Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа
Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов. Эта система в значительной мере определяет полные издержки на производство и реализацию товара и важнейшие финансовые показатели деловой активности — выручку от реализации продукции (объем продаж), валовой доход предприятия, маржинальный доход (валовую маржу), прибыль, рентабельность. Значения используемых в финансовом менеджменте показателей основного и оборотного капитала, стоимости предприятия, операционного (производственного) рычага, финансового рычага, окупаемости инвестиций, приведенной стоимости проекта также подвержены влиянию цен.
Целенаправленное или
По способу внесения изменений различают планово-прогнозное и внеплановое фактически сложившееся изменение цен.
Внеплановые коррективы вносятся под
влиянием конъюнктуры рынка или
по причинам целевого характера. Планово-прогнозное
изменение цен на продукцию может
осуществляться на базе снижения норм
расхода материальных и топливно-энергетических
ресурсов, экономии затрат живого труда
за счет роста его производительности,
экономии на условно-постоянных расходах
и амортизационных отчислениях,
приходящихся на единицу продукции.
Планово-прогнозное изменение цен
объединяет маркетинговые исследования
с анализом вопросов производства,
снабжения и сбыта, финансового
состояния предприятия и
Целенаправленное изменение
Фиксирование пониженной или повышенной
цены на изделие часто означает дотирование
цен за счет внешних источников,
внутреннюю компенсацию потерь за счет
собственных и заемных
Таким образом, управление ценами, являясь составной частью краткосрочной финансовой политики, может выражать общую финансовую стратегию предприятия. В зависимости от целевых установок управление ценами на предприятии может быть текущим и стратегическим, т.е. осуществляться в рамках краткосрочной и долгосрочной финансовой политики. Практическим проявлением ценовой стратегии является долговременная цена, которая подвержена небольшим изменениям в течение длительного периода времени.
2.Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен.
Финансовый менеджер управляет ценами или путем установления (пересмотра) уровня базовых отпускных цен, или используя скидки и надбавки к базовым ценам. При определении уровня базовых отпускных цен следует различать базовые цены по сравнимой продукции, производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде (году), базовые цены по вновь освоенной, несравнимой товарной продукции, которая не производилась в предшествующем периоде.
Управление ценой по
сравнимой и несравнимой
Эта потребительная стоимость должна быть правильно выражена в стоимостном, денежном выражении через установленную цену. По существу, потребительная стоимость представляет способность товара удовлетворить потребности потребителя, которые не сводятся лишь к качеству изделия. Потребительные свойства (мощность двигателя, экономичность расхода топлива, коэффициент полезного действия и т.п.) могут быть представлены как совокупность параметров, определяющих полезность товара. Изменение этих параметров, специфических для каждого нового или улучшенного изделия, и является основой определения его цены.
Для установления уровня цены
рассматриваемой продукции
Балльный метод
где Нц — цена вновь освоенного или улучшенного изделия;
Рц — расчетная цена, приходящаяся на один балл базового изделия;
Cбн — сумма баллов вновь освоенного или улучшенного изделия.
При этом расчетная цена базового изделия (Рц) определяется как отношение базовой цены изделия (Бц) к сумме баллов базового изделия (Cбб). Присвоение баллов каждому из параметров производится экспертным путем.
Метод удельной цены основывается
на выделении главного для производителя
и потребителя параметра
Новая цена вновь освоенного более мощного электродвигателя вычисляется следующим образом:
или
где Мн — значение параметра мощности нового электродвигателя.
Регрессионный метод связан с определением цены на основании построения уравнений регрессии, описывающих зависимость изменения цены от улучшения ряда параметров качества изделия. В нашем примере помимо мощности это может быть вес электродвигателя на единицу мощности, коэффициент полезного действия и др.
Базовые цены по сравнимой товарной продукции могут быть представлены как цены без скидок и надбавок, а также без налогов, непосредственно формирующих цену реализации продукции. Основным методом формирования базовой цены, наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике, является метод полной себестоимости или денежного выражения всех издержек на производство и реализацию товара. Новая цена (Н ) при этом определяется следующим образом:
где С — скалькулированная полная себестоимость изделия;
Р — рентабельность изделия к его полной себестоимости.
Прибыль, включаемая в цену
продукции, может быть определена не
только пропорционально полной себестоимости
(второго слагаемого формулы (81)). В
тех случаях, когда в цене необходимо
полнее учесть трудоемкость изделия, может
применяться метод нормативной
стоимости обработки. Принципиально
он отличается от предыдущего метода
способом включения прибыли в
состав цены: пропорционально стоимости
обработки изделия (изготовления, переработки),
которая представляет денежное выражение
текущих затрат на оплату труда. Эти
затраты принимаются в расчет
в части включения в
В других методах ценообразования используются классификационные признаки деления элементов затрат и статей калькуляции себестоимости на денежное выражение постоянных и переменных затрат на производство изделия. К ним относятся три метода: маржинальных издержек, прямых затрат, рентабельности проекта инвестиций.
Метод формирования цены товара исходя из маржинальных издержек основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении полной себестоимости изделия на постоянные и переменные издержки на производство и реализацию товара в денежном выражении. Для этого подсчитывается общая сумма прямых переменных затрат на единицу изделия вместе с желательной величиной валовой маржи на единицу этого изделия, определяемой исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли.
Метод рентабельности инвестиций может применяться как метод определения минимальной (предельной) цены реализации товара, при которой его продажа не будет убыточной, исходя из денежного выражения переменных и постоянных затрат на единицу изделия. К полученной величине добавляется расчетная сумма платежей за использование заемных средств на финансирование проекта инвестиций (расходы предприятия по уплате процентов за кредит должны быть заложены в цену). В результате получается предельная цена, ниже которой при платности использования заемных средств на финансирование проекта продавать изделие на имеет смысла:
где Пц — предельная цена вновь освоенного изделия;
Спп — суммарные переменные и постоянные затраты на единицу изделия;
Зф — сумма заемного финансирования для реализации проекта;
Пзф — плата за использование заемного финансирования (проценты по кредиту);
Оп — предполагаемый годовой объем производства.
Согласно методу прямых затрат за основу ценообразования принимается производственная себестоимость товара, которая подлежит учету и отражению по элементам сметы затрат на производство. Сначала подсчитывают общую сумму прямых затрат и накладных расходов, приходящуюся на единицу изделия, т.е. производственную себестоимость единицы товара.
Затем определяют предельную
цену продажи изделия исходя из необходимости
покрытия сбытовых и других (например,
административно-
где Снп — суммарные прямые затраты и накладные расходы по смете затрат на единицу изделия (производственная себестоимость изделия);
Нc — надбавка на производственную себестоимость для покрытия сбытовых и административно-управленческих расходов.
Финансовый менеджер должен
внимательно относиться к надбавкам
(наценкам) и различать надбавки
для покрытия расходов предприятия,
учитываемые в составе
Базовая цена трактуется как предельная (безубыточная) цена, включающая индивидуальный запрос производителя по рентабельности (прибыльности) производства и реализации данного изделия. В предельной цене, не дающей предприятию прибыли, полностью учтены все потребности покрытия денежного выражения расходов, относимых на себестоимость и формирующих полную себестоимость товара.
В зарубежной практике, однако, считается, что базовая цена не должна учитывать транспортные, страховые, сервисные и прочие компоненты. При этом базовая цена сведена к абстрактной величине, по которой никто ничего не покупает и не продает. В нашем же понимании базовая цена есть вполне реальная цена продажи при общих средних учтенных условиях. Лишь в конкретной сделке в силу отклонения от таких условий она может не совпадать с ценой договора поставки.
Установление базовых цен по сравнимой и несравнимой товарной продукции зависит не только от менеджера по продажам или финансового менеджера, но и от типа рынка, на котором работает предприятие. Существуют следующие типы рынка: