Типичные ошибки выявленные аудитором при аудите финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории, а так же составление аудиторского заключение на основании проверки финансовых вложений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений;
- рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений;
- дать краткую характеристику аудируемого предприятия;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты аудита финансовых вложений
2. Аудит финансовых вложений
3. Типичные ошибки выявленные аудитором при аудите финансовых вложений
Заключение

Файлы: 1 файл

Аудит финансовых вложений.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

- формы учетной документации  по инвентаризации: приказ о создании  комиссии по инвентаризации; ведомости  результатов инвентаризации; инвентаризационные  описи ценных бумаг, бланков  строгой отчетности и т.п.

-  прочие: книга учета ценных  бумаг и т.д.

При делении финансовых вложений на долгосрочные и краткосрочные следует  иметь в виду не столько период обращения ценных бумаг (время с  момента эмиссии до момента погашения), сколько степень их ликвидности. При таком подходе к краткосрочным инвестициям относятся вложения в легко реализуемые ценные бумаги, которые покупают для того, чтобы выгодно разместить временно свободные денежные средства.

Аудитору необходимо проверить: ведется  ли аналитический учет по счету 58, осуществляемый по видам вложений и объектам, в которые вложены средства; правильно ли составлены бухгалтерские проводки; правильно ли отнесены разницы между ценой приобретения и номинальной стоимостью ценных бумаг; правильно ли отражены в учете выкуп и продажа ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аудит финансовых вложений

 

Аудиторская проверка финансовых вложений проводится для формирования мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности по статье "Долгосрочные финансовые вложения" и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Получение достаточных доказательств  по проверяемым вопросам позволяет  дать независимую оценку указанным  фактам и выявить нарушения и отступления от действующих нормативных актов и правил бухгалтерского учета.

Планирование аудиторской проверки финансовых вложений осуществляется на основе сводного общего плана и сводной  программы  аудита экономического субъекта.

Общий план проверки финансовых вложений должен учитывать направления аудита данного участка. Примерная форма и содержание общего плана и программы аудита приведены в таблице 2.1 и 2.2 (Приложение 1).

 

Таблица 2.1

Общий план проверки учета  финансовых вложений

п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

1

Проверка учета вложений в уставные капиталы других организаций

За год

Аудиторская группа

Согласно сво-бодному  обще-му плану аудита экономического субъекта

2

Проверка учета вложений в совместную деятельность

За год

Аудиторская группа

 

3

Проверка учета вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев

За год

Аудиторская группа

 

4

Проверка учета вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок более 12 месяцев

За год

Аудиторская группа

 

 

Также для проведения аудита финансовых вложений на том  или ином предприятии аудитору необходимо провести оценку системы внутреннего  контроля, что позволит аудитору на основе результатов данной оценки расставить приоритеты в дальнейшей проверки тех или иных статей (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3

Оценка системы внутреннего  контроля аудита финансовых вложений

 

Вопросы тестирования

Да

Нет

Примечание

1.  Имеет ли организация  финансовые вложения, по которым  не определяется их текущая рыночная стоимость?

   

По данным анна-литического  уче-та составляется перечень таких  вложений

2. Учтены ли доходы  от финансовых вложений?

     

3. Определено ли фактическом  наличии финансовых вложений  на конец отчетного периода?

     

4. Нашли ли отражение в бухгалтерском учете и отчетности операции с финансовыми вложениями, произошедшие в течение проверяемого периода?

     

5. В соответствующей  ли сумме отражены операции  с финансовыми вложениями, произошедшие  в течение проверяемого периода?

     

6. Правильно ли проклассифицированы финансовые вложения как долгосрочные и краткосрочные?

     

7. Своевременно и полно  ли оформлены документы по  оценке, учету финансовых вложений?

     

8. Своевременно и полно  ли оформлены документы по  инвентаризации финансовых вложений?

     

9. Соблюдены ли требования  налогового законодательства?

     

10. Оформлены ли в  соответствии документы о сохранности,  выбытию (погашению) и реализации  ценных бумаг?

     

11. Правильно ли документально  оформлены вложения в уставные  капиталы других организаций и совместную деятельность?

     

12. Имеет ли организация  финансовые вложения, по которым  не определяется их текущая  рыночная стоимость?

     

13.  Подтверждены ли  документально права организации  на финансовые вложения?

     

14. Имеются ли исправления записей в документах, которые проводятся без необходимых оснований?

     

15. Совпадают ли данные  синтетического и аналитического  учета?

     

 

 

Для детальной проверки операций с финансовыми вложениями, как нам представляется, необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур.

 Проверка организации учета  финансовых вложений. Выполняя процедуру  проверки организации учета финансовых  вложений, аудитору необходимо ответить  на следующие вопросы:

Для принятия к бухгалтерскому учету  активов в качестве финансовых вложений выполняются условия, предусмотренные положениями нормативных актов?

Аналитический учет финансовых вложений соответствует положениям нормативных  актов?

Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений и оформления ее результатов, соответствует положениям нормативных актов?

В бухгалтерской отчетности раскрывается необходимая информация о финансовых вложениях, предусмотренная нормативными актами?

При аудите необходимо проверить правильность и обоснованность учета активов  в качестве финансовых вложений.

Согласно ПБУ 19/02, для принятия к  бухгалтерскому учету активов в  качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих  условий:

- наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих существование  права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

- переход к организации финансовых  рисков, связанных с финансовыми  вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

- способность приносить организации  экономические выгоды (доход) в  будущем в форме процентов,  дивидендов, либо прироста их  стоимости (в виде разницы между  ценой продажи (погашения) финансового  вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям организации  относятся: государственные и муниципальные  ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

В составе финансовых вложений учитываются  также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета финансовых вложений оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных  в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета финансовых вложений. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Также следует сверить данные бухгалтерского учета финансовых вложений с данными  бухгалтерской отчетности. Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

- конечные сальдо по счетам  синтетического учета финансовых  вложений (58, 59) предыдущего отчетного  периода соответствующим образом  перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

- соответствующие показатели бухгалтерской  отчетности (ф. №№ 1,5) на начало  и конец отчетного периода  соответствуют учетным данным  регистров синтетического и аналитического  учета финансовых вложений;

- в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (например, изменения начального сальдо в результате переоценки финансовых вложений) результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности.

Если организация провела переоценку финансовых вложений и их балансовая стоимость на начало отчетного периода  изменена, аудитору необходимо убедиться  в правильности отражения в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости финансовых вложений.

Для подтверждения достоверности  данных бухгалтерской отчетности и  бухгалтерского учета аудитор проверяет  правильность проведения инвентаризации финансовых вложений.

В ходе проверки он устанавливает:

- соблюдает ли организация требования п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" об обязательном проведении инвентаризации;

- установлены ли сроки проведения  инвентаризации финансовых вложений  в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;

- правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т.д.).

Если сертификаты финансовых вложений хранятся в офисе клиента, то их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств.

При хранении ценных бумаг не в  офисе клиента, а в других организациях (банк, депозитарий, специальные хранилища) аудитору необходимо получить от третьих лиц письменное подтверждение наименования, количества, стоимости и других реквизитов сертификатов финансовых вложений, сверить суммы, числящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными этих организаций. Таким подтверждением может быть выписка из депозитария, ответ на запрос. Запрос направляется от имени клиента соответствующим третьим лицам с просьбой направить ответ в адрес аудитора. Аудитору необходимо получить и сохранить в файле рабочих документов копии запроса и убедиться в том, что запрос направлен клиентом. Полученное письменное подтверждение следует сопоставить с данными клиента.

В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, ее серия, номер, номинальная и фактическая стоимость, сроки погашения и общая сумма.

Необходимо проверить правильность раскрытия информации в бухгалтерской  отчетности. Существенная информация о финансовых вложениях подлежит раскрытию в пояснительной записке  и/или формах бухгалтерской отчетности. Аудиторам необходимо установить полноту раскрытия информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.

Согласно ПБУ 19/02, в бухгалтерской  отчетности финансовые вложения должны представляться с подразделением в  зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

По результатам аудита следует  подготовить мнение аудитора по вопросам:

- о правильности учета активов  в качестве финансовых вложений;

- о соответствии данных аналитического  учета финансовых вложений, оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 58, 59;

- о соответствии данных бухгалтерского  учета финансовых вложений, соответствующим  данным бухгалтерской отчетности;

- о правильности проведения  инвентаризации финансовых вложений  и оформления ее результатов;

- о правильности раскрытия информации  о финансовых вложениях в бухгалтерской  отчетности.

Следующим этапом аудита финансовых вложений является проверка операций по поступлению финансовых вложений.

Согласно п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости. Данное ПБУ предусматривает различные способы определения первоначальной стоимости финансовых вложений в зависимости от порядка их приобретения или поступления в организацию.

Информация о работе Типичные ошибки выявленные аудитором при аудите финансовых вложений