Структура системы производственного менеджмента и ее компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 19:01, реферат

Описание работы

Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.

Содержание работы

Введение
1. Структура и содержание системы производственного менеджмента
1.1 Cовокупность научных подходов к менеджменту
1.2 Структура системы производственного менеджмента
1.3 Внешняя среда системы производственного менеджмента
Заключение

Файлы: 1 файл

Производ менеджмент.docx

— 91.30 Кб (Скачать файл)

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо, чтобы: 1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами – должен быть высококачественный прогноз параметров "выхода" системы; 2) "вход" системы был отличного качества; 3) внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе и 4) организационно-технический уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество "выхода" тоже будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество "выхода" будет удовлетворительным, то есть оценка качества "выхода" равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования к "выходу" системы, затем – к "входу" и внешней среде и только потом – к процессу. Другими словами: прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте "вход" системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса.

Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде (рис. 1.2).

Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности, и его построение представляет огромную трудность.

Вместе с тем построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

Системный подход – главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов). Более подробно методологию системного подхода можно изучить в специальной литературе.

 

Puc. 1.2. Структура дерева показателей эффективности товара

 

Условные обозначения:

0-й уровень показателей – эффективность товара (Е);

1-й уровень:

1 – суммарный полезный  эффект товара (Пс);

2 – суммарные затраты  за ЖЦТ (Зс);

2-й уровень:

1.1...1.8 – обобщающие показатели  качества товара 2-го уровня;

2.1...2.8 – затраты по  стадиям ЖЦТ;

3-й уровень:

1.2.1...1.2.4 и далее – обобщающие  показатели качества товара, например, долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товара;

2.1.1...2.1.3 и далее – комплексные  затраты по направлениям работ;

4-й уровень: частные показатели качества товара и элементы затрат;

5-й уровень: факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкости товара.

Воспроизводственный подход

Воспроизводственный подход – подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Рассмотрим подробнее элементы воспроизводственного подхода.

Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта

При планировании обновления объекта в качестве базы сравнения можно применить: 1)лучший мировой образец аналогичного объекта; 2) перспективные показатели, которые будут достигнуты к началу освоения нового объекта и 3)перспективные показатели, которые потребуются потребителю (рис. 1.-3).

При планировании обновления (воспроизводства) товара проводятся маркетинговые исследования с целью определения отставания от конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости товара. Выпускаемый образец имеет параметр П1, лучший образец – П2. Значит, в момент Т1 отставание выпускаемого образца от лучшего будет равно П2–П1. Однако лучший образец проектировался раньше момента Т1 поэтому его параметры уже отстают от лучших мировых достижений в данной области, зафиксированных в изобретениях, патентах, научных отчетах и других источниках. Еще нужно время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской документации (Т2), технологической документации (Т3), изготовления (Т4) и внедрения у потребителя (Т5).

При ориентации параметров выпускаемого образца на лучший образец к моменту внедрения нового образца у потребителя (Т5) отставание от лучших мировых достижений будет равно П4–П2. Поэтому ориентация плановых показателей нового образца на показатели лучшего образца на данном рынке не обеспечит конкурентоспособности нового образца. Будет только частичное улучшение выпускаемого образца. В настоящее время в основном применяется этот подход.

Некоторые конструкторские организации при планировании воспроизводства продукции ориентируются на тенденции технического прогресса на период освоения новой продукции в производстве (точка "С"). При таком подходе отставание нового образца от тенденций технического прогресса будет меньше (П4–П3). Этот подход можно применять при отсутствии экспериментальной базы, информации и средств для коренного улучшения конструкции.

 

 

Обозначения:

ВО – выпускаемый образец товара,

ЛО – лучший аналогичный образец на данном рынке.

Рис. 1.3. Схема применения опережающей базы сравнения

 

Фирмы, ставящие цель опередить конкурентов, должны спрогнозировать тенденции технического прогресса по важнейшим параметрам объекта на период до внедрения у потребителей первых образцов новых товаров, либо всей намечаемой к выпуску программы. При таком подходе по важнейшим параметрам прогнозируется точка "Д" и эти параметры закладываются в техническое задание на проведение научно-исследовательских работ (НИР). Исследователи ищут пути технического и организационно-экономического решения проблем. Конструкторы, технологи, экономисты и менеджеры документально оформляют способы материализации результатов НИР. Производственники изготавливают и внедряют новый образец у потребителей.

Применение опережающей базы сравнения при планировании воспроизводства товаров требует высокой квалификации всех работников, мощной научно-экспериментальной базы, большого объема информации, поэтому этот подход может применяться к воспроизводству только приоритетных товаров.

Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта

В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.

Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта). Математически закон экономии времени будет иметь следующий вид:

 

    (1.1)

 

где ПТ – затраты прошлого (овеществленного) труда на производство или потребление товара;

ЖТ – затраты живого труда, т.е. заработная плата всех работников,   приходящаяся на данный товар на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд);

БТ – затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара;

Пс – суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.

Сумма прошлого, живого и будущего труда – это совокупный труд за жизненный цикл товара (в конкретной экономике – это совокупные затраты). Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему, т.е. к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т.е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на обычные прошлый и живой труд.

Для того, чтобы лучше понять динамику изменения структуры совокупного труда, приведем пример (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Динамика структуры совокупного труда в среднем по единице автомобиля ГАЗ 53А за 10 лет его использования (цифры ориентировочные)

Стадия жизненного цикла автомобиля

Примерная структура затрат к моменту завершения стадии жизненного цикла автомобиля, %

прошлый труд

живой труд

будущий труд

совокупный труд

  1. Стратегический маркетинг и НИОКР
  2. ОТПП
  3. Производство
  4. Обращение (включая строительство гаража и ремонтной базы)
  5. Эксплуатация
  6. Капитальные ремонты
  7. Утилизация

0,20

 

0,85

3,50

9,40

 

 

77.30

98,60

99,95

0,10

 

0,15

0,80

1,20

 

 

16,60

1,35

0,05

99,70

 

99,00

95,70

89,40

 

 

6,10

0,05

0,00

100

 

100

100

100

 

 

100

100

100


 

Анализ данных, приведенных в табл. 1.1, показывает, что доля затрат на маркетинг и НИОКР в совокупных затратах за жизненный цикл автомобиля составляет 0,3% (0,20 + 0,10), на организационно-технологическую подготовку производства–0,7% (0,85 + 0,15–0,30), производство – 3,3, подготовку к функционированию у потребителя – 6,3, эксплуатацию (включая ремонты) – 89,4%. При расчете долей следует учитывать переход из предыдущей стадии в последующую прошлого и живого труда. Например, на стадии производства из предыдущих стадий в качестве прошлого труда перешел 1% затрат (0,85% прошлого труда из стадии ОТПП плюс 0,15% живого труда, которые для стадии производства являются уже прошлым трудом). Тогда доля прошлого труда на стадии производства равна 3,5% (1% + 3,3% доли цены – 0,8 % доли живого труда).

Результаты анализа динамики структуры совокупного труда могут быть использованы для нахождения узких мест в ресурсоемкости товара. Например, по данному объекту массового производства незначительны затраты на маркетинг и НИОКР (0,3% от совокупных затрат), что не позволило тщательно отработать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля. Вследствие этого затраты на эксплуатацию и ремонт автомобиля примерно в 20 раз больше затрат на его создание (маркетинг, НИР, ОТПП и производство). Такая картина наблюдается по большинству отечественных изделий машиностроения. Надеемся, что жесткая конкуренция в будущем заставит отечественных машиностроителей правильно расставить приоритеты: 1) повышение качества, 2) экономия ресурсов у потребителя, 3) снижение себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура системы  производственного менеджмента

 

Структура системы производственного менеджмента должна максимально отвечать требованиям научных подходов менеджмента. Предлагается следующая структура системы (рис. 1.4.)

 

Рис. 1.4. Структура системы производственного менеджмента

 

Условные обозначения к рис. 1.4:

1.1 – повышение качества  выпускаемых товаров и выполняемых  услуг;

1.2 – ресурсосбережение;

1.3 – расширение рынка  сбыта товара;

1.4 – организационно-техническое  развитие производства;

1.5 – социальное развитие  коллектива и охрана окружающей  среды;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – планирование деятельности  организации;

3.2 – НИОКР;

3.3 – организационно-технологическая  подготовка производства;

3.4 – организация производства;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис товаров  у потребителей и регулирование;

4.1 – управление персоналом;

4.2 – разработка управленческого  решения;

4.3 – оперативное управление  реализацией решения;

К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования фирмы (организации, предприятия), относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы.

К компонентам "входа" системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.

На "выходе" системы менеджмента – выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующего количества, качества, ресурсоемкости, поставленный в установленные сроки.

К компонентам "обратной связи" системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.

Информация о работе Структура системы производственного менеджмента и ее компоненты