Стратегия и тактика антикризисного финансового управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Вне зависимости от экономической ситуации, отрасли и масштабов деятельности, времени присутствия на рынке, опыта и профессионализма менеджеров и многих других индивидуальных факторов с кризисами сталкиваются абсолютно все хозяйствующие субъекты. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисной управленческой стратегии приобретает существенную значимость. Таким образом, актуальность изучения проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.

Содержание работы

1. Понятие кризиса
1.1 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
1.2 Симптомы и этапы кризиса предприятия
2. Антикризисное управление
2.1 Понятие антикризисного управления
2.2 Эффективность антикризисного управления
3. Разработка стратегии и тактики антикризисного финансового управления
3.1 Разработка антикризисной стратегии организации
3.2 Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика
управления
3.3 Организация внедрения антикризисной стратегии

Файлы: 1 файл

Стратегия и тактика антикризисного финансового управления.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание

     Введение

  1. Понятие кризиса……………………………………………………….…5
    1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии……………………………………………………………...5
    2. Симптомы и этапы кризиса предприятия……………………………...7
  2. Антикризисное управление……………………………………………..12
    1. Понятие антикризисного управления………………………………….12
    2. Эффективность антикризисного управления………………………….14
  3. Разработка стратегии и тактики антикризисного финансового  управления……………………………………………………………….18
    1. Разработка антикризисной стратегии организации…………………..18
    2. Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика

    управления……………………………………………………………...25

    1. Организация внедрения антикризисной стратегии…………………..29

    Заключение………………………………………………………………….31

    Приложения

    Расчетная часть

    Список использованной литературы

 

 

Введение

    Вне зависимости от экономической ситуации, отрасли и масштабов деятельности, времени присутствия на рынке, опыта  и профессионализма менеджеров и  многих других индивидуальных факторов с кризисами сталкиваются абсолютно  все хозяйствующие субъекты. В  условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисной управленческой стратегии приобретает существенную значимость. Таким образом, актуальность изучения проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.

      В условиях рыночной экономики  управление финансами, или финансовый  менеджмент, является наиболее сложной   и приоритетной задачей, стоящей перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности, так как при повышении степени свободы и манипулировании финансовыми ресурсами повышается и значимость эффективного управления ими. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что в рыночной системе хозяйствования главным критерием эффективности работы экономических субъектов являются именно финансовые результаты их деятельности, устойчивые и положительные значения которых могут быть достигнуты только при высоком профессиональном уровне их финансового менеджмента.

    Актуальность  данной темы обуславливается тем, что  организация в условиях быстро меняющейся экономической обстановки и в  условиях жесткой конкуренции может  потерять свою платежеспособность, что может привести к кризису и, как следствие, к банкротству, поэтому, чем раньше будет обнаружена тенденция, ведущая предприятие к кризису, и, соответственно, чем раньше будет разработана антикризисная управленческая стратегия, тем раньше предприятие восстановит платежеспособность и выйдет на нормальный режим работы.

    В связи с этим возникает необходимость  проводить систематический финансовый анализ предприятия. Финансовый анализ позволяет не только выяснить, в  чем заключается конкретная болезнь экономики предприятия-должника, но и заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.

    Вопросы антикризисного финансового управления затрагивают интересы как частных (физических) лиц, так и юридических.

    Целью работы является изучение стратегии и тактики антикризисного финансового управления, рассмотрение причин возникновения кризисной ситуации.

    Задачи  курсовой работы:

    1) Рассмотреть причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии;

    2) Определить роль стратегии в антикризисном управлении;

    3) Изучить разработку стратегии антикризисного финансового  управления организацией;

    4) Раскрыть тактику реализации стратегии антикризисного финансового    управления. 

 

    1. Понятие кризиса

1.1 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии

   Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.

   Кризис  предприятия вызывается несоответствием  его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Все причины в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены на экономические, технические, социальные, политические, природные и др.

     Кризисы могут быть классифицированы по нескольким основаниям (рисунок 1). По одной из классификаций они подразделяются на прогнозируемые и непредсказуемые [5].

   Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства компании – вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации. Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

     В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

    1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
    2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса  можно в свою очередь подразделить на:

    1. Социально-экономические факторы общего развития страны
      • Рост инфляции;
      • Нестабильность налоговой системы;
      • Нестабильность регулирующего законодательства;
      • Снижение уровня реальных доходов населения;
      • Рост безработицы.
    2. Рыночные факторы
      • Снижение емкости внутреннего рынка;
      • Усиление монополизма на рынке;
      • Нестабильность валютного рынка;
      • Рост предложения товаров-субститутов.
    3. Прочие внешние факторы
      • Политическая нестабильность
      • Стихийные бедствия
      • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние факторы  возникновения кризиса:

    1. Управленческие
      • высокий уровень коммерческого риска;
      • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
      • неэффективный финансовый менеджмент
      • плохое управление издержками производства;
      • отсутствие гибкости в управлении;
      • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
    2. Производственные
      • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
      • Устаревшие и изношенные основные фонды;
      • Низкая производительность труда;
      • Высокие энергозатраты;
      • Перегруженность объектами социальной сферы.
    3. Рыночные
      • Низкая конкурентоспособность продукции;
      • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей [1].

1.2 Симптомы и этапы кризиса предприятия

     Предприятие – это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько  различных функций по реализации товаров и услуг.

     Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать  развитию других предприятий или  отрасли в целом. Это обусловлено  тем, что каждое предприятие имеет  сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние, внутренние, локальные и общие.

     Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих состояние экономики, в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.

     Для каждого отдельного предприятия существует свое соотношение внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие по структуре и организации предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие – находиться на грани банкротства, а третьи – извлекать выгоду. Причин в этом может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними [10].

     Но  может быть и другая ситуация, когда  предприятие входит в кризис при  вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже  внутренние затруднения, такие как  деловые конфликты, организационные  проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятии решений, некачественный маркетинг и многие другие.

     Ниже  приводятся основные симптомы, свидетельствующие  о приближении кризисной ситуации:

     1. Снижение спроса на продукцию предприятия и одновременный рост спроса на продукцию предприятий-конкурентов.

     2. Негативная динамика со стороны внешней среды: снижение объемов материальных и сырьевых ресурсов, повышение цен на сырье и техническое оснащение.

     3. Сокращение темпов производства соседних отраслей.

     4. Потеря конкурентного статуса на фоне общего усиления конкуренции на рынке.

     5. Неблагоприятные правительственные меры в отрасли предприятия: повышение таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного курса рубля.

     6. Нестабильная обстановка в регионе, где находится предприятие. Это может быть неблагоприятная экологическая, политическая, социальная обстановка.

     7. Нестабильность действий иностранных партнеров.

     8. Новые открытия и инновационные разработки предприятиями-конкурентами.

     9. Старение и ухудшение технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование технологий, вызывающих потери и снижение качества продукции.

     10. Трудности с персоналом: недостаточный профессиональный уровень, несоответствие навыков сотрудников новым требованиям и технологиям, снижение заинтересованности.

     11. Недостаточная организация управленческой структуры, ее застойность.

     12. Финансовая политика характеризуется наличием заемных средств, падением курса акций предприятия [7].

     Симптомы – это начальные признаки, самые первые «звонки». Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Анализ таких показателей, как, например, производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала может отражать состояние производственной основы предприятия. Наиболее важную роль играют финансово-экономические и социально-экономические показатели. Состояние показателей оценивается, с одной стороны, относительно нормативных величин, а с другой – относительно друг друга.

     Симптомом предкризисного состояния может  являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т. д. [2].

     Во  все периоды жизни предприятия  существует опасность возникновения  кризиса. Но и сам кризис также протекает в несколько указанных ниже этапов, которые отличаются характером, содержанием, воздействиями и мерами по их устранению.

     1. Снижение основных показателей предприятия – рентабельности и объемов прибыли. В результате ухудшается финансовое состояние предприятия. Решить эту проблему можно несколькими способами: выбором другой стратегии или изменением старой, сокращением издержек, увеличением производительности.

Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного финансового управления