Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 14:53, курсовая работа
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.
Введение
1. Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1 Рынок государственного долга и его структура
1.2 Механизм рынка государственного внутреннего долга
2 Рынок государственных ценных бумаг. Современное положение
2.1 Характеристика деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
2.2 ЦБ как агент государства
2.3 Банк развития и внешнеэкономической деятельности
2.4Сбербанк РФ как агент государства
3 Направления совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Заключение
Список используемых источников
Таким образом, рынок государственного долга можно определить как совокупность отношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами, инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными и местными органами власти, экономическими субъектами.
Другими словами, рынок государственного долга включает в себя следующие три сегмента: рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов, рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальных и корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местного самоуправления и экономическими субъектами).
Рынок государственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. На внутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государства являются многочисленные российские предприятия и организации, финансово-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторами государства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физические лица, международные финансовые организации.
1.2 Механизм рынка государственного внутреннего долга
Система участников рынка государственных заимствований на федеральном уровне включает в себя:
Между этими участниками рынка сложились определенные взаимоотношения, которые являются результатом распределения выполняемых на рынке видов профессиональной деятельности и функций.
Самым массовым участником рынка государственных ценных бумаг выступают инвесторы. Это экономические агенты, осуществляющие инвестиции в государственные долговые обязательства. В числе инвесторов можно выделить следующие группы:
Министерство финансов РФ является эмитентом, который производит выпуск государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации.
Центральный банк РФ выступает как организатор и генеральный агент Минфина РФ. В качестве такового Банк России выполняет самые разнообразные функции, перечень и содержание которых определяется по отношению к каждому займу в отдельности. В частности, он вместе с эмитентом может:
Внешэкономбанк является агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютного облигационного займа. Он:
Наряду с ММВБ в режиме реального времени работают ещё семь региональных торговых площадок, но их доля в суммарном объеме проводимых операций ничтожно мала.
Тем не менее, включение в орбиту единого российского электронного финансового рынка Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Владивостока, Нижнего Новгорода и Самары имеет большое значение - теперь большая часть российских банков и инвестиционных компании имеет равные возможности по работе на внутреннем рынке государственного долга, независимо от их территориального расположения.
Дилерами, как правило, являются банки, другие кредитные организации, финансовые компании. Они делятся на две группы: первичных и официальных дилеров. Дилеры действуют на основе заключенного с Банком России договора.
Официальные дилеры:
Первичные дилеры - это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.
Уполномоченные банки определяются для работы с конкретным кругом клиентов или обслуживания определенного займа. Так, из числа первичных дилеров выделяются уполномоченные банки для работы с нерезидентами, есть уполномоченные банки и другие кредитные организации, обслуживающие размещение и обращение облигаций государственного сберегательного займа. Специальный институт уполномоченных банков обслуживал движение казначейских обязательств. Критериями выбора уполномоченных банков могут быть разные факторы: наличие лицензии на работу с иностранной валютой (для работы с нерезидентами), покупка облигаций на определенных Минфином РФ условиях подписки (сберегательный заем), наличие опыта работы с предприятиями определенных отраслей (казначейские обязательства).
Характеристика функций основных участников рынка государственного долга свидетельствует о том, что они распределили между собой все виды профессиональной деятельности на рынке государственных ценных бумаг и выступают соответствующими профессиональными участниками рынка.
Дилерскую деятельность осуществляют первичные и официальные дилеры, уполномоченные банки по работе с облигациями сберегательного займа.
Брокерскую деятельность ведут официальные дилеры, уполномоченные банки, Внешэкономбанк.
Управление ценными бумагами инвестора осуществляют официальные дилеры и уполномоченные банки.
Клиринговая деятельность находится в компетенции ММВБ.
Депозитарной деятельностью занимаются Центральным банк РФ (казначейские векселя), ММВБ, дилеры, уполномоченные банки по работе с нерезидентами.
Реестр владельцев ценных бумаг ведут Минфин РФ и территориальные органы федерального казначейства (векселя Минфина РФ), дилеры, Внешэкономбанк.
Торговую деятельность осуществляют ММВБ, первичные дилеры, уполномоченные банки, Российская торговая система.
В результате сложившегося распределения полномочий между основными участниками рынка государственного долга каждый инвестор в любое время беспрепятственно может вложить свои средства в избранную им государственную ценную бумагу, разрешенную положением о ней к покупке данной категорией инвесторов.
1.3 Рынок государственных ценных бумаг. Современное положение
Начнем рассматривать современное положение рынка государственных ценных бумаг с 2008 года.
Исходя из имеющихся последних данных о рынке государственных ценных бумаг можно сделать вывод, что август 2008 стал рекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутренних государственных облигаций.
За август котировки наиболее длинных облигаций федерального займа (ОФЗ) снизились на 5-12 процентных пунктов. Такого значительного падения стоимости государственных бумаг не было с кризиса 1998 года. Только в 2005 году наблюдалось столь резкое движение цен, но тогда ОФЗ наоборот дорожали за счет притока иностранного капитала на фондовый рынок.
Объем рынка ОФЗ а настоящее время составляет более 1 трлн руб. Крупнейшими держателями госбумаг являются Сбербанк, Банк развития и Банк России. Сбербанк держит госбумаг примерно на 300 млрд руб. Согласно отчетности ВЭБа, его портфель ОФЗ превышает 160 млрд руб.
Общая экономическая целесообразность вложения средств в ОФЗ для инвесторов снижается, и причиной тому -- повышение Банком России ключевых ставок, считают участники рынка. Под ОФЗ можно получать рефинансирование, в частности, в ЦБ по операциям репо. Однако с весны 2008года ставка по сделкам репо выросла с 6,25% до 7% годовых. За тот же срок ставка рефинансирования ЦБ выросла с 10,25% до 11% годовых. Удорожание денег Центробанка привело к потере интереса инвесторов к федеральным облигациям. "Июльское повышение Центробанком ставки рефинансирования до 11% стало последней каплей, спровоцировавшей начало продажи госбумаг",-- считает аналитик банка "Зенит" Александр Ермак. Менее чем за два месяца самый длинный выпуск ОФЗ с погашением в 2036 году потерял 15 процентных пунктов, из которых 12 -- за август.
Падение котировок госбумаг может привести к снижению прибыли держателей. Как правило, бумаги, находящиеся в инвестиционном портфеле, остаются там до погашения. Бумаги в торговом портфеле периодически переоцениваются по текущим котировкам, и в случае их снижения влияют на финансовый результат. Банкиры признаются, что стараются держать ОФЗ в торговых портфелях.
Смягчить эффект от падения стоимости ОФЗ крупным держателям этих бумаг позволяет игра на повышение. В последний рабочий день месяца, когда держатели бумаг традиционно проводят переоценку торговых портфелей, госбумаги неожиданно подорожали. Трейдеры нескольких банков рассказали, что за минуту до окончания торгов ОФЗ появились котировки, на несколько процентных пунктов превышающие среднедневные уровни. В результате в некоторых длинных выпусках госбумаг прошли сделки на 150-200 млн руб., а цена к закрытию выросла на два-три процентных пункта. Однако банкиры и управляющие публично не признаются в совершении таких операций.
До конца 2008 года ситуация на рынке ОФЗ только ухудшалась, считают эксперты. Учитывая отсутствие поддержки госбумаг со стороны крупных игроков и бегство инвесторов из длинных позиций, переоценка доходностей ОФЗ продолжилась.
Снижение доходностей ОФЗ ударило прежде всего не по частным управляющим компаниям, в структуре портфелей которых доля этих бумаг незначительна, а по Банку развития. В портфеле ВЭБа, инвестирующего пенсионные накопления, более 60% занимают ОФЗ. Согласно закону "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии Российской Федерации", любая управляющая компания, в том числе ВЭБ, должна обеспечить сохранность пенсионных накоплений, то есть не может показывать отрицательную доходность их инвестирования. По итогам второго квартала 2008 года ВЭБ показал доходность инвестирования накопительной части пенсии в размере 4,85% годовых. При этом за этот же период котировки ОФЗ в целом снизились на два процентных пункта.
Несмотря на неблагоприятные прогнозы экспертов, анализ результатов работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ за сентябрь 2008 показали стабилизацию ситуации на рынке государственных ценных бумаг.
По данным Центрального Банка рынок государственных ценных бумаг на 2010 год находится в следующем положении:
В рассматриваемый период Минфин России продолжал укрупнять объемы последних выпущенных в обращение выпусков государственных ценных бумаг. На вторичном рынке были проведены два аукциона по до размещению двух выпусков ОФЗ-ПД срочностью 2,3 и 2,8 года. Суммарный объем размещения составил 3,7 млрд. руб. по номиналу против 15,1 млрд. руб. в марте.
Таблица 1 - Параметры и результаты аукционов по до размещению ОФЗ на вторичном рынке
Параметры выпусков |
|||
Дата аукциона |
14.04.2010 |
21.04.2010 |
|
Номер выпуска |
25072 |
25073 |
|
Объем предложения, млрд. руб. |
6,0 |
11,1 |
|
Срок обращения, дней |
1 015 |
833 |
|
Дата погашения |
23.01.2013 |
1.08.2012 |
|
Результаты аукционов |
|||
Объем спроса по номиналу, млрд. руб. |
5,12 |
5,51 |
|
Объем спроса по рыночной стоимости, млрд. руб. |
5,36 |
5,69 |
|
Объем размещения по номиналу, млрд. руб. |
2,04 |
1,71 |
|
Объем выручки, млрд. руб. |
2,13 |
1,77 |
|
Цена отсечения, % от номинала |
103,13 |
101,95 |
|
Средневзвешенная цена, % от номинала |
103,16 |
102,03 |
|
Доходность по цене отсечения, % годовых |
5,99 |
6,00 |
|
Доходность по средневзвешенной цене, % годовых |
5,98 |
5,97 |
|
Премия/дисконт к доходности выпуска на вторичном рынке, базисных пунктов |
1 |
1 |
|
Информация о работе Совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга