Совершенствование системы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Общая задача работы - разработка концепции системы управления предприятием с обоснованием стратегии развития и условий его эффективной работы. Выбранная тема достаточно актуальна, потому что даже самому успешному предприятию необходимо повышать свою эффективность и развиваться. Для разработки концепции системы управления предприятием основным является:
- Анализ факторов внешней среды;
- Анализ факторов внутренней среды;
- Проведение SWOT- анализа и определения стратегических альтернатив развития предприятия;
- Выбор и обоснование мероприятий по реализации стратегии развития предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3
Глава 1. Обоснование выбора ЗАО «Мебель-дизайн».
1.1. Вид деятельности предприятия, производимая продукция, оказываемые услуги…………………………………………………………………………………4
1.2. Организационно- правовая форма «Мебель-дизайн»……………………………4
1.3. История создания ЗАО «Мебель-дизайн»…………………………………….…..4
1.4. Миссия и ключевые цели организации………………………………………….…5
Глава 2. Выбор и обоснование стратегии развития ЗАО «Мебель-дизайн»…………………………………………...……………………………6
2.1. Анализ факторов внешней среды……………………………………………………..6
2.2. Анализ факторов внутренней среды………………………………………………….9
2.2.1. Анализ организационной структуры…………………………………………….....9
2.2.2. Анализ ресурсов ЗАО «Мебель-дизайн»………………………………………...10
2.2.3. Характеристика культуры…………………………………………………………..13
2.3. Проведение SWOT- анализа и определения стратегических альтернатив развития предприятия…………………………………………………………………………….……14
Глава 3. Выбор и обоснование мероприятий по реализации стратегии развития предприятия…………………………………………………..….17
3.1. Построение «дерева целей» стратегии развития предприятия……………….…....17
3.2. Моделирование процессов принятия решений на основе структурированных задач «дерева целей» по трем классам…...…………………………………………………….…17
3.3. Характеристика изменений в организационной структуре управления……………18
3.4. Подготовка предложений по работе с управленческими кадрами…………...…. .20
Глава 4. Эффективность мероприятий по реализации стратегии……………………………………………………………………..21
4.1. Мероприятия по реализации стратегии организации и эффективность их проведения…………………………………………………………………………… …….21
4.2. Определение эффективности использования капитала и финансового состояния предприятия………………………………………………………………………… ….…..22
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………….…… …….25

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы управления предприятием ЗАО МебельДизайн.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Изучение внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача фирмы поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество в долгосрочном периоде.  

2.1. Анализ факторов внешней среды.

Любая фирма  функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется  еще одна замкнутая система, в  которой компания является как бы принимающим звеном по отношению  к поставщикам товаров. В ответ  на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге фирма  оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят:

  • покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;
  • конкурентов;
  • посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;
  • финансовые учреждения;
  • рекламные агентства;
  • таможенные и другие правительственные органы;
  • готовящиеся законы;
  • экономическую ситуацию в стране;
  • политический климат;
  • развитие и достижения НТР;
  • культурные традиции.

Таким образом, понятие внешней среды складывается из двух составляющих:

1)факторы макросреды;

2)факторы непосредственного окружения фирмы.

2.1.1.Макросреда

К факторам макросреды обычно относят:

    • экономическое состояние страны;
    • политико-правовой аспект;
    • социальное и культурное окружение;
    • научно-техническое и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие  законы – темпы инфляции, соотношения  валют, нормы налогообложения и  их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования  природных и человеческих ресурсов.

Для компании ЗАО  «Мебель-Дизайн» особое значение имеют  уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы  оказывает косвенное влияние  через изменение покупательной  способности населения.

Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.

Политико-правовая составляющая для данной компании заключена  в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в г. Москве, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков.

Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет  выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и  начать применять в практике достижения современной науки и техники  в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области  информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы  развитие научно-технического прогресса  в области производства влияние  не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания.

2.1.2.Ближайшее  окружение

Основу анализа  ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который  обычно строят на использовании так  называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

 

  • конкурентная борьба внутри отрасли;
  • угроза появления товаров и услуг-субститутов;
  • способность поставщиков диктовать свои условия;
  • угроза появления новых конкурентов;
  • способность покупателей диктовать свои условия.

В настоящее  время на территории г. Москвы и всей России в целом, действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей мебелью. Среди них можно выделить:

1.конкурентов-гигантов (таких как мебельный салон «Гранд»), занимающихся продажей различных видов мебели, как импортной, так и отечественной;

2.фирмы, занимающиеся реализацией только одного вида продукции (например, фирма «Корина», занимающаяся продажей только кухонной мебели);

3.магазины, реализующие продукцию только одного производителя (например, магазин АО «Сходня-мебель»), часто они подотчетны фирме-производителю, либо мебельной фабрике принадлежит часть акций или уставного капитала таких фирм;

4.средние фирмы, как ЗАО «Мебель-Дизайн», имеющие разносторонние интересы на рынке;

5.выставочные организации;

6.фирмы, которые сами занимаются производством мебели, и сами ее реализуют; для таких фирм характерна работа на заказ и под размеры клиента с выездом мастеров на дом для замерки помещений и в последующем установки мебели.

Структуру потребительского рынка мебели в России составляют все семьи, имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную и надежную мебель

Рассматриваемая компания ЗАО «Мебель-Дизайн» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним  ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятиях-изготовителях представителями компании.

В целом, мебельная  отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость  совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний  уровень цен и конкурируют  по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих  пор растет, т.к. отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие  в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании ЗАО «Мебель-Дизайн».

Для преодоления  такой негативной ситуации, крупные  «фирмы-лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести:

-экономию средств при крупномасштабных поставках;

-создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней;

-объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях.

Такой фактор внешней  среды как возможность создания товаров-субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т. д. Уровень конкуренции с товаром-субститутом определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Здесь решающим является такой показатель, как «стоимость переключения покупателя».

Способность покупателей  диктовать свои условия в компании ЗАО «Мебель-Дизайн» выражается как:

-продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по желанию заказчика;

-осуществление доставки и монтажа;

-предоставление товарного кредита.

Для улучшенного  понимания запросов покупателей; выявления  направленности моды; покупательной  способности населения; интереса, проявляемого к продукции нашей фирмы, в деятельности фирмы используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей мебельного салона компании, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы.

Влияние поставщиков  обусловлено их сравнительно небольшим  числом и невысоким уровнем конкуренции  между ними.

Любая фирма  в данной отрасли стремится к  снижению действия рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.

2.2. Анализ факторов внутренней среды.

   Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

     Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации, представленных в таблице 1.

     Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

    Для полного анализа внутренней среды компании ЗАО «Мебель-Дизайн» необходимо исследовать пять функциональных зон:

-маркетинг;

-производство;

-финансы;

-управление персоналом;

-общее управление.

   Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется видоизменить.

   Права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В этом направлении ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.

    В организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения.

    В компании ЗАО «Мебель-Дизайн» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.

   На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли. Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.

     Компания имеет высокую деловую активность и постоянно расширяется. Анализ финансовой отчетности компании показал, что на предприятии наблюдается стабильный рост. За неполный текущий 2005 год он составляет 32% от итогов 2000 года. Объем оборотных средств вырос на 60%.

    Особое внимание при изучении коммерческой деятельности фирмы привлекли данные по закупочной стоимости продукции, ее динамика, организация складского хозяйства и методы формирования оптимального запаса на складах фирмы.

      Так введение контроля издержек значительно сократило стоимость накладных расходов, что благоприятно отразилось на себестоимости продукции, а введение два года назад принципа «торговля с колес» позволило, одновременно с увеличением объема оборотных средств, сократить объемы товарных запасов на складах. Однако имеющиеся производственные мощности используются не полностью, что влечет перерасход средств на их содержание, но создает благоприятную ситуацию для роста компании.

    Проблема качества продукции решается силами двух отделов следующим образом: поиск и отбор нового товара осуществляется специализированным подразделением компании, работники которого непосредственно присутствуют при отгрузке первой партии товара на предприятии-изготовителе. А дальнейшая работа по данному товару с данным предприятием-изготовителем ведется другим отделом по каждой группе товаров отдельно. Однако все это приводит к некоторым задержкам в поставках продукции.

    Предприятие не ставит своей целью концентрацию своей деятельности на конкретном товаре или на определенной группе покупателей. Фирма имеет широкий ассортимент продукции, в который входят пять основных групп.

Информация о работе Совершенствование системы управления предприятием