Совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.

Содержание работы

Введение
1. Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1 Рынок государственного долга и его структура
1.2 Механизм рынка государственного внутреннего долга
2 Рынок государственных ценных бумаг. Современное положение
2.1 Характеристика деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
2.2 ЦБ как агент государства
2.3 Банк развития и внешнеэкономической деятельности
2.4Сбербанк РФ как агент государства
3 Направления совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

рцб.docx

— 64.91 Кб (Скачать файл)

2. Провести инвентаризацию  счетов (в свободно конвертируемой  валюте, замкнутых и специальных  валютах, валютах бывших социалистических  стран), которые были переданы  по заявлениям юридических и  физических лиц - клиентов Внешэкономбанка  в главные территориальные управления  Центрального банка Российской  Федерации и по которым не  было предоставлено соответствующего  валютного покрытия.

3. Осуществить выдачу  облигаций внутреннего государственного  валютного облигационного займа  российским юридическим лицам - владельцам  средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах во Внешэкономбанке вне зависимости от их юридического статуса в следующей пропорции:

ѕ 55 процентов суммы задолженности - облигациями IV транша;

ѕ 45 процентов суммы задолженности - облигациями V транша.

14 мая 2008 года Внешэкономбанк, выступающий в качестве платежного  агента Министерства финансов  Российской Федерации, произвёл  погашение облигаций внутреннего  государственного валютного займа (ОВГВЗ) V серии, предъявленных держателями  к погашению по состоянию на 14 мая 2008 года, в том числе находящихся на счетах депо во Внешэкономбанке. Сумма выплат в погашение ОВГВЗ V серии составила 2,47 млрд. долларов США.

Внешэкономбанк также осуществил платежи по купонам ОВГВЗ V и VII серий в общей сумме 104,85 млн. долларов США. Оплата купонов произведена из расчета 3% годовых.

Держатели ОВГВЗ V серии, которые не предъявили облигации во Внешэкономбанк для погашения в установленный срок, смогут сделать это начиная с 16 мая 2008 года в течение последующих 10 лет.

После погашения облигаций внутреннего государственного валютного займа V серии в обращении остается один выпуск указанных облигаций - ОВГВЗ VII серии в объеме 1,75 млрд. долларов США со сроком погашения 14 мая 2011 года.

В соответствии с Условиями выпуска облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1996 года № 229, 14 мая 2009 года наступает срок оплаты купона ОВГВЗ VII серии за 2009 год.

Внешэкономбанк, являющийся платежным агентом Министерства финансов Российской Федерации по указанным облигациям, с 14 апреля 2009 года начал прием ОВГВЗ VII серии от держателей для оплаты очередного купона. Срок приема облигаций для оплаты купона заканчивается за 7 дней до даты погашения купона, то есть прием осуществляется до 7 мая 2009 года включительно. После указанной даты до даты оплаты купона по облигациям Депозитарий Внешэкономбанка прекращает все операции с ОВГВЗ VII серии. Прием указанных облигаций для оплаты купона будет возобновлен Внешэкономбанком 18 мая 2009 года.

Помимо агента Правительства по управлению внутренним валютным долгом Внешэкономбанк выполняет следующие агентские функции:

ѕ обслуживание государственных внешних облигационных займов Российской Федерации (Внешэкономбанк обеспечивает осуществление платежей по основному долгу и купонам по двум внешним облигационным займам эмиссий 1998 г., а также по внешним облигационным займам с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг);

ѕ Привлечение под гарантии Правительства Российской Федерации иностранных кредитных ресурсов, их обслуживание и погашение (Внешэкономбанк - один из важнейших каналов поступления в страну иностранных инвестиционных ресурсов под гарантии Правительства Российской Федерации. В соответствии с курсом, проводимым Правительством Российской Федерации, привлеченные Внешэкономбанком под правительственные гарантии ресурсы используются только для финансирования социально значимых проектов.)

ѕ Взыскание с российских заемщиков задолженности по кредитам, полученными ими за счет централизованных средств (Высококвалифицированные юристы и экономисты Банка постоянно занимаются совершенствованием имеющихся и разработкой новых форм обеспечения возвратности бюджетных средств российскими заказчиками импортных товаров, закупленных в счет кредитов, привлеченных под гарантию Правительства Российской Федерации.);

ѕ Управление государственными финансовыми активами (Государственные финансовые активы, состоящие на учете во Внешэкономбанке - это обязательства иностранных заемщиков (зарубежных государств, банков и коммерческих фирм) по кредитам, предоставленным им Российской Федерацией и бывшим СССР. Подавляющая часть этих обязательств по своей природе относится к экспортным кредитам и связана с поставками российских (и советских) промышленных товаров и услуг за рубеж.)

ѕ Управление средствами пенсионных накоплений (В рамках проводимой в стране пенсионной реформы в январе 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по управлению пенсионными накоплениями граждан.

Внешэкономбанк осуществляет доверительное управление средствами пенсионных накоплений застрахованных граждан, не выбравших частную управляющую компанию, а также выбравших Внешэкономбанк в качестве управляющей компании.)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Сбербанк РФ  как агент государства

КБ АО "Сбербанк" - активный участник фондового рынка и является первичным дилером/агентом по обслуживанию операций с государственными ценными бумагами (ГЦБ) эмитируемыми Министерством Финансов РФ и Центральным Банком РФ.

КБ АО "Сбербанк" имеет Лицензию № 199 Агентства РФ по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на проведение банковских и иных операций, осуществляемых банками, в национальной и иностранной валюте от 09 апреля 2007 года, и Лицензию № 0401101506 на занятие брокерской и дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя от 09 апреля 2007 года.

Сбербанк может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.

Сбербанком были соблюдены следующие требования, чтобы стать дилером на рынке государственных ценных бумаг:

ѕ Сбербанк имел лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности;

ѕ не имел нарушений налогового законодательства. Кроме того, на последнюю отчетную дату Сбербанк не имел задолженности по платежам в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды;

ѕ не имел санкции в виде приостановления или аннулирования действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;

ѕ имел собственные средства (капитал), соответствующие требованиям, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих на условиях совмещения дилерскую, брокерскую и депозитарную деятельность, эквивалентную 1 млн. ЭКЮ.

Так как Сбербанк является кредитной организацией, к нему были предъявлены дополнительные требования:

ѕ выполнение обязательных резервных требований за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи документов для заключения договора с Центробанком;

ѕ членство в Национальной фондовой ассоциации (НФА);

ѕ отсутствие просроченной задолженности по кредитам, ранее предоставленным Банком России, и процентам по ним, а также других просроченных обязательств перед Банком России;

ѕ недопущение фактов неоплаты расчетных документов его клиентов, а также неоплаты расчетных документов самого банка в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах последнего непрерывно свыше 5 дней;

ѕ отнесение к категории финансово стабильных банков, определяемой ГУ (НБ) Банка России в соответствии с нормативными актами Банка России.

Все эти требования Сбербанком были соблюдены, поэтому он стал первичным дилером на рынке государственных ценных бумаг.

Первичные дилеры - это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняют дополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.

Выкупу подлежат ценные бумаги СССР:

ѕ размещенные на территории Российской Федерации в период до 1 января 1992 года;

ѕ предъявляемые гражданами Российской Федерации.

Выкуп ценных бумаг СССР осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисленных согласно Заявлениям клиентов.

Выплаты денежных средств производится:

ѕ по ценам, устанавливаемым Постановлением Правительства Российской Федерации;

ѕ путем зачисления на счет владельца ценных бумаг СССР по вкладу, открытому в учреждении Банка, осуществившем прием этих ценных бумаг.

В настоящее время отделения Среднерусского банка СБ РФ осуществляют прием заявлений клиентов на выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР.

Выплаты денежных средств будут производиться по ценам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации № 230 от 06.05.2004 путем зачисления на счет владельца ценных бумаг СССР по вкладу, открытому в учреждениях Банка, осуществляющем прием этих ценных бумаг.

Государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, размещенные до 1 января 1992 года, принимаются к оплате всеми отделениями Банка.

Выкуп Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР. В соответствии со статьей 104 Федерального закона РФ «О федеральном бюджете на 2006 год» № 189-ФЗ от 26.12.2005 и Постановлением Правительства Российской Федерации № 230 от 06.05.2004 «О выкупе в 2004 году у владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года», в учреждениях Сбербанка России возобновлена работа по выкупу ценных бумаг СССР. Начиная с 2006 года учреждения Банка также совершают операции выкупа сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации в период с 1 января 1992 года. В настоящее время отделения Среднерусского банка Сбербанка России осуществляют прием заявлений клиентов на выкуп государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР.

В настоящее время проводятся только выплаты купонного дохода по ОГВЗ 1991 года, ГСО-ФПС и ГСО-ППС. По ГСО-ППС последние выплаты проводились 7 мая и 21 апреля 2010 года, по ГСО-ФПС - 29 апреля и 28 мая.

Выплаты доходов по государственным ценным бумагам осуществляются и региональными отделениями Сбербанка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Направления  совершенствования механизма рынка  государственного внутреннего долга

Необходимость и направления совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга мы рассмотрим в сравнении со странами-участницами ОЭСР.

Описательной теорией служит теория агентства, раскрывающая отношения принципала (хозяина ресурсов) с агентом (управляющим ресурсами ради исключительной выгоды принципала).

Общая идея состоит в том, что интересы принципала хотя бы частично должны конфликтовать с интересами агента, и агент имеет некое информационное или операционное превосходство над принципалом. Стандартная модель агентских операций содержит систему кнута и пряника, вынуждающую/побуждающую агента действовать хотя бы частично в интересах принципала. Таким образом, принципалу приходится выбирать между эффективностью (нанять агента) и пониженным риском (сделать дело саму), и результат всегда хуже лучшего.

В нашем случае принципалом является государство, а «ресурсами» - его долг. Государство решает, самому управлять долгом или нанять для этого агента. Например, в России долгом управляет Минфин, а в Великобритании - специализированное агентство (United Kingdom Debt Management Office - UKDMO). В первом случае, говорит теория, риск меньше, но и эффективность УГД ниже, во втором, наоборот, - риск больше, но и эффективность выше.

Делегирование ответственности за УГД долговому агентству создает проблему «принципал - агент» независимо от того, где находится агентство - в Минфине или за его пределами. Как подчинить интересам принципала деятельность агента, имеющего собственные интересы информационное превосходство над принципалом? Если агент информирован лучше принципала, то у принципала возникает моральная проблема из-за того, что он не может проверить операции агента. Иначе говоря, принципал не понимает до конца, почему агент не справляется с возложенной на него миссией - из-за низкой квалификации агента или внешних, неподконтрольных агенту обстоятельств. Например, если мандат долгового агентства предписывает достижение неких исполнительских эталонов, а агентство не выполняет это предписание, то неясно, кто виноват - рынок, «подставляющий» агентство под плохую конъюнктуру, или неопытные сотрудники агентства. В случае отдельного агентства потребность в эффективном делегировании ответственности еще острее, так как агентский риск нарастает с «длиной поводка». В этом случае отношения с агентством переводятся в более формальное русло, а требования к прозрачности и подотчетности ужесточаются.

Информация о работе Совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга