Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:50, научная работа

Описание работы

Условия деятельности фирм в последние годы существенно изменились. Основными изменившимися элементами условий деятельности являются нестабильность деятельности, условия конкуренции, замедление темпов экономического роста и ограничения социально-политического характера.
Для того, чтобы фирма могла не просто вложить в условиях рынка, но и эффективно работать, она вынуждена приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и событиям. Следовательно, признание важности изменений является первым шагом на пути решения основной задачи фирмы - эффективной работы в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

BE.doc

— 897.50 Кб (Скачать файл)

Анализ стратегических альтернатив происходит в рамках выбранной общей стратегии фирмы  и оцениваются по степени пригодности  для достижения ее главных целей. Здесь происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием.

Выбор стратегии осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние  фирмы. Процесс выбора стратегии  включает в себя: анализ прошлых стратегий, анализ портфеля продукции и непосредственный выбор стратегии.

Реализация стратегии  является заключительным и самым  продолжительным этапом стратегического  процесса. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую  выбрало руководство. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Эта система определяет: какие подразделения будут нести ответственность и за что, какие информационные системы понадобятся для контроля за выполнением стратегии, какая потребуется переподготовка рабочей силы и т.п.

Оценка стратегии -  сравнение реальных показателей  эффективности с целями. Этот процесс  используется в качестве механизма  обратной связи для корректировки  стратегии. Оценка будет эффективной, только если она проводится систематично и постоянно.

 

2.Объясните  причины характера и последовательности  взаимосвязей в модели.

 

Согласно этой модели процесс стратегического планирования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия, которые являются реакцией на внешние сегменты. В соответствии с этими целями проводится анализ потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Целью такого рода анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на рынки сбыта и диверсификации производства. Процессу разработки стратегии диверсификации на предприятии должно предшествовать принятие стратегического решения, связанного с обеспечением синергетического эффекта от всех элементов, образующих его организационную структуру. Стратегия развития предприятия, с одной стороны, должна быть связана с конкретными стратегическими альтернативами, а с другой – с синергетическим эффектом как характеристикой целостности предприятия.

 

3. Принципы, на основе которых строится процесс стратегического планирования.

 

- процесс выработки  стратегии не должен завершаться  каким-либо немедленным действием,  а обычно заканчивается установлением  общих направлений, продвижение  по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.

- сформулированная стратегия  должна быть использована для  разработки стратегических проектов.

- необходимость в данной  стратегии отпадает, когда реальный  ход событий выведет организацию  на желаемое развитие.

- в процессе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий.

- при появлении более  точной информации может быть  поставлена под сомнение обоснованность  первоначально разработанной стратегии.  В этой связи необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ФАЗЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ

Кеннет Эндрюс и представители  школы дизайна предложили свою модель формирования стратегического плана, представленную на рисунке 2.1.1.

 

 

Рис. 2.1.1. Модель стратегического планирования, предложенная Гарвардской школой бизнеса

 

Объясните, в чем заключается  принципиальное отличие подходов к  формированию стратегического плана  представителей школы дизайна и  школы планирования.

Модель формирования стратегического плана, предложенная И.Ансоффом, имеет два принципиальных отличия от модели Гарвардской группы. Во-первых, И. Ансофф вводит в процессе стратегического планирования понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства в модели Гарвардской группы. Во-вторых, он предпринял попытку описания процесса стратегического планирования в виде определенной формализованной блок-схемы, которая предполагает подробную разработку списков факторов, учитываемых в процессе принятия решений и расставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы.

Подход Д.Хасси отражен  в следующем алгоритме, представленном на рисунке 2.1.2.

 

Рис. 2.1.2. Основные элементы содержания стратегического плана, предложенные Д.Хасси

 

Рис. 2.1.3. Основные элементы содержания стратегического плана, предложенные И.Ансоффом

 

Обоснуйте выбор модели формирования стратегического плана  Вашей организации из вариантов, предложенных И.Ансоффом, К.Эндрюсом, Д.Хасси.

Для моей организации  наиболее эффективной моделью формирования стратегического планирования является модель, предложенная И. Ансоффом, благодаря тому, что в ней учитывается обратная связь, которая обеспечивает интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность ее реализации.

Приведите не менее 10 определений  стратегии из различных источников литературы с указанием такого источника  и анализом ключевых моментов каждого  определения. Представьте в виде таблицы.

Таблица 2.1.1

№ п/п

Определение стратегии

Автор

Источник

Анализ ключевых моментов определения

1

Стратегия – это есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

 

 

 

 

 

И. Ансофф

И. Ансофф «Стратегическое  управление»

4 различных группы  правил: используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе;

по которым складываются отношения фирмы с ее внешней  средой;

по которым устанавливаются  отношения и процедуры внутри организации;

по которым фирма  ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

2

Стратегия – это детальный  всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

 

 

 

 

Мескон

Основы менеджмента, Мескон.

формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными; придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов

3

Стратегия – это 

долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям; конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

 

 

О.С. Виханский

«Стратегическое управление»», О.С. Виханский.

В первом случае: исключает  детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя  направление в сторону конечного  состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. Во втором: все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики

4

Стратегия – это это  складывающийся из нескольких этапов путь, ко-

торый должна пройти компания от своего нынешнего состояния

до того целевого состояния, которое мы планируем и предвосхи-

щаем.

 

 

 

А. Гершун, М.Горский.

«Технология сбалансированного  управления», А. Гершун, М. Горский

Интегрируются в некоторое  согласованное целое следующие элементы:

• главные цели организации;

•политику/ценности/философию/идеологию;

• предпринимаемые действия.

5

Стратегия – это некоторый  набор

курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией

 

 

 

Г. Минцберг

«Стратегический менеджмент» А.Н. Попов

Он рассматривает стратегию  как единство

≪5Р≫: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy)

6

Стратегия –определяется  четырьмя элементами или направлениями: стратегия товарно-рыночного инвестирования, предложение потребительской ценности (или ценности для покупателя), активы и компетенции, функциональные стратегии и программы

 

 

 

Д. Аакер

«Стратегическое рыночное управление», Д. Аакер

Основным  компонентом стратегии является сфера бизнеса и происходящие внутри нее динамические процессы. Сфера бизнеса определяется товарами, которые компания планирует предложить и от производства которых она отказывается; рынками, которые она стремится или не желает обслуживать; конкурентами, с которыми она будет соперничать; конфликтами, от которых она стремится уклониться; а также уровнем вертикальной интеграции

7

Стратегия – это программа, план, генеральный курс субъекта управления

по достижению им стратегических целей в любой области

деятельности.

 

 

Р.А. Фатхутдинов.

«Стратегический менеджмент», Р.А. Фатхутдинов.

Стратегии могут быть обоснованными только в случае применения

к их разработке научных  подходов, методов системного

анализа, прогнозирования и оптимизации. Для выработки

конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу

их разработки применять  системный, комплексный, интеграционный,

маркетинговый, функциональный, динамический,

воспроизводственный, процессный, нормативный,

оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный

и другие подходы.

8

Стратегия – это определение  основных

долгосрочных целей  и задач предприятия и утверждение  курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих

целей

 

 

 

А. Чандлер

«Стратегический менеджмент»  А.Н. Попов

в данном случае следует  определить

долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными  и не меняться до тех пор, пока внешние  условия и (или) внутренние изменения  не заставят руководство пересмотреть долгосрочные

ориентиры развития фирмы.

9

Стратегия – это комбинация методов конкуренции и организации  бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных  целей.

 

 

 

А. Топсон.

«Стратегический менеджмент», А..А. Томпсон –мл., А. Дж. Стриклед - ΙΙΙ

Процесс выработки основывается на тщательном изучении всех возможных  направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков и  др.

10

Стратегия – это генеральный  план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей

Чуб Б. А.

«Стратегический менеджмент оргнизации», курс лекций

План должен перевести  организацию из ее настоящего состояния  в желаемое руководством будущее состояние.


 

В представленной ниже таблице  проведите сравнение оперативного и стратегического видов планирования по заданным критериям.

Таблица 2.3.1

Критерий сравнения

Оперативное

Стратегическое

Миссия, предназначение

Направлена на достижение конкретных поставленных задач в средне- и краткосрочной перспективе

Является выражением философии и смысла существования  организации. Она устремлена в будущее  и не зависит от текущего состояния  организации

Объект концентрации внимания

Сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения

Формулирование общей  стратегии организации, причины  ее существования

Учет фактора времени 

Акцент на кратко- и  среднесрочные аспекты

Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные  аспекты

Основа построения системы планирования

Разработка на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени  как для предприятия в целом, так и для его подразделений

Разработка стратегии, определяющей основные направления  деятельности и реализацию стратегии для достижения целей

Подход к управлению персоналом

Составление оперативных  планов и графиков для цехов, участков, бригад и рабочих мест и их доведение  до непосредственных исполнителей

Отслеживание тенденций  развития персонала, а также определение стратегической потребности в трудовых ресурсах, возникающей в процессе реализации тех или иных глобальных производственных планов

Критерии эффективности

Достижение конкретных кратко и среднесрочных планов

Достижение общей цели существования организации


 

Тема 3. КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

3.1. Миссия и цели  организации

3.2. Оценка и анализ  внешней среды

3.3. Обследование внутренних  сильных и слабых сторон организации

3.4. Изучение стратегических  альтернатив

 

3.1 Миссия и  цели организации

Миссия - это основная цель организации (организации) или  четко выраженная причина ее существования. Практически все преуспевающие организации имеют формально выраженную формулировку своей миссии, которая в современных условиях дополняется концепцией видения бизнеса, представленной на рисунке 3.1.1.

 

Видение бизнеса:

Оказания высококачественных банковских услуг, наиболее полно-удовлетворяющих  потребностей клиентов.

 

 

Рис. 3.1.1. Видение бизнеса

Стержневые ценности – стабильные непреложные принципы организации.

Основные намерения  – миссия, причина существования  организации в данный момент.

БАЦ (большие амбициозные  цели) – однозначное непреодолимое  стремление организации.

 

Цели организации формулируются на основе миссии. Цели представляют из себя результаты, которых стремится добиться организация в перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. Цели отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенностью с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения. Цели должны соответствовать определенным характеристикам, которые носят название SMART-характеристики:

1) S (Specific – определенность, точность) -  цели должны быть ясными и точными, чтобы не оставалось место для их неясного толкования;

2) М (Measurable - измеримость) – выражать качественно все что можно и даже субъективные ожидания, фиксируя то, каким может быть результат, если цель достигнута;

3) А (Achievable - достижимость) – и начальник и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима;

4) R (Related - взаимосвязь) - соотносится со стратегией, хозяйствующими целями организации, интересами исполнителей;

5) Т (Time-bound – временная определенность) – определена по шкале времени и срокам их достижения.

 

 

 

 

Проанализировав основные характеристики задаваемых организацией целей, сформулируйте три основные цели Вашей организации.

 

  1. Увеличить стоимость активов банка на 5% к 2013г.
  2. Увеличить рентабельность банка на 5-7% к 2013-2015г.
  3. Увеличить клиентскую базу в 1,5 раза.

 

3.2. Оценка и  анализ внешней среды

 

Параметры внешней среды  удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру метода анализа внешнего окружения организации известного как STEP-factors analyzing (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.

 

 

 

PEST-анализ

Факторы макросреды

Состояние фактора

Тенденция развития фактора

Характер влияния + /-

Степень влияния      -5/5

Возможные действия организации

Степень влияния      -5/5

Политические  факторы:

           

Текущее законодательство на рынке

принятие законов, «Программа развития банковского сектора»

реализация на практике

+

+3

больше возможностей для кредитования

+4

Регулирующие органы и нормы

среднее состояние

увеличение контроля данными органами

+

+2

выполнение, соблюдение требований и нормативов

+3

Изменение правительственной  политики

содействие развитию малого и среднего бизнеса

улучшение ситуации

+

+3

привлечение вкладов, кредитование

+4

Контроль за деятельностью бизнес-субъектов

среднее состояние

ужесточение

-

+3

более привлекательные  процентные ставки и условия для  кредитования

-1

Финансирование, гранты и инициативы

среднее состояние

улучшение ситуации

+

+3

совершенствование технологий

+4

Экономические факторы:

           

Экономическая ситуация и тенденции

состояние финансового  кризиса

интенсивное развитие, ухудшение  ситуации

-

-4

снижение процентных ставок для привлечения клиентов

-3

Уровень инфляции

высокий уровень

ухудшение ситуации

-

-4

привлекать больше вкладов и меньше кредитовать

-3

Инвестиционный климат в отрасли

Средний

нехватка финансовых ресурсов из-за кризиса

-

-4

Меньше кредитовать

-3

Платежеспособный спрос

средний уровень

повышение уровня

+

+3

увеличение объема финансовых операций

+4

Обменные курсы валют

нестабильность

падение курса валют

-

-4

--

-4

Потребности конечного  пользователя

высокие

увеличивается давление потребителей

-

-4

более качественные надежные услуги

-1

Налогообложение

среднее состояние

тенденции к увеличению

-

-2

--

-2

Социальные факторы:

           

Демография

среднее состояние

ухудшение

-

-3

кредитование молодых  семей

-1

Структура доходов и  расходов

выше среднего

улучшение

+

+2

кредитование на выгодных условиях

+3

Тенденции образа жизни

среднее состояние

стабильное

+

+2

предоставление средств на различные потребительские желания

+3

Бренд, репутация банка

стабильное

улучшение

+

+2

реклама

+2,5

Мода и образцы для  подражания

меняются

улучшение

+

+2

предоставление услуг  на различные потребительские желания

+2,5

Потребительские предпочтения

более высокие требования

рост

+

+2

предоставление средств  на различные запросы потребителей

+3

Технологические факторы:

           

Технические инновации

средний уровень

улучшение

+

+3

развитие конкурентоспособных  технологий

+4

Замещающие технологии

средний уровень

улучшение

+

+2

поиск новых технологий

+2,5

Зрелость технологий

среднее состояние

ухудшение

-

-3

замена техники

-1

Информация и коммуникации, влияние интернета

средний уровень

улучшение

+

+2

использование высокоскоростного  интернета

+3

Доступ к технологиям, лицензирование, патенты

среднее состояние

улучшение

+

+1,5

обмен патентами и  лицензиями

+2

Суммарное влияние всех факторов

     

+7,5

 

+25,5

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии