экспресс-анализе, его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей (таблица 1,1). Предварительный анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.

      Таблица 1.1-  Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа.

 

    Направление анализа

Показатели

1. Оценка экономического  потенциала субъекта хозяйствования.

Величина основных средств  и их доля в общей сумме активов.

1.1. Оценка имущественного  положения

-коэффициент износа основных средств

-общая сумма хозяйственных средств находящихся в распоряжении предприятия;

- величина собственных средств и их доля в общей сумме источников;

- коэффициент покрытия.

1.2. Оценка финансового  положения.

-доля собственных оборотных средств в общей их сумме;

- доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников;

- коэффициент покрытия запасов;

- убытки;

-ссуды и займы, не погашенные в срок.

1.3. Наличие «больных»  статей в отчетности.

-просроченная дебиторская и кредиторская задолженность;

- векселя выданные (полученные) просроченные.

2. Оценка результатов  финансово-хозяйственной деятельности.

Прибыль.

2.1. Оценка прибыльности.

-рентабельность общая;

- рентабельность основной деятельности; --сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала; -оборачиваемость активов.

2.2. Оценка динамичности.

-продолжительность операционного и финансового цикла;

-коэффициент погашаемости дебиторской задолженности.

2.3. Оценка эффективности  использования экономического потенциала

-рентабельность авансированного капитала;

 -рентабельность собственного капитала.

Информация о работе Содержания и значения финансового анализа в деятельности фирмы