Стратегическое планирование и стратегический менеджмент, сходство и различие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:28, доклад

Описание работы

Стратегическое планирование. Правильное определение целей является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление, снижение работоспособности и производительности. Все сказанное относится к организации в целом и к исполнителям -- ее членам. Им необходимо сконцентрировать свое внимание на стоящих перед ними целях с тем, чтобы внести максимальный вклад в успешное достижение целей организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Стратегическое планирование…………………………………………………………..4
2. Стратегический менеджмент…………………………………………………………....9
3. Различие стратегического планирования от стратегического менеджмента……….15
4. Школа стратегического менеджмент…………………..…...........................................17
5. Сущность стратегического планирования…………………………………………….20
6. Функции и выгоды стратегического планирования………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 102.42 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, стратегическое планирование из реальной бизнес-практики фактически сводилось к стратегическому  программированию. То есть, как правило, к формализации и детальной проработке стратегий или стратегического  видения, которые уже были приняты  и уже осуществлялись.

А объективно для достижения будущего бизнес-успеха в первую очередь  требуются разработки, в которых  создаются содержательно различные  стратегии и проводится их сравнительный  анализ как существенно разных стратегических альтернатив развития бизнеса.

Любое практическое планирование, в том числе стратегическое, весьма формально. И при этом оно всегда сильно зависело и будет зависеть от уже сложившихся параметров организации, а также от ее ключевых бизнес-процессов.

При реальном планировании сами особенности планового процесса не дают вырваться за рамки уже  заданных параметров и тенденций. В  жизни для подавляющего большинства  конкретных бизнес-ситуаций реально  эффективные стратегические изменения  требуют именно прорыва за традиционные рамки и уже сложившиеся представления  о данном бизнесе.

В отличие от «примитивно  аналитичного» и излишне формализованного стратегического планирования, стратегическое управление как стратегическое мышление и видение - это, прежде всего, синтез.

Важнейшую роль в стратегическом синтезе играют интуиция и креативность. Исключительно творческая природа  процесса стратегического синтеза  и соответствующие части стратегического  менеджмента практически не поддаются  какой-либо реально значимой формализации.

Таким образом, с одной  стороны, стратегическое планирование не может и не должно подменять  собой стратегическое мышление, стратегическое видение и соответствующую систему  стратегического управления.

Но, с другой стороны, т.е. с позиции правильного стратегического  мышления и современного стратегического  менеджмента, стратегическое планирование является необходимым элементом  процесса стратегического управления. Точнее стратегическое планирование - это составная часть процесса разработки стратегий как отдельных  подсистем деловой деятельности организации, так и ее корпоративной  стратегии в целом. И при этом стратегическое планирование как определенный элемент более общего процесса выполняет строго заданную роль или функцию, которая является производной от миссии, дерева целей, стратегических приоритетов и других ключевых элементов стратегии.

Кроме того, развитие стратегического  планирования как специализированной подсистемы деятельности непосредственно  детерминируется процессами развития стратегического управления и в  целом всей системы менеджмента  организации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Стратегическое планирование и стратегическое управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Школа стратегического менеджмента

Как и во всякой научной  дисциплине, в стратегическом менеджменте  существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие  базисные принципы дисциплины, приведенные  выше, но, тем не менее, по-разному  расставляют исследовательские  акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического  управления — школами стратегического  менеджмента. В литературе последних  лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента  представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Авторы выделяют десять научных школ, называя  их в следующей последовательности (табл. 1).

Таблица 1

 (Г. Минцберг, Б. Олстрэнд, Дж. Лэмпел, 1997)

  Название школы

Процесс формирования стратегии

1

дизайна

осмысление

2

планирования

формальный

3

позиционирования

аналитический

4

предпринимательства

предвидение

5

когнитивная

ментальный

6

обучения

развивающийся

7

власти

ведения переговоров

8

организационной культуры

коллективный процесс

9

внешней среды

реактивный

10

конфигурации

трансформации


Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер — их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие  возникли на ее основе), рассматривают  стратегию как процесс неформального  дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет  которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала  стратегию как относительно независимый  процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей  о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования»  она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.

Следующие шесть школ рассматривают  специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи  делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать  стратегию как результат предвидения  будущего, озарения, разрешающего менеджеру  принять риск. Таким образом, стратегия  снизывалась с процессами, происходящими  в сознании менеджера. наиболее последовательно  эта позиция разрабатывалась  когнитивной школой, которая выбрала  своей методологической основой  когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.

Четыре последующие школы  пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться  шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представители школы  власти рассматривали стратегию  как процесс переговоров между  конфликтующими группами внутри организации  либо между организацией и внешней  средой. Согласно взглядам сторонников  школы культуры, стратегия зависит  от культуры организации, а процесс  ее выработки является коллективным процессом. Теоретики школы внешней  среды полагают, что построение стратегии  есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней  среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой  конфигурации», представляет собой  подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих — процесс  выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и  ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается  как процесс трансформации.

Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа  деятельности компаний, принадлежащих  к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей  методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных  организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать  школы и направления стратегического  менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных  проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность стратегического планирования.

Каждая  фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как  залог постоянной прибыли. Для этого  она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в) собственным ресурсным возможностям. Такая программа отражает стратегию  фирмы. Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых  фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической  организации стратегия — это  совокупность ее главных целей и  основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.

Термин "стратегия" в переводе с греческого означает "stratos" — войско и "ago" — веду. Применение в управлении военной терминологии, видимо, лишний раз подтверждает боевой характер предпринимательства.

Стратегия — понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик  можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:

·  средство достижения конечного результата;

·  объединение всех частей организации в единое целое;

·  охват всех основных аспектов деятельности фирмы;

·  обеспечение совместимости всех планов фирмы;

·  план действий;

·  прикрытие, т. е. рассматривается как действия, нацеленные на победу в конкурентной борьбе;

·  порядок действий, т. е. план, может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

·  позиция в окружающей среде, что означает связь со своим окружением;

·  перспектива, т. е. видение того состояния, к которому надо стремиться;

·  результат анализа сильных и слабых сторон организации работы в фирме и определение возможностей и препятствий ее развития;

·  заранее подготовленная реакция фирмы на изменения внешней среды.

Разрабатывая  стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:

·  содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;

·  было обозначено скоординированное руководство;

·  поддерживала прогрессивную инициативу;

·  главные усилия должны быть сконцентрированы в нужное время и в нужном месте;

·  обеспечивала гарантированные ресурсы;

·  предусматривала гибкость поведения в тактических действиях для использования минимума ресурсов при достижении максимума результата.

Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия  должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому  стратегия — это, прежде всего  реакция фирмы на объективные  внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

Стратегия не может быть простым определением желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — еще не значит разработать стратегию. Стратегия  должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому  стратегия — это, прежде всего  реакция фирмы на объективные  внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности. Процесс обоснования  стратегии развития обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды  хозяйствования, прежде всего выявления  потребностей рынка и определения  возможностей фирмы в их удовлетворении.

Стратегия развития фирмы предусматривает  разработку комплекса подходов, которые  обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после  принятия стратегии развития и ее документального подтверждения  в виде стратегического плана  фирма перейдет к обоснованию  своих планов в области маркетинга и производства, построит свою организационную  структуру управления, определит  размер необходимых инвестиций, установит  заработки персоналу и т.д.

Стратегическое  планирование характеризуется следующими особенностями. Оно:

·  включает многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий, а также разных функций — маркетинговый, производства, персонала и др.;

·  является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как: а) организационное долгосрочное предвидение, б) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации, в) распределение и перераспределение ресурсов;

·  является функцией направлений, а не времени;

·  отражает инновационный характер плана;

·  содержит совокупность глобальных идей развития фирмы;

Информация о работе Стратегическое планирование и стратегический менеджмент, сходство и различие