Управление активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Понятие активов развивалось в экономической науке начиная с 17 века. Изменялось само название, классификации, подходы к оценке стоимости активов. В начале своего исторического развития активы назывались капиталом, затем имуществом. В настоящее время под активами понимается уже имущественный потенциал предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность управления активами. Их классификация…...…………….....5
Структура активов…...…………………………….………………...........10
Показатели и методы анализа активов предприятия…..……………….17
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………..23

Файлы: 1 файл

управление активами, курсовая.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Тит.лист

 

Тема: «Управление активами предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность управления активами. Их классификация…...…………….....5
  2. Структура активов…...…………………………….………………...........10
  3. Показатели и методы анализа активов предприятия…..……………….17

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы……………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие активов развивалось в экономической науке начиная с 17 века. Изменялось само название, классификации, подходы к оценке стоимости активов. В начале своего исторического развития активы назывались капиталом, затем имуществом. В настоящее время под активами понимается уже имущественный потенциал предприятия.

Активы предприятия - это  собственность предприятия, имеющая  денежную стоимость и отражаемая в активе баланса. Активы предприятия - это деньги, счета дебиторов, оборотные  фонды, основной капитал и нематериальные активы.

Главным свойством активов  является их способность приносить  доход. Предприятие не будет инвестировать  свои ресурсы в приобретение имущества, которое не обладает таким свойством.

Управление активами предприятия, т.е. составом и структурой его имущества  и источников средств, позволяет  оценить их динамику и принять  решение о необходимых направлениях их изменения. Структура активов  характеризует в первую очередь  уровень мобильности имущества  предприятия, а также позволяет  определить, за счет каких элементов  эта мобильность обеспечивается, снижается или повышается.

От структуры активов  непосредственно зависят показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, эта структура  оказывает большое влияние на систему показателей, которые принято  называть коэффициентами деловой активности.

Управление активами преследует две основные цели: определение структуры  расходов и контроль отдачи от вложенных  средств. По этой причине такое управление не замыкается в рамках отдела управления активами, а распространяется на все  подразделения и направления  деятельности предприятия.

В настоящее время управление активами предприятий и возможности  его совершенствования являются актуальной проблемой. Переход к  рыночным условиям хозяйствования, разгосударствление собственности с одной стороны  обострило эту проблему с другой, - расширило возможности по ее эффективной  реализации. Актуальность проблемы проявляется  в том, что финансовое положение  предприятия, его показатели ликвидности  и платежеспособности непосредственно  зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в текущие (оборотные) активы, превращаются в реальные деньги, т.е. повышение эффективности управления оборотными активами отражает улучшение  финансового состояния предприятия.

Поэтому, выбор темы исследования можно объяснить следующим:

Во-первых, управление активами является важнейшим аспектом управления предприятием в целом, от которого зависит эффективность функционирования предприятия.

Во-вторых, в условиях рынка  изменились права предприятий в  области управления активами, мера ответственности за качество (эффективность) их использования, т.к. под активами стали понимать авансированный в  них капитал.

В-третьих, изменился подход к пониманию проблемы. Под активами, как объектом купли-продажи в  настоящее время понимаются не только части имущественного комплекса, но и предприятие целиком. А это  требует комплексного, объективного подхода к оценке.

В-четвертых, расширение законодательной  базы дает возможность предприятиям эффективней использовать имущество, строить политику воспроизводства  основных средств.

Целью данной работы является изучение структуры активов, основных проблем и методов управления активами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность управления активами. Их классификация.

 

Активы представляют собой  экономические ресурсы предприятия  в различных их видах, используемые в процессе осуществления хозяйственной  деятельности. Они формируются для  конкретных целей осуществления  этой деятельности в соответствии с  миссией и стратегией экономического развития предприятия и в форме  совокупных имущественных ценностей  характеризуют основу его экономического потенциала. Как целенаправленно  формируемая совокупность экономических  ресурсов в виде определенного комплекса  имущественных ценностей предприятия  активы призваны соответствовать функциональной направленности и объемам его  хозяйственной деятельности. Только в таком соответствии они представляют для предприятия определенную ценность как его экономические ресурсы, предназначенные для использования  в предстоящем периоде.

 

Активы являются имущественными ценностями предприятия, формируемыми за счет инвестируемого в них капитала. Вкладываемый в новый или развивающийся  бизнес капитал материализуется  в форме активов предприятия. Между категориями капитала и  активов существует тесная связь: активы могут рассматриваться как объект инвестирования капитала, а капитал - как экономический ресурс, предназначенный  для инвестирования в активы. Только путем инвестирования в активы капитал  как накопленная ценность вовлекается  в экономический процесс.

 

Активы представляют собой  имущественные ценности предприятия, имеющие стоимость. Концепция стоимости  активов базируется прежде всего на их ценности для предприятия как экономического ресурса. Уровень стоимости активов определяется суммой затрат факторов производства на их создание, периодом использования, соответствием целям хозяйственного использования, конъюнктурой рынка средств и предметов труда и т.п.

 

К активам относятся только те экономические ресурсы, которые  полностью контролируются предприятием. Под таким контролем понимается право собственности на используемые экономические ресурсы или в  отдельных, предусмотренных законодательством  случаях, - право владения соответствующими их видами (например, имущественными ценностями, привлеченными к их использованию  на условиях финансового лизинга). Экономические  ресурсы, используемые предприятием, но не контролируемые им, активами не являются. Это относится, в первую очередь, к используемым трудовым ресурсам, а также к имущественным ценностям, арендуемым предприятием или предоставленных ему во временное пользование на безвозмездной основе. Следовательно, как контролируемые экономические ресурсы, активы предприятия являются носителем прав собственности. В этой роли они могут выступать носителем всех форм этой собственности - индивидуальной частной, коллективной частной, муниципальной, общегосударственной и т.п. При этом, объектом собственности предприятия является совокупность его активов вне зависимости от источников финансовых средств (собственного или заемного привлеченного капитала), за счет которых они сформированы.

 

Активы являются экономическим  ресурсом, генерирующим доход. Способность  приносить доход в процессе операционной или инвестиционной деятельности является одной из важнейших характеристик  активов предприятия как объекта  экономического управления. Этот доход  активы генерируют, прежде всего, как  экономические ресурсы, обладающие производительностью. Важно отметить также, что потенциальная способность  активов генерировать доход не реализуется  автоматически, а обеспечивается лишь в условиях эффективного их использования.

 

Активы предприятия, используемые в хозяйственной деятельности, находятся  в процессе постоянного оборота. Этот оборот присущ как всей совокупности активов, так и отдельным их видам. Совокупность используемых предприятием активов видоизменяется прежде всего в реальных своих формах - одни виды активов в процессе оборота переходят в другие их виды (например, запасы сырья - в запасы готовой продукции; запасы готовой продукции - в дебиторскую задолженность или денежные активы и т.п.). Так, в процессе оборота стоимость одних видов активов возрастает за счет приращения стоимости труда и других используемых видов экономических ресурсов (например, стоимость запасов готовой продукции, изготовленной из запасов сырья); стоимость других видов активов, наоборот, снижается (например, стоимость используемых основных средств, амортизируемых нематериальных активов и т.п.). Оборот активов подчинен определенным циклам - хозяйственному, операционному, инвестиционному.

 

Хозяйственное использование  активов неразрывно связано с  фактором риска. Риск является важнейшей  характеристикой всех форм использования  активов в хозяйственной деятельности предприятия. Носителем этого фактора  активы выступают в неразрывной  связи с их характеристикой как  экономических ресурсов, генерирующих доход. Уровень риска использования  активов находится в прямой зависимости  от уровня ожидаемой доходности.

 

Формируемые в составе  активов имущественные ценности связаны с фактором ликвидности. Под ликвидностью активов понимается их способность быть быстро конверсированными  в денежную форму по своей реальной рыночной стоимости. Эта характеристика активов обеспечивает возможность  быстрой их реструктуризации при  наступлении неблагоприятных экономических и других условий их использования в сформированных видах.

 

Управление активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

Выделяют управление  текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных  активов  в факторы производства, управление фиксированными активами (основными  средствами), управление нематериальными  активами.

Главная цель системы  управления активами -  добиться наивысших  конечных результатов при рациональном использовании  всех видов активов.

Основными задачами и принципами управления активами предприятия являются:

 

- Увеличение активов.  Любое увеличение активов означает  использование фондов.

 

-    Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает  все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам  и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение  пассива, например, возврат банковских  займов.

 

-  Текущие активы используются  в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве  оборотного капитала, проходят определенный  цикл. Ликвидные активы используются  для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую  продукцию; продукция продается  в кредит, создавая счета дебиторов;  счета дебитора оплачиваются  и инкассируются, превращаясь  в ликвидные активы.

 

-   Эффективное использование  оборотного капитала. Любые фонды,  не используемые для нужд оборотного  капитала, могут быть направлены  на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для  приобретения основного капитала  или выплачены в виде доходов  владельцам.

Один из способов экономии оборотного капитала заключается в  совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

 

  • планирования закупок необходимых материалов;

 

  • введения жестких производственных систем;

 

  • использования современных складов;

 

  • совершенствования прогнозирования спроса;

 

  • быстрой доставки.

 

Второй путь сокращения потребности  в оборотном капитале состоит  в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредитной политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в  лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы  держат свои ликвидные активы, процент  не уплачивается. Однако другие ликвидные  активы (краткосрочные государственные  ценные бумаги, депозитные сертификаты,) приносят доход в виде процентов.

 

Одной из основных обязанностей финансового менеджера предприятия  является выбор варианта использования  имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. Решение о приобретении основного  капитала складывается в процессе составления  сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку  “плюсы” добавочных основных активов  обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью. 

 

Капитал в денежной форме  представляет собой пассивы фирмы, а  в производственной форме –  активы фирмы. Активы отражают в стоимостном  выражении все имеющиеся у  организации материальные, нематериальные и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

Информация о работе Управление активами предприятия