Структура системы производственного менеджмента и ее компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 19:01, реферат

Описание работы

Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.

Содержание работы

Введение
1. Структура и содержание системы производственного менеджмента
1.1 Cовокупность научных подходов к менеджменту
1.2 Структура системы производственного менеджмента
1.3 Внешняя среда системы производственного менеджмента
Заключение

Файлы: 1 файл

Производ менеджмент.docx

— 91.30 Кб (Скачать файл)

При отработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать "выход", затем проанализировать качество "внешней среды" и "входа" и в последнюю очередь обеспечить качество "процесса" в системе менеджмента по ее четырем подсистемам на уровне качества "входа".

1.Содержание целевой  подсистемы СПМ

Компонентами целевой подсистемы являются: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение; расширение рынка сбыта; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды. Первые три компонента (подцели) напрямую и сразу оказывают влияние на массу прибыли фирмы, например, чем выше качество товара, тем выше его цена, чем больше программа выпуска, тем меньше себестоимость товара и больше масса прибыли.

Последние два компонента на массу прибыли оказывают влияние как напрямую (например, чем выше организационный уровень производства, тем устойчивее функционирует предприятие и больше объем продаж), так и косвенно, в перспективе (например, чем больше инвестиций будет вложено в социальное развитие коллектива, тем выше будет его профессиональный уровень, меньше потерь рабочего времени, ниже текучесть кадров и т.д., что в конечном счете положительно отразится на стабильности и качестве работы предприятия).

В целом реализация всех пяти компонентов целевой подсистемы стратегически и тактически оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.

2.Содержание обеспечивающей  подсистемы СПМ

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов:

2.1 Методическое обеспечение. Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного, федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня.

2.2 Цели ресурсного обеспечения  системы менеджмента:

  • своевременное обеспечение потребителей предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
  • улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

2.3 Информационное обеспечение  системы менеджмента — одно  из важнейших обеспечивающих  функций, качество которой является  определяющим фактором обоснованности  принимаемого решения и эффективности  функционирования системы. В динамике  информационное обеспечение как  процесс входит в понятие коммуникация.

Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников предприятия.

Руководитель 50–90 % всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

2.4 Правовое обеспечение  системы менеджмента основано  на законодательных и нормативных  актах по различным вопросам  разработки, функционирования и  развития системы, принятых на  федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные  законы, постановления правительства  и федеральных органов управления, государственные стандарты.

3.Содержание функциональной  подсистемы СПМ

Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов:

3.1. Маркетинг – концепция  ориентации любой деятельности  на потребителя; первая стадия  жизненного цикла объекта; первая  функция производственного менеджмента. Управление маркетингом призвано  посредством маркетинговой деятельности  по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

3.2 Планирование представляет  собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии  их выполнение, определение условий  и средств достижения цели. В  процессе планирования принимаются  решения. Потом создаются условия  для его выполнения, и система  начинает функционировать.

3.3 Организация процессов. Процессы следует различать управленческие  и производственные. Управленческий процесс — совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.

3.4 Контроль предполагает  наблюдение за ходом достижения  поставленных целей, проверку выполнения  управленческих решений и оценку  их последствий.

3.5 Мотивация – это  процесс побуждения себя и  других к деятельности для  достижения целей предприятия  и личных целей.

3.6 Регулирование — функция  менеджмента по изучению изменений  факторов внешней среды, оказывающих  влияние на качество управленческого  решения и эффективность функционирования  системы менеджмента фирмы, и  принятию мер по доведению  параметров системы менеджмента  до требований внешней среды.

Регулирование позволяет выявить проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных структур. Последствия этих решений вновь будут регулироваться, контролироваться.

4.Содержание управляющей  подсистемы СПМ

4.1 Управление персоналом  связано с использованием возможностей  работников для достижения целей  предприятия.

4.2 Социология и психология менеджмента. На современном этапе развития  менеджмента определение психологического  портрета личности является одним  из самых сложных и важных  вопросов, решение, которого позволит  повысить эффективность управления  персоналом.

4.3 Под технологией разработки управленческих решений понимается совокупность последовательно выполняемых процессов, процедур, операций, направленных на решение проблемной ситуации. Эффективная реализация управленческих решений требует осуществления всего процесса управления, его организующей, мотивационной и контролирующей функций в особенности.

4.4 Анализ в принятии решений. В основе принятия рационального  решения проблемы лежит объективный  и многосторонний анализ условий, в которых предприятие действует  в каждый период времени, а  также тенденции, которые будут  иметь место в дальнейшем. Этот  анализ протекает по этапам  от начала возникновения проблемы  до полного устранения и получения  позитивного результата.

4.5 Прогнозирование в принятии  решений. Прогнозирование как совокупность  гипотез, сценариев и моделей  экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.

5.Внешняя среда СПМ

Макросреда характеризуется различными сферами развития страны. К этим сферам относятся международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования фирмы.

Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятия, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают влияние на работу фирмы косвенно.

К факторам микросреды относятся следующие:

  • конкуренты;
  • контактные аудитории;
  • маркетинговые посредники;
  • законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Внешняя среда  СПМ

 

К компонентам внешней среды системы производственного менеджмента относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы.

Макросреда характеризуется различными сферами развития страны. К этим сферам относятся международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования фирмы. Например, политическая сфера определяется следующими факторами: стабильность демократических преобразований в стране; вероятность возврата к прошлой политической системе; количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день; криминальная обстановка в стране; количество политических фракций в законодательной власти. Эти факторы следует выразить через конкретные показатели и проводить их анализ и прогнозирование.

Экономическая сфера страны определяется следующими факторами; удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны; то же на внутреннем рынке; тенденции изменения внешнеэкономических связей; дефицит бюджета страны; среднегодовые темпы инфляции; удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны; наличие "Стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развития"; наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и др. вопросам); удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны; основные показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности; структура народного хозяйства страны; структура распределения доходов населения; уровень развития финансовой системы страны и др.

Перечень факторов остальных сфер страны приведен в работах /12, 15, 30/.

Инфраструктура региона (прежде всего, города), где территориально расположена фирма, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают влияние на работу фирмы косвенно.

К отраслям инфраструктуры относятся;

рыночная инфраструктура (банки, страховые и др. финансовые учреждения);

  • мониторинг окружающей природной среды;
  • промышленность;
  • строительство;
  • здравоохранение;
  • наука и образование;
  • культура;
  • торговля;
  • общественное питание;
  • транспорт и связь;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • бытовое обслуживание;
  • пригородное сельское хозяйство и др.

Каждая отрасль инфраструктуры региона характеризуется конкретными факторами и показателями, которые на устойчивость и эффективность работы фирмы оказывают, как правило, косвенное влияние. Например, отрасль мониторинга окружающей природной среды характеризуется следующими факторами: качество воздушного бассейна, почвы, водных и природных ресурсов по сравнению с международными нормативами и достижениями; техническая оснащенность, прогрессивность, степень износа, уровень автоматизации средств и методов мониторинга; сумма штрафных санкций за нарушение законодательных актов по охране окружающей природной среды; квалификационный уровень персонала; обеспеченность и текучесть персонала; среднемесячная заработная плата работников отрасли и др. Примерно такими же техническими, организационными, экологическими и социально-экономическими показателями характеризуются и остальные отрасли инфраструктуры отрасли. Подробно они рассмотрены в работе /32/.

Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования предприятий, организаций и учреждений перечисленных отраслей инфраструктуры оказывают влияние на устойчивость работы фирмы, прежде всего, через социально-психологические и экономические факторы, т.е. через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения.

Информация о работе Структура системы производственного менеджмента и ее компоненты