Теоретические и методологические основы управления прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Высокая роль прибыли в развитии предприятия в обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требовании формируются его цели и задачи.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ1.DOC

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

1 Теоретические и методологические основы управления       прибылью

 

    1. Цель, задачи и функции управления прибылью

 

Высокая роль прибыли в развитии предприятия в обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требовании формируются его цели и задачи.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной цели, система управления прибылью признана решать следующие основные задачи.

1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными естественными ограничителями размера прибыли выступают максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Как уже отмечалось, между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет  операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективные ее видов.

4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.

7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны — обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной защиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.

Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.

Не стоит приоритетной задачей управления прибылью считать обеспечение ее максимизации, так как увеличение прибыли на конкретном этапе деятельности предприятия не обеспечивает автоматически возрастания его рыночной стоимости (т.е. роста благосостояния собственников в перспективном периоде). Так, полученная высокая сумма прибыли может быть полностью израсходована на цели потребления, и в результате чего предприятие будет лишено основного внутреннего источника формирования финансовых ресурсов для обеспечения своего развития. Кроме того, высокая сумма прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли предприятия может выступать как важная, но не приоритетная задача в рассмотренной их системе.

Как и каждая управляющая система, управление прибылью реализует свою основную цель и главные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции управления прибылью характерны для предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Конкретизация функций управления прибылью в значительной степени определяется отраслевыми особенностями предприятий, их размерами, а также конкретными формами деятельности.

Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой — различные его уровни.

Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:  
       1) управление формированием прибыли;

2) управление распределением и использованием прибыли.

Каждый из этих макрообъектов управления прибылью в свою очередь подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему. Принципиальная схема такой многоуровневой функциональной системы объектов управления прибылью предприятия приведена на рисунке.

Эффективная система управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.

 

 

1.2 Методики анализа управления прибылью.

 

Важной составной частью механизма управления прибылью являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики и структуры показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия (балансовая прибыль или убыток) представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции; результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг является основным ее видом на предприятии и представляет собой результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия. Прибыль от реализации имущества – это доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и нематериальных активов, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации. Прибыль от внереализационных операций формируют доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий; доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонники эмитентами; доходы по депозитным вкладам предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование, во первых, изменений каждого показателя за анализируемый период ("горизонтальный" или "трендовый" анализ). В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения. Во-вторых, проводится исследование структуры соответствующих показателей ("вертикальный" анализ), в процессе которого рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. Этот анализ предполагает проведение анализа уровня и динамики показателей прибыли с составлением таблицы по данным ф. № 2 отчетности предприятия.

В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводится формированию прибыли по операционной деятельности.

Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано, и, соответственно, основное место отводится анализу операционной прибыли. Дальнейший анализ должен конкретизировать причины  изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору.

Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся социально-экономические условия, изменения налогового законодательства, цены на производственные ресурсы и др. Основные внутренние факторы – это объем реализации продукции, цены на нее, уровень себестоимости, управленческих и коммерческих расходов.

Все факторы, влияющие на прибыль можно сгруппировать в зависимости от формы их влияния на прямые и оборотные. Факторы прямого действия в случае своего роста увеличивают прибыль, т.е. это – факторы формирования доходов. Факторы обратного действия при своем увеличении снижают прибыль и представляют собой факторы затрат.

По определению прибыль – это выраженный в денежной форме чистый дохода (…), представляющий собой разницы между совокупным доходом и совокупными затратами (…). Поэтому в процессе факторного анализа, для более детального рассмотрения причин изменения уровня прибыли и выявления резервов ее роста, было бы целесообразно воспользоваться методикой, которая заключается в раздельном анализе операционных доходов и затрат.

Кроме анализа прибыли по источникам ее формирования, используемым в ее учет, необходимо оценить формирование прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия – операционной, инвестиционной и финансовой. На первый взгляд кажется, что этот признак классификации прибыли идентичен ранее рассмотренному, но это не так.

Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности. Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участи в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов(, а частично – в прибыли от реализации имущества (такая реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия).

Особого рассмотрения требует понятие прибыли от финансовой деятельности. Под финансовой деятельностью предприятия понимается целенаправленная система мер по обеспечению привлечения необходимого объема капитала из внешних источников и своевременного и полного выполнения обязательств по его обслуживанию и возврату. Это основные денежные потоки связанные с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия облигаций или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу). Казалось бы, что такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как в конечном счете возвращать всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем, в процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные.

Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.

Финансовый леверидж характеризуется использованием предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получать дополнительную прибыль на собственный капитал.

В управлении формированием прибыли предприятия важную роль играют налоговые платежи, во многом определяющие размер операционной, балансовой и чистой прибыли предприятия. Поэтому  неотъемлемой частью анализа управления прибылью на предприятии является оценка эффективности его налоговой политики и тяжести налогового бремени. Общий обзор методов определения налогового давления, а также обоснование используемой методики анализа эффективности налоговой политики предприятия приведены далее.

Информация о работе Теоретические и методологические основы управления прибылью