Сущность финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 18:58, реферат

Описание работы

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. [2]
Учитывая наличия различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде:
1) финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций;
2) финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений;
3) страхового механизма;
4) механизма функционирования государственных финансов.
В соответствии с территориальным делением Республики Беларусь следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти.

Файлы: 1 файл

доработанный курсовой по финансам.docx

— 78.59 Кб (Скачать файл)

1 Сущность финансового механизма

 

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т.п.

 Устанавливая способы  организации финансовых отношений, государство оформляет их в  законах и других актах  нормативного  характера. Оно определяет методы  распределения ВВП, формы денежных  накоплений, виды платежей, принципы  и направления использования  государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый  механизм, представляющий собой  совокупность методов и форм, инструментов  и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.).

Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. [2]

Учитывая наличия различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде:

1) финансового механизма коммерческих предприятий  и хозяйственных организаций;

2) финансового механизма  некоммерческих организаций и  учреждений;

3) страхового механизма;

4) механизма функционирования  государственных финансов.

В соответствии с территориальным делением Республики Беларусь следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют  2 метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах:

1)самофинансирования;

2)кредитования;

3)безвозвратного финансирования.

Различные формы финансового обеспечения, как правило,  применяется одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития  общества соотношения между ними.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе сумма дохода  распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение  в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные отчисления и т.п.). [4]

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление.

В структуру финансового механизма предприятия входят пять взаимосвязанных элементов:

1)финансовые методы;

2)финансовые рычаги;

3)правовое обеспечение;

4)нормативное обеспечение;

5)информационное обеспечение.

Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

Финансовые рычаги — представляют собой инструменты, используемые в финансовых методах.

 К ним относятся:

1) прибыль;

2) доходы;

3) амортизационные отчисления;

4) денежные фонды целевого назначения;

5) финансовые санкции;

6) арендная плата;

7) процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям;

8) паевые взносы;

9 вклады в уставный капитал;

10)портфельные инвестиции;

11) дивиденды;

12) дисконт;

13) котировка валютного курса рубля и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма предприятия включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия предусматривает использование норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К этой информации относятся: сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.  

 Финансовый механизм предприятия предусматривает определенные отношения:

1)внутри самого предприятия;

2) с другими предприятиями и организациями;

3)в рамках финансово-промышленной группы (ФПГ), холдингов,

аграрнопромышленных объединений, торгово-закупочных организаций;

4) с финансово-кредитной системой;

5)инвестиционными институтами;

6)страховыми компаниями и организациями;

7) с вышестоящей организацией.

Внутри предприятия финансовые отношения складываются между аппаратом управления и структурными подразделениями предприятия, между его подразделениями, между администрацией и работниками, а в акционерных обществах — и с советом директоров (наблюдательным советом). Формы и методы реализации этих отношений направлены на установление и соблюдение порядка доведения заданий финансового плана до структурных подразделений; организацию контроля за выполнением этих заданий; оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений и их влияния на показатели работы предприятия; определение и применение экономических стимулов, направленных на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовые отношения между структурными подразделениями нацелены на обеспечение своевременного, качественного и эффективного выполнения заданий по внутрипроизводственной кооперации и предусматривают усиление финансового воздействия в этом направлении.

Финансовые отношения предприятия в рамках ФПГ или других хозяйственных объединений предусматривают порядок образования и использования централизованных денежных фондов, внутригруппового коммерческого кредита или финансовой помощи.

Отношения предприятия с финансово-кредитной системой включают, прежде всего, отношения с бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Они связаны с уплатой установленных налогов и платежей, а также с условиями получения бюджетных средств, а в части бюджетных средств, получаемых на возвратной основе, — и с условиями их возврата. Отношения предприятия с банками касаются вопросов организации и осуществления безналичных расчетов, получения и возврата кредитных средств.

Отношения между предприятиями и инвестиционными институтами возникают при осуществлении инвестиционных проектов.

Отношения между предприятиями и страховыми компаниями возникают при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.

Финансовые отношения предприятия с вышестоящими организациями касаются вопросов образования и использования централизованных денежных фондов и их использования для финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, НИОКР, внешнеторговых операций.

Изменение элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма на экономику и социальную сферу выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы страны. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на государственном и муниципальном уровне и уровне хозяйствующих субъектов, налоговых поступлений в бюджет конкретного уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики в целом и ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, установление предельного размера дефицита бюджета, предельного объема государственных и муниципальных заимствований и государственного и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

 

 

2 Ресурсная составляющая  финансового механизма РБ, РФ  и других стран СНГ. Методы  образования

2.1 Понятие финансовых ресурсов и методы образования

 

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

 Финансовые ресурсы  — это не вся сумма денежных  средств, используемых органами  государственной власти и органами  местного самоуправления, а также  субъектами хозяйствования. Помимо  финансовых ресурсов в денежной  форме также функционируют кредитные  ресурсы, личные денежные доходы  населения и т.п. Поэтому важным  является выделение таких признаков  финансовых ресурсов, которые позволят  их вычленить из общего объема  денежных средств.

 В любом обществе  финансовые ресурсы не существуют  сами по себе, они всегда имеют  собственника либо лицо, которому  собственником делегированы права  ими распоряжаться. Финансовые ресурсы  не могут быть вне отношений  собственности.

 И только та часть  денежных средств, которая находится  в собственности или распоряжении  субъектов хозяйствования или  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  и обслуживает процесс общественного  воспроизводства, относится к финансовым ресурсам. Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

 Однако не все денежные  средства субъектов хозяйствования  можно отнести к финансовым  ресурсам, а лишь те, которые опосредуют  процессы производства товаров, оказания различного рода услуг  или используются для финансирования  функций органов государственной  власти и местного самоуправления.

 Отсюда вытекает следующий  признак финансовых ресурсов  — они всегда используются  на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Информация о работе Сущность финансового механизма