Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:58, курсовая работа
Цель работы: исследование методологии осуществления финансового менеджмента предприятия.
Задачи работы:
1. Выявить сущность и содержание финансового менеджмента.
2. Охарактеризовать базовые концепции финансового менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1 Сущность и содержание финансового менеджмента
1.1 Понятие, цели и задачи финансового менеджмента………………………..3
1.2 Функции финансового менеджмента………………………………………..5
2 Финансовый менеджмент как система управления финансовой деятельностью на предприятии
2.1 Концепции финансового менеджмента……………………………………..7
2.2 Информационное обеспечение деятельности финансового менеджмента……………………………………………………………………..11
3. Финансовый менеджмент на предприятии ООО «Косметикс»
3.1. Структура финансового менеджмента…………………………………….16
3.2. Информационные источники финансового менеджмента………………18
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………………23
3.
Финансовый менеджмент на предприятии
ООО «Косметикс»
3.1. Структура финансового менеджмента
Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйственного субъекта представляет собой часть аппарата управления. Любая организация вырабатывает для себя взаимодействие существующих уровней управления и функциональных областей в такой форме, чтобы успешно достигать своих целей. Финансы имеют для предприятия исключительное значение, поскольку любому предприятию требуются средства для деятельности и развития. Поэтому созданию рациональной структуры управления финансами следует уделять большое внимание. Структура финансовых служб предприятия должна строиться по линейно-функциональному принципу, то есть должны быть четко определены функции каждого подразделения и работника.
На предприятии ООО «Косметикс» возглавляет финансовую службу финансовый директор.
Финансовый директор выполняет роль менеджера (прогнозирование, планирование, анализ, контроль, обеспечение развития предприятия.
Предприятие
имеет представительства во многих региональных
центрах, и для ее продуктивной работы
необходима действенная система отчетности,
которая бы защищала от замораживания
продукции на складах и давала бы основание
для прогнозов и планирования.
В каждом округе работает команда продаж.
В нее входят 5-10 продавцов и один руководитель,
координирующий работу на доверенной
ему территории и передающий информацию
о состоянии дел на следующий уровень
управления, на котором находятся руководитель
отдела управления запасами и руководитель
отдела по продажам. Первый отвечает за
растаможивание, складирование и распределение
товаров по регионам. Второй анализирует
информацию, переданную из регионов, и
составляет детальную и реалистичную
картину того, что происходит на рынке.
Эта информация поступает к финансовому
директору, в руках которой практически
находится фирма. На основании полученной
информации принимаются решения. Если
вопрос серьезный и может потянуть за
собой масштабные последствия, решение
принимается коллегиально. В этом принимают
участие как финансовый директор, главный
бухгалтер, так и руководители отделов.
Их основными функциональными обязанностями являются:
· организация финансовой работы на предприятии;
· разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала ;
· оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;
· разработка перспективных и текущих финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;
· участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;
· проведение валютной и кредитной политики;
· анализ финансового состояния предприятия;
· контроль за исполнением плановых показателей.
В соответствии с функциями, которые исполняют финансовые менеджеры, можно сформулировать основные признаки их квалификационной характеристики. Квалификационная характеристика финансового менеджера выдвигает требования к его теоретической подготовке и практическим навыкам работы.
3.2. Информационные источники финансового менеджмента
Фирма ООО «Косметикс» регулярно составляет отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности. Это необходимо для:
· целей налогообложения;
· непрерывного осуществления планирования и контроля деятельности предприятия;
· исполнения требований законодательства.
Финансовые отчеты являются необходимыми документами для определения базы налогообложения. Именно они проверяются в первую очередь налоговой администрацией, при аудиторских проверках.
Отсутствие финансового планирования и контроля часто приводит к ослаблению системы управления предприятием. Это может привести к затовариванию, ошибкам в расчетах цен, разворовыванию запасов, безнадежным задолженностям и т.д. Финансовые отчеты показывают, получит ли предприятие прибыль, они также подают предупредительные сигналы, которые невозможно заметить, если просто просматривать выписки с банковских счетов предприятия. В большинстве случаев финансовые отчеты и дополнительную информацию к ним необходимо предоставлять потенциальным инвесторам, чтобы заверить их в платежеспособности фирмы. Эти материалы могут включать отчетность за последние три года, прогнозы на период реализации проекта. Главным фактором, который влияет на решение о предоставлении кредита, является способность предприятия возвратить долг, а не наличие гарантий. И, наоборот, существуют установленные законом требования о том, что все предприятия обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет, необходимые для подготовки отчетов. Финансовый менеджер, которому довольно часто приходится принимать участие в процессе заключения контрактов с потенциальными контрагентами, должен четко представлять структуру отчета, содержание его основных разделов.
Во-первых, хорошо структурированный отчет дает возможность руководству предприятия по-новому посмотреть на достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определить перспективы его развития.
Во-вторых, для контрагентов фирмы финансовый отчет - это главный информационный источник, подтверждающий возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием.
В-третьих, отчет - это своего рода способ рекламы деятельности фирмы. В бизнесе существует правило - прежде чем подписать контракт, необходимо ознакомиться с годовым отчетом контрагента.
Стороны, заинтересованные в получении информации, можно условно разделить на две категории: внешние и внутренние.
Задача финансовых отчетов - предоставление информации для принятия управленческих решений.
Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо также иметь информацию о деятельности предприятия за прошедшие периоды, что позволит оценить финансовые возможности предприятия на последующие периоды. Финансовая отчетность - это звено, связывающее предприятие с внешней средой. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам необходимо выплачивать дивиденды, банкам - проценты по кредитам и т.д.
Общая сумма средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к общему объему, носит название цена капитала.
Ее можно определить как средневзвешенную величину капитала (СВК).
Методика расчета СВК:
· разделить сумму дивидендов по привилегированным акциям на сумму, мобилизованную в результате продажи этих акций;
· разделить сумму дивидендов по обычным акциям на сумму средств, мобилизованную в результате продажи этих акций, и нераспределенную прибыль;
· рассчитать среднюю расчетную ставку процентов к заемным средствам;
· определить удельный вес каждого из определенных источников средств в пассивах предприятия;
· перемножить стоимость средств по каждому источнику на соответственный удельный вес;
· подытожить результат.
По следующим данным предприятия ООО "Косметикс" рассчитаем СВК:
Наименование источника средств |
Средняя стоимость данного источника, % |
Удельный вес данного источника в пассиве |
Привилегированные акции |
160 |
0,1 |
Обычные акции и нераспределенная прибыль |
180 |
0,5 |
Заемные средства, включая кредиторскую задолженность |
140 |
0,4 |
Согласно вышеприведенной методике расчета СВК, умножаем стоимость источников средств в процентах на соответствующий удельный вес данного источника, после чего находим сумму полученных произведений. Она и будет стоимостью СВК:
СВК = 160% x 0,1 + 180% х 0,5 + 140% х 0,4 = 162%.
СВК представляет собой минимальную норму прибыли, ожидаемую инвесторами от своих вложений. Выбранные проекты должны обеспечивать хотя бы не меньшую прибыльность.
В условиях высоких темпов развития и внедрения достижений научно-технического прогресса каждое предприятие, если желает остаться в рыночной среде, не сможет обойтись в процессе своей деятельности только собственными средствами. Но займы, предоставляя возможность развития и повышения прибыльности фирмы, в то же время формируют определенный уровень финансового риска.
Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России.
Финансовый менеджмент включает в себя:
- разработку и реализацию
финансовой политики фирмы с
применением различных
- принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;
- информационное обеспечение
посредством составления и
- оценку инвестиционных
проектов и формирование
- организацию аппарата
управления финансово-
Методы финансового менеджмента позволяют оценить:
- риск и выгодность
того или иного способа
- эффективность работы фирмы;
- скорость оборачиваемости
капитала и его
Задачей финансового менеджмента является выработка и практическое применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Подобными целями могут быть:
- максимизация прибыли;
- достижение устойчивой
нормы прибыли в плановом
- увеличение доходов
- повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.
В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.
В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в рамках финансового управления. В краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Такая ситуация возникает в случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем к падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке. В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал. Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования. В конечном итоге главное в финансовом менеджменте - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными.
Информация о работе Сущность и организация финансового менеджмента