Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:16, курсовая работа
Высокая роль прибыли в развитии предприятия в обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требовании формируются его цели и задачи.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
за использование заемного капитала, %;
ЗК – средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК – средняя сумма собственного капитала предприятия.
Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:
1. Налоговый корректор финансового левериджа (1-Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
2. Дифференциал финансового левериджа (КВРа – ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.
3. Коэффициент финансового левериджа ( З К ), который характеризует
сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.
Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.
Дифференциал финансового левириджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит.
В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процесс управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.
Прежде всего, в период ухудшения коньюктуры финансового рынка (в первую очередь, сокращения объема предложения на нем свободного капитала) стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.
Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличить уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовый риск.
Наконец, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.
Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.
Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом (leverage в дословном переводе – рычаг), который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.
Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.
1.5 Система информационного обеспечения управления прибылью
Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от качества формируемой и используемой ею информационной базы, и в частности от качества используемой информации при принятия управленческих решений в значительной степени зависит сумма получаемой прибыли.
Формирование системы информационного обеспечения управления прибылью предприятия представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей для использования в процессе анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений. Эти показатели формируются за счет внешних (находящихся вне предприятия) и внутренних источников информации.
Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внешних источников, делится на три основные группы:
( А ). Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществлении инвестиционной деятельности, выявлении резервов роста прибыли в ориентире на достижение среднеотраслевых показателей. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.
Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока:
1) Показатели макроэкономического развития. Здесь содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в процессе управления прибылью предприятия: темп роста внутреннего национального продукта и национального дохода, объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде, денежные доходы населения, вклады населения в банках, индекс инфляции, учетная ставка Национального банка.
2) Показатели отраслевого развития. Здесь содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика; общая стоимость активов предприятии, в том числе оборотных; сумма собственного капитала предприятия; сумма балансовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности; ставка налогообложения прибыли по основной деятельности; ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли; индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.
( Б ). Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система нормативных показателей этой группы служит дли принятия управленческих решении в области формирования ценовой политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капитала из внешних источников (включая эмиссию собственных акций и облигаций), определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов формирования и использования прибыли. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях коммерческих периодических изданий, а при необходимости ежедневного использования в целях оперативного управления фондовым портфелем - на соответствующих электронных источниках информации.
Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на три блока:
1) Показатели, характеризующие конъюнктуру товарного рынка. В этом блоке содержится информация по всем видам товарных рынков, с которыми связана деятельность предприятия (сырья, материалов, готовой продукции, средств производства и т.п.). В составе этого блока рассматриваются следующие основные показатели: объем и широта предложения, представленного на рынке; котируемые цены предложения и спроса на товары, с которыми связана деятельность предприятия; объемы и цены сделок; сводный индекс динамики цен на товары, аналогичные выпускаемым данным предприятием; уровень конкуренции на рынке готовой продукции предприятия.
2) Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов. Содержатся следующие основные информативные данные: виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и не биржевом фондовом рынке; котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.
3) Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов. Содержатся следующие основные информативные данные: кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита; депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам; официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности; курс покупки - продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками.
( В ). Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования прибыли. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: “Банки”, “Страховые компании”, “Поставщики продукции”, “Покупатели продукции”, “Конкуренты”. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.
Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внутренних источников, также делится на три основные группы.
1) Показатели финансового учета предприятия. Система показателей этой группы составляет основу информационной базы текущего управления прибылью предприятия. На основе этой системы показателей производится обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли.
Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, четкая регулярность формирования, высокая степень надежности.
В то же время, информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет и определенные недостатки, основными их которых являются, отражение информативных показателей лишь по предприятию в целом (что не позволяет использовать ее при принятии управленческих решений по отдельным сферам деятельности, центрам ответственности, видам продукции и т.п.); низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности - только один раз в год): использование только стоимостных показателей (что затрудняет анализ влияния изменения цен на формирование прибыли).
Финансовые показатели отражаются в балансе предприятия и в приложениях к нему.
2) Показатели управленческого учета предприятия. Этот вид учета получает развитие в связи с переходом предприятий нашей страны к общепринятой в международной практике системе бухгалтерского учета, который позволяет существенно дополнить учет финансовый. Он представляет собой систему учета всех необходимый показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений (в основном, в области управления формированием и использованием| прибыли) и планирования деятельности предприятия в предстоящем периоде.
Управленческий учет обладает следующими основными преимуществами: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей, периодичность представления результатов полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно), этот учет может быть структуризирован в любом разделе – по центрам ответственности, видам деятельности и т. п.
3) Нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей составляют различные нормы и нормативы, разработанные в рамках самого предприятия - нормативы численности; нормативы затрат времени; нормативы обслуживания; нормативы удельных расходов сырья и материалов; нормы списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п. Эта система показателей дополняется различными справочными показателями, действующими в целом в стране или в отрасли, в которой осуществляет свою деятельность предприятие, — нормы амортизационных отчислений; нормы отчислений прибыли в резервный фонд; ставки налогов, сборов и других обязательных платежей; сроки уплаты налогов, страховых сборов, процентов за кредит; размер установленных государством минимальной заработной платы и социальных льгот и т.п.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли.
Информация о работе Теоретические и методологические основы управления прибылью