Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:50, научная работа
Условия деятельности фирм в последние годы существенно изменились. Основными изменившимися элементами условий деятельности являются нестабильность деятельности, условия конкуренции, замедление темпов экономического роста и ограничения социально-политического характера.
Для того, чтобы фирма могла не просто вложить в условиях рынка, но и эффективно работать, она вынуждена приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и событиям. Следовательно, признание важности изменений является первым шагом на пути решения основной задачи фирмы - эффективной работы в условиях рынка.
Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
1.1. Изменение условий деятельности фирм в настоящее время
Условия деятельности фирм в последние годы существенно изменились. Основными изменившимися элементами условий деятельности являются нестабильность деятельности, условия конкуренции, замедление темпов экономического роста и ограничения социально-политического характера.
Для того, чтобы
фирма могла не просто вложить
в условиях рынка, но и эффективно
работать, она вынуждена приспосабливатьс
Представьте себе гипотетическую фирму, членом высшего руководства которой Вы являетесь. Дайте ей название.
Открытое Акционерное Общество "Банк Эсхата" ("БЭ") в городе Душанбе Республики Таджикистан.
Ответьте на следующие вопросы:
Привлечение средств во вклады и предоставление кредитов физическим и юридическим лицам.
Физические и юридические лица
Головной банк ОАО "Банк Эсхата", г. Худжанд.
Денежные средства в наличной и безналичной форме.
В дальнейшем
это будет Ваша собственная учебная
ситуация, на примере которой мы
будем рассматривать все
Приведите Ваши собственные примеры влияния происходящих изменений на деятельность гипотетической фирмы.
В настоящее время, возможны следующие изменения, оказывающие влияние на банковскую сферу:
1.2. Реакция
внутрифирменных условий
Внутрифирменное управление и планирование в свой состав с 50-х годов включило такие инструменты, как стратегическое планирование по периодам, выбор позиции в конкуренции, управление на основе ранжирования стратегических задач, управление по слабым сигналам, управление в условиях неожиданных событий.
Дайте краткую характеристику каждого из названных инструментов.
1.3. Стратегия и стратегическое планирование
В широком смысле стратегия – это выработка подхода к достижению поставленных целей. Существуют разные модели выработки стратегии.
Б.Карлоф в книге «Деловая стратегия» (М.: Экономика, 1991) называет три модели выработки стратегии.
Дайте сравнительную характеристику каждой модели.
Плановая модель |
Модель предпринимательского типа |
Модель обучения на опыте |
Стратегия – это обдуманный, полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс; Эта модель рассматривает стратегию как процесс планирования, результат относительно стандартен и обычно выражен в виде позиций; В соответствии с моделью познается штаб исполнителей и главный исполнитель, который отвечает за разработку стратегии; Модель предполагает, что за разработку
стратегии обязательно Модель предполагает достижение определенного стратегического положения в конкуренции. |
Стратегия – это полусознательный процесс, который происходит в уме лидера предприятия; Длительное изучение логики функционирования отрасли, в которой предприятие работает, и глубокое осмысление имеющихся тенденций дают сценарий, в соответствии с которым бизнес должен развиваться в будущем; Это видение служит «зонтиком», под которым могут приниматься конкретные решения, разрабатываться дополнительные планы и предприниматься соответствующие действия; Чтобы сохранить свою гибкость и плодотворность этот сценарий должен иметь неформальный или личный характер. |
Стратегия – это развивающийся и одновременно повторяющийся процесс, требующий взаимоотдачи и восприимчивости. Модель формулируется под воздействием внешних импульсов, получаемых в процессе её реализации. Стратегия постоянно «вылечивается» и корректируется. Характер разработки
стратегии приводит к тому, что
деятельность фирмы и поведение
сотрудников дополняются Процесс разработки стратегии может быть спонтанным или управляемым. |
Наиболее часто употребляемое определение стратегического планирования звучит так: «Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принятых руководством фирмы, которые ведет к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь фирме (организации) достичь своих целей».
Проанализируйте
определение стратегического
Стратегический план – это обдуманный процесс, который должен включать реализующиеся последовательно детализированные планы; это совокупность главных целей фирмы, способов их достижения. Стратегический план включает совокупность глобальных идей развития бизнеса. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
Ознокомтесь
с примерами возможных
Название |
Суть стратегии |
Ожидаемые последствия |
1.Стратегия низкой цены |
Цена на продукцию устанавливается существенно ниже, чем конкурентная цена. Щедрое финансирование рекламы. Стремление захватить большую долю рынка |
Высокая выручка от продаж. Низкая норма прибыли. Высокая чувствительность к незначительным ошибкам руководства. Финансовая неустойчивость |
2.Стратегия высокой цены |
Цена на продукцию устанавливается существенно выше конкурентной. Высокие вложения в рекламу с целью убедить в превосходных качествах продукции |
Умеренный объем продаж. Высокая норма прибыли. Привлечение внимания конкурентов |
З.Стратегия медленного роста |
Цена на продукцию устанавливается на уровне конкурентной. Значительная доля прибыли реинвестируется в производство и вкладывается в рекламу |
Медленное развитие. Довольно высокая устойчивость фирмы |
4.Стратегия экономии на производстве |
Установление цены несколько выше конкурентной. Щедрое финансирование рекламы. Минимальные вложения в производство |
Высокая норма прибыли. Большой риск потерять рынок |
5. Производственная стратегия |
Установление цены на уровне конкурентной. Умеренное финансирование рекламы. Усилия на снижение себестоимости, снижение потерь от брака, поиск более дешевых поставщиков |
Возможна высокая норма прибыли, Финансовая устойчивость |
6. Стратегия инновационного лидера |
Высокие вложения в научные исследования и разработки |
Повышение индекса уникальности. Появление продукции нового поколения. Завоевание рынка |
Исходя
из собственного жизненного опыта и
изученной экономической
Название |
Суть стратегии |
Ожидаемые последствия |
Стратегия постепенного развития |
Постепенное расширение организации. Последовательная реализация намеченных шагов и продуманных действий. Процентные ставки устанавливаются несколько ниже конкурентных. Умеренное финансирование рекламы. |
При успешной реализации данной стратегии ожидается постепенное развитие, наличие у организации устойчивого положения к резким изменениям. Высокая норма прибыли за счет высокого качества предоставляемых услуг и низких процентных ставок по ним. Конкурентная борьба. Выход на лидирующие позиции. |
Назовите специфические особенности стратегического планирования и устно их проанализируйте.
Стратегические планы фирмы пронизывают все формы её управления и планирования.
Определите, поиск ответов на какие вопросы идет:
На стратегическом уровне (уровне высшего руководства). Какой фирма хочет себя видеть? Где она сейчас и каковы условия её деятельности? |
Разрабатывается стратегический план развития, формулируется миссия фирмы. Определяются ожидаемая норма прибыли, необходимый прирост в деятельности фирмы, вид деятельности, вид рынка; лицо предприятия, желаемый прирост, рентабельность фирмы |
На исполнительном уровне. Каким образом и как: добиться, достичь, догнать, удержать? |
Разрабатываются и принимаются стратегические планы по конкретным стратегическим единицам: управление персоналом, сбыт, НИОКР, маркетинг и т.д. Эти планы корректируются на основе анализа конкурентной позиции фирмы на рынке. Изучается доля участия на рынке, обновление продукции, анализ собственной позиции на рынке, конкурентные отношения, альтернативные стратегии |
На оперативном уровне. За счёт чего/кого? |
Составляются планы: объёмов реализации, развития производства на очередной год, оптимального использования ресурсов, закупки сырья, разрабатываются локальные стратегии по каждому наименованию выпускаемой продукции. Осуществляется оперативное планирование |
1.4. Модель и
принципы стратегического
На рисунке 1.4.1 определены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия.
Рис. 1.4.1. Модель процесса стратегического планирования
Вопросы:
Миссия организации — основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей. Миссия недостижима - это не цель, а высшее предназначение существования компании, что и определяет отсутствие возможности ее достижения. Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. Расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, такие как: цель функционирования организации, область деятельности организации, философия организации, методы достижения поставленных целей, методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации). Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными.
Цели организации - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Оценка и анализ внешней среды - процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Оценка внешней среды по трем параметрам:
- оценка изменений,
которые воздействуют на
- определение факторов,
представляющих угрозу для
- определение факторов,
представляющих больше
Анализ сильных и слабых сторон организации является важнейшим инструментом стратегического планирования. Он необходим для решения вопроса о том, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить решение будущих проблем, связанных с внешними опасностями. Для выявления сильных и слабых сторон организации, а также потенциальных возможностей и угроз, применяют SWOT-анализ. Достигается это за счет того, что организация сравнивает внутренние силы и слабости своей компании с возможностями. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии