Технология совершения расчетных операции с использованием устройства самообслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:00, дипломная работа

Описание работы

Устройства самообслуживания Сбербанка позволяют оперативно и без обращения в подразделение банка совершить основные банковские операции: получить наличные по банковской карте, пополнить счет банковской карты, оплатить услуги операторов сотовой связи, ЖКХ, интернет- провайдеров и спутникового телевидения, погасить кредит, перевести деньги со счета на счет, получить информацию по своим счетам.
Совершить платежи в устройствах самообслуживания можно не только с использованием банковской карты, но и наличными денежными средствами (в банкоматах с функцией приема наличных и информационно-платежных терминалах).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………...……
2. Операции в банкоматах и кассовых терминалах с использованием банковских пластиковых карт…………………………………………………
3. Организация работы с наличными деньгами при использовании банкоматов и кассовых терминалов………………………………………..…
4. Усовершенствование банкоматов……………………………………………
5. Заключение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 51.55 Кб (Скачать файл)
    • Вставить карту в банкомат; 
    • Ввести пин-код своей карты;
    • Найти окно «Денежные переводы»; 
    • Ввести номер карты получателя средств из 16-18 знаков; 
    • Ввести сумму перевода; 
    • Подтвердить операцию. 

Следует учитывать, что осуществить  перевод с карты на карту с  помощью банкомата или платежного терминала можно только в том  случае, если обе карты выданы Сбербанком России. То есть, перевести средства с банковской карты Сбербанка  на карту другого банка не получится.

Перевод с карты на карту  можно осуществить с картой: Visa Gold, Gold MasterCard, Visa Classic, MasterCard Standard, Сбербанк-Maestro, Сбербанк-Visa Electron, Сбербанк-Maestro, «Социальная», Сбербанк-Maestro «Студенческая», Сбербанк-Maestro «Momentum». Обратите внимание на то, что  карты, которые выпущены Поволжским и Северо-Западным банками Сбербанка  России услугу «перевод средств с карты на карту» не поддерживают. 
В том случае, если при переводе с карты на карту  взимается плата, комиссионное вознаграждение снимается с той карты, с которой производится перевод. 
На сегодня Сбербанк России предлагает воспользоваться услугой перевод с карты на карту по следующим тарифам: 
- перевод средств в валюте РФ и в иностранной валюте на карты (кроме кредитных карт) другого физического лица, открытые в других отделениях Сбербанка России (при наличии нескольких отделений Сбербанка России в рамках территории одного города – в отделение, расположенное за пределами территории города) через удаленные каналы обслуживания – комиссия взимается в 1% от суммы, max 1000 руб; 
- перевод средств в валюте РФ и в иностранной валюте между картами Сбербанка России, принадлежащими одному Держателю осуществляется бесплатно; 
- перевод средств в валюте РФ и в иностранной валюте на карты другого физического лица, открытые в том же отделении Сбербанка России осуществляется     бесплатно; 
- перевод средств в валюте РФ на кредитные карты Сбербанка России осуществляется бесплатно; 
- перевод средств в валюте РФ и в иностранной валюте на карту другого физического лица на сегодняшний день не производится. 
Для того, чтобы перевести деньги с одной карты на другую, нужно знать номер карты получателя. 
К сожалению, руководство Сбербанка в декабре 2010 года удорожало услугу перевода средств с карты на карту, теперь комиссия составляет не 0,75%, а 1% от суммы перевода, max 1000 рублей. 
И еще одно неприятное новшество касается перевода денежных средств с карты на карту другого физического лица, если его карта не находится в том же банковском отделении. 
При переводе денег с карты на карту существует еще одно ограничение – лимит по сумме перевода. В зависимости от вида банковской карты в течение суток можно перевести сумму не более 100000-300000 рублей. 
Самое главное при переводе денег с карты на карту – это предельно внимательно ввести номер карты получателя. Не спешите, лучше десять раз перепроверьте правильность введенного номера карты получателя, чем потом выясните, что деньги ушли, но не тому, кому они предназначались. Вернуть в таком случае свои кровные бывает очень непросто, если вообще возможно. 
Для того чтобы осуществить перевод средств с карты на карту следует придерживаться некоторых правил, разработанных Сбербанком: 
- Перевод осуществляется в валюте счета «карты отправителя» или в валюте счета «карты получателя»; 
- Плата за перевод взимается со счета «карты отправителя»; 
- Безналичный перевод невозможен со счета кредитной карты; 
- При переводе средств на рублевую карту получателя, для отправителя снимаются ограничения на сумму операции; 
- Денежный перевод с валютного счета карты (доллары США/евро) держателя допускается только на другие карты этого держателя.

  • получение информации об остатке денежных средств на счете банковской карты.

Для получения данных о  состоянии счета необходимо нажать кнопку «Информация и сервис», а  затем - «Остаток на счете» (она также  может обозначаться как «Баланс», «Запрос баланса» и т.д.) и выбрать, каким способом устройство должно предоставить вам информацию – показать на экране или распечатать чек. После запроса  баланса вы можете вернуться в  главное меню или забрать карту.

  • подключение услуги «Мобильный банк».

Для этого необходимо вставить карту, найти пункт «Мобильный банк»  и далее – «Подключить основную карту». Система предложит вам  выбрать оператора связи, ввести номер вашего мобильного телефона и  выбрать один из двух тарифов –  «Эконом» и «Полный». Экономный пакет – без ежемесячной абонентской платы, но в нем нет услуги смс-уведомлений об операциях по карте. Полный пакет включает все возможности Мобильного банка, но за его подключение взимается ежемесячная абонентская плата:  
0 руб. в месяц (бесплатно) – для карт Visa Gold, Gold MasterCard.  
30 рублей в месяц – для карт Сбербанк – Maestro, Сбербанк– Visa Electron, ПРО100 «СТАНДАРТ», Сбербанк–Maestro «Cоциальная», Сбербанк – Maestro «Студенческая», Сбербанк-Maestro «Momentum». 
60 рублей в месяц – для карт Visa Classic, MasterCard Standard 

  • подключение услуги «Автоплатеж».

1)Вставьте карту Сбербанка в терминал или банкомат; 
2) Выберите один из пунктов меню – «Информация и сервис» или «Мобильный банк»; 
3) Нажмите на кнопку «Автоплатежи»; 
4) Выберите нужного оператора связи; 
5) Нажмите на кнопку «Подключить автоплатежи»; 
6) Ознакомьтесь с информацией по Автоплатежам и, в случае согласия, нажмите «Подтверждаю»; 
7) Введите внимательно номер телефона и нажмите кнопку «Далее». Можно ввести номер телефона МТС, Билайн, МегаФон, БайкалВестКом или НСС, в этом случае Автоплатеж будет подключен к той банковской карте, которую клиент банка вставил в банкомат или терминал, на указанный им номер телефона; 
8) Введите сумму автоплатежа (сумма должна быть в диапазоне от 50 до 10000 рублей); 
9) Введите нужный Вам порог; 
10) Нажмите кнопку «Далее»; 
11) Проверьте введенную информацию и нажмите кнопку «Подтвердить»; 
12) Возьмите чек и сохраните его.

Пороги операторов мобильной  связи: 
- Для «Билайна» существуют фиксированные пороги – 30/150/600 рублей. 
- Для «МТС» порог устанавливается на Ваше усмотрение (от 30 и до 10000 рублей). 
- Для «МегаФон» порог единственный – 30 рублей. 
рублей) 
- Для Теле2 существуют фиксированные пороги – 10/30/50 рублей

  • Смена ПИН-кода банковской карты (только по картам Сбербанка России);

Для этого необходимо вставить банковскую карту, вести ПИН-код, в меню зайти в «Личный кабинет» выбрать в меню банкомата функцию «Смена ПИН-кода», ввести новый код и подтвердить его повторным вводом. На экране появится информация, что ПИН успешно изменен, после чего распечатается чек, подтверждающий проведение операции.

МОШЕННИЧЕСТВО

В последние годы, одновременно с  развитием банкоматной сети, растёт количество случаев банкоматного мошенничества — неправомерного использования банкоматов для кражи денег со счетов держателей пластиковых карт.

Способы

Существует несколько десятков различных по организации и технологическому уровню способов неправомерного завладения деньгами с карточного счёта другого  человека с помощью банкоматов. По данным APACS (Association for Payment Clearing Services — Ассоциация систем клиринговых платежей — Великобритания), наиболее распространены следующие:

  • Использование украденной карты и ПИН-кода, разглашённого держателем (в том числе случаи, когда ПИН-код хранится рядом с картой или записывается на ней).
  • «Дружественное мошенничество». Использование карты путём свободного доступа членами семьи, близкими друзьями, коллегами по работе. Также предполагает разглашение ПИН-кода.
  • Подглядывание ПИН-кода из-за плеча с последующей кражей карты — простейший, но широко распространённый метод.
  • «Ливанская петля». Блокируется окно подачи карты так, чтобы карта застряла. При попытке вставить карту в банкомат она застревает. Злоумышленник, предварительно подсмотревший ПИН-код, сочувствует и рекомендует срочно идти и звонить в банк или сервисную службу. Как только владелец отходит, преступник извлекает карту, освобождает окно банкомата и снимает деньги.
  • Фальшивые банкоматы. Достаточно редкий способ, требующий технической оснащённости. Мошенники изготавливают фальшивые банкоматы, которые выглядят как настоящие, либо переделывают старые, и размещают их в людных местах. Такой банкомат принимает карту, требует ввода ПИН-кода, после чего выдаёт сообщение о невозможности выдачи денег (под предлогом отсутствия денег в банкомате или технической ошибки) и возвращает карту. В банкомате происходит копирование данных с карты и ПИН-кода, что позволяет мошенникам впоследствии изготовить дубликат и снять с его помощью деньги со счёта клиента.
  • Копирование магнитной полосы (skimming) с помощью подставных устройств считывания. Такие устройства устанавливают на банкомат (считыватель — на щель для приёма карты, дополнительной клавиатурой накрывают настоящую). При пользовании таким банкоматом считыватель сохраняет данные с вставляемых в банкомат карт, а клавиатура — ПИН-коды. Как и в предыдущем случае, украденных данных достаточно для производства дубликата карты и снятия денег со счёта владельца.
  • Ложный ПИН-ПАД (устройство для ввода ПИН-кода в платёжных терминалах), либо дополнительный элемент на электронном замке в помещение с банкоматом, открываемом с помощью карты.
  • Установка рядом с банкоматом миниатюрных телекамер для воровства ПИН-кодов. Такая камера может быть замаскирована установленным рядом или прикреплённым к банкомату или стене рядом с ним предметом.

В 2011 году появились сообщения о ещё одном теоретически возможном способе воровства ПИН-кодов с помощью банкомата: с помощью высокочувствительной инфракрасной камеры. Злоумышленник, стоящий в очереди, делает снимок клавиатуры, на которой предыдущий пользователь набирал ПИН-код. Клавиши, к которым прикасались, несколько теплее, причём последняя нажатая клавиша теплее предпоследней и так далее. Успешность данного метода, впрочем, зависит от типа клавиатуры (металлические клавиатуры обладают большей теплопроводностью и температура их клавиш быстро выравнивается) и от того, не набирал ли клиент что-нибудь ещё на клавиатуре (например, сумму). Для избежания снятия ПИН-кода по тепловому отпечатку достаточно после работы с клавиатурой на короткое время положить на неё ладонь.

 

1.2 Внутреннее устройство банкоматов и терминалов

Банкоматы для выдачи наличных денег  имеют постоянную связь с процессинговым центром банка. Состоят они из встроенного компьютера с установленной на него операционной системой и программным обеспечением, картридера, блока управления электроникой, принтеров (чекового и журнального), монитора, клавиатуры, сейфов, диспенсера. Также в банкомате имеются модемы и роутеры для того, чтобы иметь к оборудованию доступ без вскрытия сейфа. С технической точки зрения терминал является довольно простым для понимания. Связь со счетами владельцев оно устанавливает посредством сети Интернет. Это доступно везде, поскольку соединение производится не через проводной WLAN или беспроводной Wi-Fi, а через GPRS. Происходит это посредством мобильного модема. Такой способ соединения хоть и стоит довольно дорого, но очень быстро окупается.

 

1.3 Достоинства и недостатки банкоматов

Достоинства банкоматов:

-  высвобождают банковских служащих, позволяя им сосредоточиться на оказании более специализированных видов услуг, и дают возможность в долгосрочной перспективе сократить затраты на предоставление услуг населению;

- расширяют временные и пространственные  рамки, в которых клиент может  осуществить банковские операции, например, по получению наличных  денег и осуществлению вкладных  операций;

- позволяют сокращать персонал отделений коммерческих банков и получать большую прибыль, а также способствуют сохранению позиций на потребительском рынке (для привлечения клиентов в борьбе за пассивы) и способствуют получению преимуществ в конкурентной борьбе.

Недостатки пользования банкоматом:

- списание средств со счета клиента в день проведения операции (за исключением субботы и воскресенья), а не через определенный промежуток времени, как в случае обращения в отделение банка (кроме отделения, в котором открыт счет клиента);

- возможные потери и кражи карточек;

- могут быть сложности в случае, если в данное время банкомат не работает по разным причинам.

Точная статистика по числу используемых в мире банкоматов отсутствует. Однако, по оценкам Ассоциации производителей банкоматов, в мире установлено более 2,3 миллиона банкоматов (по состоянию  на ноябрь 2011 года).

ГЛАВА 2 Организация работы с наличными  деньгами при использовании банкоматов и кассовых терминалов

2.1 Загрузка банкомата и кассового терминала наличными деньгами  

Загрузка банкомата и  кассового терминала наличными  деньгами осуществляется инкассаторами, кассовыми работниками по мере необходимости. Наличные деньги для загрузки банкомата и кассового терминала должны быть обработаны в порядке, предусмотренном в абзаце четвертом пункта 2.11 настоящего Положения.

Наличные деньги для загрузки банкомата выдаются инкассаторским, кассовым работникам заведующим кассой, кассовым работником ВСП по расходному кассовому ордеру 0402009 пачками банкнот, мешками с монетой. Инкассаторские, кассовые работники пересчитывают получаемые наличные деньги полистно, поштучно и вкладывают в сумку.

Инкассаторским, кассовым работникам для загрузки банкомата могут  выдаваться предварительно подготовленные сумки с наличными деньгами. Сумки  опломбировываются заведующим кассой, кассовым работником ВСП, осуществлявшими  подготовку наличных денег. К сумке с наличными деньгами прикрепляется ярлык, на котором проставляются фирменное наименование кредитной организации (фирменное наименование кредитной организации и наименование филиала; фирменное наименование кредитной организации и наименование ВСП; фирменное наименование кредитной организации, наименования филиала и ВСП), номер банкомата, дата упаковки, сумма наличных денег, фамилия, инициалы и подпись заведующего кассой, кассового работника ВСП.

Инкассаторские, кассовые работники  принимают сумки с наличными  деньгами для загрузки банкомата  по надписям на ярлыках к сумкам с наличными деньгами с проверкой  целости сумок и пломб, наличия  необходимых реквизитов на пломбах  и ярлыках к сумкам с наличными  деньгами.

Перед загрузкой банкомата  инкассаторские, кассовые работники  выводят из банкомата распечатку о сумме наличных денег, находящихся  в банкомате на момент вскрытия, проставляют на распечатке банкомата  подписи и изымают сумки из банкомата, после чего загружают  сумки с наличными деньгами в  банкомат, выводят из банкомата распечатку, подтверждающую операцию вложения наличных денег, и проставляют на ней подписи.  В случае использования кредитной организацией программно-технического средства, предусмотренного в абзаце третьем пункта 10.2 настоящего Положения, подписи инкассаторских, кассовых работников проставляются на выведенной в кредитной организации, ВСП на бумажный носитель распечатке о суммах наличных денег, фактически изъятых и вложенных, соответственно, при изъятии и загрузке банкомата. 

Информация о работе Технология совершения расчетных операции с использованием устройства самообслуживания