Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:52, контрольная работа
В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
Дифференциация — это стратегия, рассчитанная на потребителей, которые желают заплатить больше, но взамен ожидают более широких возможностей выбора и более высокого уровня качества.
Фокусная стратегия используется организациями для концентрации на конкретном участке рынка и привлечения потребителей с “особыми запросами”.
На базе стратегического планирования получает развитие стратегическое управление и прежде всего управление по целям (УПЦ) или целевой менеджмент, который вступает в противоречие с прямым или командным менеджментом, когда подчиненные получают четкие инструкции относительно того, как они должны действовать в каждой конкретной ситуации. Выделяют также программный менеджмент, который означает, что дается детальное описание всей работы, которую предстоит выполнить. Это подразумевает разработку определенного числа схем повторяющегося поведения.
УПЦ представляет собой процесс совместного определения членами организации целей для каждой должности и координации усилий по их достижению. Модель менеджмента по целям подразумевает, что менеджер и его подчиненный достигают согласия относительно целей, ради которых подчиненный работает в течение заданного периода времени. В данном случае менеджер по отношению к подчиненному выступает в роли консультанта. УПЦ основано на той предпосылке, что чем яснее понимается цель, тем больше вероятность ее достижения, а прогресс можно измерить только по отношению к поставленной цели.
Процесс управления по целям состоит из четырех этапов.
1. Определяется круг полномочий
и обязанностей всех
2. Осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей; нормативное число целей от 4 до 6.
3. Составляются реальные планы достижения поставленных целей.
4. Производится контроль:
измерение, оценка работы и
полученных каждым
Таким образом, если целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения целей.
Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов, с помощью которых реализуется совместный и эффективный труд. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника, подразделения, службы и предприятия в целом.
Вместе с тем, “свидетельства в пользу УПЦ носят, в основном, психологический характер и касаются таких элементов, как постановка целей, знание результатов и участие”.
В нашей стране в области долгосрочного планирования и программирования наибольшее развитие получил программно-целевой метод планирования и управления, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Он основан на применении системного подхода, формировании целей экономического и социального развития организации, их разделении на подцели и выявлении ресурсов, необходимых для согласованной реализации. Этот метод использует аппарат теории графов, т.е. построения двух графов — дерева целей и дерева ресурсов. В результате расчетов выявляются приоритетные программы. Процесс разработки перспективного плана с использованием программно-целевого метода показан на рис.2.
Рис.2. Схема разработки перспективного плана с использованием программно-целевого метода.
Задачи планирования
определяются каждой фирмой самостоятельно
в зависимости от деятельности, которой
она занимается. В
целом же задачи стратегического планирования
любой фирмы сводятся к следующему:
1) планирование роста прибыли.
2) планирование издержек предприятия,
и, как следствие, их уменьшение.
3) увеличение доли рынка, увеличение доли
продаж.
4) улучшение социальной политики фирмы.
Планирование всегда
ориентируется на данные прошлого, но
стремится определить и контролировать
развитие предприятия в перспективе. Поэтому
надежность планирования зависит от точности
и правильности бухгалтерских расчетов
прошлого. Любое планирование предприятия
базируется на неполных данных. Качество
планирования в большей степени зависит
от интеллектуального уровня компетентных
сотрудников, менеджеров.
Стратегическое планирование
является инструментом с помощью которого
определяются основные направления развития
хозяйственных субъектов, а именно: обеспечение
нововведений и изменений на предприятии
(развитие новых товаров, работ, услуг);
формирование системы целей функционирования
предприятия; объединяющая усилия всего
коллектива предприятия по достижению
целей.
Стратегическое планирование
представляет собой набор действий и решений,
предпринятых руководством, которые ведут
к разработке специфических стратегий.
Эти стратегии предназначены помочь организациям
достичь своих целей.
2.3.Функции стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
1.Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:
• Первый элемент — умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. В этой связи роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.
• Второй элемент — способность выявить необходимость изменений в фирме. Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:
— Готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие из действия известных факторов и данной отрасли;
— Научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.
• Третий элемент — способность разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии — интеллектуальный, творческий процесс поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит способность руководителей и специалистов предвидеть различные ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать “мозаичное полотно” будущих событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.
• Четвертый — способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методы стратегического планирования достаточно велик. Он включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций; матрицу Бостонской консультативной группы (БКГ)
• Пятый элемент — способность воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать технологию.
2.4.Виды стратегического планирования.
Существуют
следующие виды стратегического планирования:
- долгосрочное (перспективное)
планирование. Поскольку при разработке
планов идут от будущего к настоящему,
планы, рассчитанные на более короткий
срок, становятся составной частью перспективных.
Перспективные планы отражаются долгосрочные
цели и генеральную стратегию действий.
Разрабатываемые альтернативные стратегии,
в план не включается, а отражаются в специальных
программах, содержащихся в приложениях.
Перспективные планы включают в себя показатели
и предложения, которые отражаются в обобщенных,
чаще всего финансовых, показателях. Перспективные
планы разрабатываются на срок от 5 до
10 лет;
- среднесрочное
планирование. В их основе лежит реальный
спрос на продукцию организации, изменение
ее характеристик в ближайшем будущем,
перестройка технологии производства,
финансовые ограничения, конъюнктура,
риск потери партнера и др. Среднесрочные
планы разрабатываются на срок от 1 до
5 лет;
- краткосрочное
планирование. Такое планирование
охватывает период в несколько недель
или месяцев. Оно нацелено на регулирование
текущего использования ресурсов и реализуется
через составление календарных программ
производства и контроля за ним, управления
материальными запасами и полученными
кредитами;
- оперативное планирование.
В задачу оперативного планирования входит
контроль за ежедневной загрузкой оборудования,
последовательность операций, расстановка
работников и др.
На практике
обычно применяют три основные схемы организации
процедур стратегического планирования:
- планирование «сверху-вниз» (характерно для специализированных
предприятий) При этом базовая информация,
задачи каждого подразделения и ключевые
стратегии формируются на уровне предприятия
в целом и служат для оперативных подразделений
руководящей линией.
- планирование «снизу-вверх»
(характерно для диверсифицированных
предприятий) означает, что цели отделений,
производственные планы инициируются
оперативными подразделениями. В прерогативу
отдела стратегического планирования
входит координация планов. Однако основные
элементы стратегии (особенно финансовые
показатели) все равно разрабатываются
высшим руководством.
- интерактивное
планирование представляет собой
нечто среднее между двумя описанными
выше схемами стратегического планирования.
Идеи формируются в процессе взаимодействия
между высшим руководством, плановым отделом
и оперативными подразделениями предприятия.
Высшее руководство устанавливает цели
и направления деятельности. Стратегии
формируются в процессе взаимодействия
по вертикали по специально разработанным
процедурам (комитеты, комиссии, конференции).
Следовательно, стратегия развития предприятия
представляет собой плод коллективного
разума, однако окончательное решение
принимает высшее руководство.
Информация о работе Сущность и основные принципы стратегического планирования