Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 15:28, курсовая работа
Значимость и актуальность выбранной темы также подтверждается тем фактом, что современные специалисты по страховому делу отмечают, что главным признаком финансовой устойчивости страховщиков является их тарифная политика, которая представляет собой комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов страхователей и прибыльность страховых операций страховщика.
Введение
Тарифная политика страховщиков: принципы и особенности построения тарифов
Страховые тарифы
Актуарные расчёты. Особенности актуарных расчётов.
Расчёт тарифных ставок по рисковым видам страхования
Расчет тарифных ставок по накопительному страхованию жизни
Перестрахование
Актуальные проблемы тарифной политики
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
Население, представители бизнеса рассматривают страхование как систему экономических отношений, которая гарантирует возмещение потерь, связанных с возможными ущербами от стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, недобросовестного поведения контрагентов по коммерческим сделкам и других. Страховая премия зависит от страховой суммы и брутто-ставки страхового тарифа, иногда вычисляется как произведение последних с учётом поправочных коэффициентов. Исходя из этого, тарифная политика, отвечающая за формирование одного из входящих потоков денежных средств, является одним из факторов финансовой устойчивости страховщика.
Ошибки в расчете тарифов и при установлении страховой премии, следующий за этим недостаток средств для обеспечения страховых выплат, ошибки при выработке схемы перестраховочной защиты или определении ее участников и «переплата» перестраховочной премии или банкротство перестраховщиков, завышенный уровень расходов на ведение дела - все это приводит к потерям, источником покрытия которых служат собственные средства страховой организации. Тем самым, достаточность собственных средств является одним из факторов финансовой устойчивости страховой организации. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что тарифная политика страховщиков является основой стабильного функционирования страховых компаний. Страховые премии, определяемые исходя из страховых тарифов, формируют страховые фонды, достаточность которых выступает основой реализации всего механизма предоставления страховой защиты.
Значимость и актуальность выбранной темы также подтверждается тем фактом, что современные специалисты по страховому делу отмечают, что главным признаком финансовой устойчивости страховщиков является их тарифная политика, которая представляет собой комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов страхователей и прибыльность страховых операций страховщика. Объект исследования – тарифная политика страховой компании. Предметом исследования является методика расчета тарифов страховой компании. Цель исследования – изучить особенности тарифной политики и актуарных расчетов страховой организации.
В рамках обозначенной цели были определены следующие задачи: рассмотреть понятие, сущность и принципы тарифной политики; описать особенности актуарных расчетов; изучить особенности расчета страховых тарифов. При исследовании методов расчета страховых тарифов страховой организации были использованы действующие нормативно-правовые акты в области страхового дела, а именно: методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования; положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств.
Тарифная политика страховщиков: принципы и особенности построения тарифов
Страховой рынок охватывает сферу индивидуального (частного) страхования представляет собой совокупность экономических отношений между субъектами страхового дела и их клиентами по поводу купли-продажи страхового товара. Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита – услуга.
Как атрибут услуги цена занимает особое положение в маркетинге и ведущее место в его комплексе. Это единственный элемент комплекса маркетинга, который способствует накоплению денежно-финансовых ресурсов (а, следовательно, и всех иных). Вся иная деятельность в рамках маркетинга, включая исследование рынка, рекламу, перемещение товаров, является затратной и осуществляется с расчетом на получение прибыли от вложенных средств.
Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена, колеблется под влиянием спроса и предложения. Ее нижняя граница равна сумме выплат страхового возмещения по договорам и издержек страховой компании. При таком уровне цены страховщик не получит никакой прибыли. Верхняя граница цены страховой услуги определяется размером спроса на нее. Если спрос высокий, то растут цены на страховые услуги, вследствие чего страховой бизнес становится очень прибыльным и появляется множество страховых фирм - конкурентов; в результате конкурентной борьбы страховые тарифы выравниваются. Цена страховой услуги определяется также некоторыми внутрифирменными факторами: финансовым состоянием страховой компании, управленческими расходами, доходами, которые страховщик получает от инвестиций временно свободных средств и т.д.
Составляющими финансовой устойчивости страховщика являются: экономически обоснованная тарифная политика, страховые резервы, достаточные по объему для выполнения обязательств по договорам страхования, собственные средства и перестрахование.
В связи с тем, что роль страховых тарифов в деятельности любой страховой организации исключительно велика, страховщики разрабатывают и проводят определенную тарифную политику.
Тарифная политика - целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования.
Используется и другое определение: комплекс организационных и экономических мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих коэффициентов по видам страхования, которые обеспечивают приемлемость тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций для страховщиков.
Тарифная политика страховщика включает в себя комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций страховщика.
В качестве основных принципов тарифной политики страховой организации выделяют следующие:
Это означает, что страховые тарифы должны рассчитываться исходя из условия равенства полученной за тарифный период нетто-премии и общей вероятной суммы страховых выплат в связи со страховыми случаями по тому или иному виду страхования. Если фактически окажется, что за тарифный период суммарная величина нетто-премии превысила совокупную сумму страховых выплат за этот же период, то это свидетельствует о завышении страхового тарифа и ущемлении интересов страхователей; в результате такой политики снижается конкурентоспособность тарифов. Превышение общей суммы страховых выплат за тарифный период над суммарной величиной полученной нетто-премии, наоборот, несет убытки страховщику.
Чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Поэтому задача страховщика заключается в определении такого уровня тарифа, который был бы в финансовом отношении доступен максимально возможному количеству страхователей. Доступность тарифных ставок находится в прямой зависимости от числа страхователей и количества застрахованных объектов. Чем больше круг застрахованных лиц и объектов охватывает страхование, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого, тем доступнее становятся страховые тарифы. При доступных страховых тарифах существенно возрастает эффективность страхования как метода страховой защиты общественного производства.
Соблюдение этого принципа позволяет страховщику формировать и сохранять широкий круг страхователей, обеспечивать стабильность в планировании, организации работы штатного и нештатного персонала, сборе страховой премии, а также поддерживать на требуемом уровне финансовую устойчивость и платежеспособность. Неизменные размеры страховых тарифов не только удобны для страхователей в их плановых, финансовых расчетах, но и выгодны им экономически, так как обеспечивают страховую защиту их имущественных интересов без увеличения затрат на нее в течение определенного периода. Поэтому даже при уменьшении убыточности страховой суммы по виду страхования страховщики предпочитают не снижать уровень страхового тарифа, а при его неизменности увеличивают объем страховой ответственности. Увеличение же страхового тарифа считается оправданным лишь при устойчивом изменении обстоятельств, увеличивающих риск наступления страхового случая, а также при фактическом возрастании убыточности, страховой суммы по объективным причинам. Но даже в этой ситуации страховщики, прежде всего, определяют доступность и возможность осуществления предупредительных мероприятий за счет средств соответствующего фонда с целью уменьшения рисков наступления страховых случаев и убытков от них, а также изыскивают внутренние резервы снижения расходов на ведение дела и доли нагрузки в страховом тарифе.
Учет особенностей предметов (объектов) определенного вида страхования и обстоятельств проявления характерных для них рисков осуществляется страховщиками при установлении страховых тарифов двумя способами. Во-первых, страховые тарифы по виду (подвиду) страхования устанавливаются, как правило, дифференцированными в зависимости от ряда основных факторов, влияющих на вероятность наступления страховых случаев, и в границах минимального и максимального их значений для рисковых видов страхования (верхняя граница тарифной ставки определяет предельный приемлемый ее уровень для страхователя, а нижняя граница – для страховщика). Во-вторых, к дифференцированным (базовым) тарифным ставкам устанавливаются повышающие и/или понижающие их коэффициенты.
Соблюдение данного принципа является приоритетным в деятельности страховщика, поскольку, чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователей. Расширение объема страховой ответственности обеспечивается снижением показателей убыточности страховой суммы.
Этот финансовый принцип в полной мере относится к деятельности страховщика, который производит выплаты страхового возмещения и страховых сумм, а также другие расходы за счет поступивших страховых платежей. Поэтому страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и даже обеспечивало некоторое превышение доходов над расходами (прибыль страховщика). Превышение может в плановом порядке закладываться в нагрузку к тарифной ставке, поскольку в нетто-ставке, обеспечивающей замкнутую раскладку ущерба, нет места для прибыли. Однако, если фактическая убыточность страховой суммы в благоприятном году окажется ниже действующей нетто-ставки, то образовавшаяся экономия может быть распределена по двум направлениям: первое направление – в запасной фонд страховщика, а второе – на пополнение его прибыли.
Таким образом, тарифная политика - исключительно важный инструмент страховой фирмы, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершенно недопустимо для фирмы отсутствие тарифной политики как таковой.
Страховые резервы как составляющая финансовой устойчивости страховщика представляют собой его обязательства и не являются собственными. Страховые резервы формируются из страховых премий, уплачиваемых страхователями, при этом величина страховых премий должна обеспечивать не только формирование страховых резервов, но и возможности страховщика урегулировать все страховые случаи, покрыть издержки на ведение дела и получить прибыль, что находит отражение в структуре страхового тарифа.
Страховые тарифы
Страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы, исчисляемая в долях или процентах от ее величины.
Стоимость страховой услуги выражается в размере страхового взноса (премии), который страхователь уплачивает страховщику. По своей сути страховая премия представляет собой цену на услуги страховщика, которые он предоставляет клиенту, в случае если произойдет страховое событие. В основе расчетов страховой премии лежит тарифная ставка (страховой тариф). В ст. 11 закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" дано следующее определение тарифа — "страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования".
Информация о работе Тарифная политика страховщиков: принципы и особенности построения тарифов