Типичные ошибки выявленные аудитором при аудите финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории, а так же составление аудиторского заключение на основании проверки финансовых вложений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений;
- рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений;
- дать краткую характеристику аудируемого предприятия;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты аудита финансовых вложений
2. Аудит финансовых вложений
3. Типичные ошибки выявленные аудитором при аудите финансовых вложений
Заключение

Файлы: 1 файл

Аудит финансовых вложений.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Выполняя процедуру проверки операций по поступлению финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

Финансовые вложения в акции  акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п. подтверждены документально?

Первоначальная оценка финансовых вложений соответствует положениям нормативных актов?

Последующая оценка финансовых вложений производится в соответствии с положениями  нормативных актов?

Учет операций по приобретению финансовых вложений за плату соответствует  положениям нормативных актов?

Учет вкладов по договору простого товарищества соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по получению финансовых вложений в виде вклада в уставный капитал соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по безвозмездному получению финансовых вложений соответствует положениям нормативных актов?

Учет операций по приобретению финансовых вложений в порядке обмена соответствует  положениям нормативных актов?

Проверка на обесценение финансовых вложений и порядок создания резерва  под их обесценение производятся в соответствии с положениями нормативных актов?

Порядок формирования и учета доходов  по финансовым вложениям соответствует  положениям нормативных актов?

Проверяются документы, подтверждающие существование прав на финансовые вложения.

Первичными документами, на основании  которых учитываются финансовые вложения, являются: сертификаты акций, облигаций, векселя и другие ценные бумаги; акты приемки-передачи материальных ценностей; выписки из реестра акционеров; договоры купли-продажи; платежные документы; инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности и другие документы.

Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку эти документы  определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.

В документах, на основании которых  финансовые вложения принимаются к  учету, должны быть указаны цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.

Аудит первичных документов означает не только проверку их фактического наличия, но и проверку их по форме и существу. Так, например, ценная бумага - это документ строго установленной формы, её обязательные реквизиты должны соответствовать требованиям законодательства для определенных видов ценных бумаг. Согласно ст. 144 ГК РФ несоответствие или отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги влечет её ничтожность.

Ценные бумаги организации могут  храниться как в ее офисах, так  и в депозитариях, у финансовых агентов организации и т.д.

По форме фиксации прав выделяют документарные и бездокументарные ценные бумаги. Документарная форма ценных бумаг - это форма, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги, а в случае его депонирования - на основании записи по счету "Депо". Эмиссионная ценная бумага, выпущенная в бездокументарной форме, существует в виде записей на лицевых счетах у держателя реестра или на счетах "Депо" у депозитария.

Далее необходимо проверить правильность определения первоначальной стоимости финансовых вложений.

На основании п. 11 ПБУ 19/02, если затраты  на приобретение ценных бумаг несущественны (кроме сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу) по сравнению  с их стоимостью, уплаченной по договору, то такие затраты организация вправе признать прочими расходами в том периоде, в котором были приняты к учету ценные бумаги. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. В связи с этим аудитору необходимо проверить, имеет ли место отражение в приказе по учетной политике организации конкретный уровень существенности. Следовательно, если затраты составляют менее установленного в учетной политике уровня существенности от стоимости приобретенных финансовых вложений и установленный размер уровня существенности отражен в учетной политике, то организация может их сразу отнести на прочие расходы.

Таким образом, организация имеет  право вести учет стоимости ценных бумаг двумя способами:

1) в первоначальную стоимость  ценных бумаг включать все  затраты, связанные с их приобретением;

2) в первоначальную стоимость  ценных бумаг включать только  суммы, уплачиваемые продавцу, а  остальные затраты в случае  их несущественности отражать в составе прочих расходов.

Первоначальная стоимость ценных бумаг, приобретенных за плату, включает в себя согласно п. 9 ПБУ 19/02 сумму  фактических затрат организации  на их приобретение (за исключением  НДС и иных возмещаемых налогов). Перечень фактических затрат является открытым и предусматривает возможность включения иных аналогичных затрат, за исключением общехозяйственных и иных расходов, которые непосредственно не связаны с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

Если финансовые вложения приобретены  за счет заемных средств, то следует  руководствоваться п. 11 ПБУ 10/99 и  пп. 14 и 15 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Таким  образом, проценты, начисленные организацией по предоставленным ей заемным средствам до момента принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету, включаются в первоначальную стоимость этих вложений.

Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты  к бухгалтерскому учету, может изменяться (п. 18 ПБУ 19/02). Аудитор должен проверить правильность классификации финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Как правило, к финансовым вложениям, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, относятся финансовые вложения в котируемые ценные бумаги.

Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости  на отчетную дату и предыдущей оценкой  финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации. Она отражается по кредиту (дебету) счета 91 "Прочие доходы и расходы" (в составе прочих доходов или расходов) в корреспонденции со счетом 58 "Финансовые вложения".

К финансовым вложениям, по которым  текущая рыночная стоимость не определяется, относятся вложения в уставные капиталы, по договору простого товарищества, в отдельные виды ценных бумаг и др. Их отражают в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

Если по долговым ценным бумагам  не определяется текущая рыночная стоимость, то коммерческой организации разрешается  разницу между их первоначальной и номинальной стоимостью в течение  срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на финансовые результаты (в составе операционных доходов или расходов) (п. 22 ПБУ 19/02).

В этом случае аудитор проверяет  правильность произведенных расчетов и достоверность оценки ценных бумаг  на отчетную дату.

В бухгалтерской отчетности по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, согласно п. 42 ПБУ 19/02 подлежит раскрытию с учетом требования существенности:

- разница между первоначальной  стоимостью и номинальной стоимостью  в течение срока их обращения, начисляемая в соответствии с п. 22 ПБУ 19/02;

- данные об их оценке по  дисконтированной стоимости, о  величине дисконтированной стоимости  и примененных способах дисконтирования  (раскрываются в пояснениях к  бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).

При проведении аудита, прежде всего, необходимо проверить правильность формирования первоначальной стоимости  поступивших финансовых вложений.

Финансовые вложения, внесенные  в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организацией, должны быть приняты к учету в оценке, согласованной учредителями.

При получении организацией ценных бумаг безвозмездно их оценивают  по рыночной цене на дату приобретения. Необходимо отметить, что коммерческие организации могут дарить друг другу имущество стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 575 ГК РФ). Если хотя бы одним из участников договора дарения будет некоммерческая организация или физическое лицо, то стоимость подарка ничем не ограничивается

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада организации-товарища по договору простого товарищества, признается их денежная оценка, согласованная товарищами в договоре простого товарищества.

Первоначальная стоимость финансовых вложений, приобретенных по договорам, которые предусматривают исполнение обязательств неденежными средствами, определяется в соответствии с п. 14 ПБУ 19/02 исходя из стоимости переданных или подлежащих передаче ею активов. В случае невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения.

Следующим этапом аудита является проверка правильности отражений операций по поступлению финансовых вложений, в бухгалтерском и налоговом учете (приобретение за плату, вклад по договору простого товарищества, вклад в уставный капитал, поступление безвозмездно, мена).

Аудиторам необходимо убедиться в  том, что:

- в бухгалтерском учете и  отчетности отражены все приобретенные  организацией ценные бумаги и  выданные займы;

- в бухгалтерском учете и  отчетности отражены все факты  поступления финансовых вложений;

- все операции по  движению финансовых вложений  своевременно зарегистрированы в бухгалтерском учете;

- наличие финансовых вложений  подтверждено необходимыми первичными  документами и результатами проведенной  в установленном порядке инвентаризации;

- отраженные в бухгалтерском  балансе ценные бумаги принадлежат  организации на правах собственности, получены в результате осуществления договоров, соответствующих требованиям права, и организация имеет все необходимые свидетельства, подтверждающие законность получения ценных бумаг;

- все записи на счетах бухгалтерского  учета подтверждены оправдательными и первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов;

- операции с финансовыми вложениями  санкционированы уполномоченными  лицами в установленном порядке;

- рублевая оценка ценных бумаг в иностранной валюте проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- в зависимости от способа  приобретения ценных бумаг их  фактическая стоимость сформирована  согласно требованиям нормативных  документов;

- стоимость ценных бумаг для  включения в бухгалтерскую отчетность  рассчитана правильно и в соответствии  с требованиями нормативных актов  (c учетом снижения рыночной стоимости);

- выручка от продажи ценных  бумаг отражена в бухгалтерском  учете в оценке, совпадающей с содержащейся в первичных документах;

- в первичных документах, регистрах  бухгалтерского учета, при переносе  данных в бухгалтерскую отчетность  соблюдена арифметическая точность  показателей;

- в бухгалтерской отчетности  отражен финансовый результат, определенный на основании фактических данных;

- доходы и расходы, связанные  с реализацией и погашением  финансовых вложений, правильно  классифицированы в отчете о  прибылях и убытках;

- информация о финансовых вложениях  раскрыта в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

При аудите правильности создания резерва  необходимо убедиться в обоснованности создания резерва под обесценивание  финансовых вложений, поскольку данный резерв может быть создан только в  отношении тех финансовых вложений, которые учитываются по первоначальной стоимости, так как их текущая рыночная стоимость не определяется. Если имеет место устойчивое снижение стоимости финансовых вложений (п. 37 ПБУ 19/02) вследствие появления у эмитента признаков банкротства, существенного снижения процентов или дивидендов и прочих факторов, то организация должна создать резерв под обесценивание финансовых вложений.

Для того чтобы признать, что вложения обесцениваются, необходимо одновременное  наличие следующих условий:

- на отчетную дату и на  предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости;

- в течение отчетного года  расчетная стоимость финансовых  вложений существенно изменялась  исключительно в направлении  ее уменьшения;

- на отчетную дату отсутствуют  свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений.

Информация о работе Типичные ошибки выявленные аудитором при аудите финансовых вложений