Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в курсовой работе и позволили раскрыть тему:
- цена как экономическая категория;
- ценовая политика на предприятии;
- ценовые стратегии, подходы;
- эффективность применяемых ценовых подходов, и меры по их совершенствованию.
Введение 2
1. Теоретические основы управления ценами на предприятии. 3
1.1 Цена: понятие, функции и классификация. 3
1.2. Политика управления ценами на предприятии. 9
2. Анализ цен и ценовой политики ОАО «Искра». 19
2.1 Общая экономическая характеристика ОАО «Искра». 19
2.3. Анализ ценовой политики ОАО «Искра» 25
3. Совершенствование политики управления ценами в ОАО «Искра». 29
3.1. Мероприятия по совершенствованию политики управления ценами в ОАО «Искра». 29
3.2 Расчет мероприятий направленных на снижение цен на продукцию ОАО «Искра». 31
3.3. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий. 33
Содержание
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги.
Ценовая политика - исключительно важный экономический инструмент организации – товаропроизводителя, однако при неумелом с ним обращении могут быть получены отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
На сегодняшний день тема цены и ценообразования является наиболее актуальной в условиях развития рыночной экономики.
Цель курсовой работы исследовать сущность цен и ценообразования, рассмотреть их с точки зрения теории и практики. А также изучить ценовую политику на примере предприятия ОАО «Искра», разработать мероприятия по совершенствованию ценообразования на исследуемом предприятии.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в курсовой работе и позволили раскрыть тему:
- цена как экономическая категория;
- ценовая политика на предприятии;
- ценовые стратегии, подходы;
- эффективность применяемых ценовых подходов, и меры по их совершенствованию.
В экономической литературе
Под общим понятием «цена» скрывается целый комплекс экономических понятий, объединенных в одну категорию, которые существенно отличаются друг от друга: назначением областью применения и способом формирования.
С позиции экономической теории
цена есть денежное выражение стоимости
товара, т.е. количество денежных единиц,
характеризующих стоимость. Эту
стоимость вычислить очень
Схема ценообразования
поясняет взаимосвязь между
Рисунок 1 – Схема ценообразования.
Цена – один из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, она непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и на его финансово – экономическое состояние.
В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек, т.е. издержек производства признанных рынком партий продукции. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижения предложения – увеличивается [14, с. 259].
В других определениях, используемых
в экономической литературе, затрагиваются
как минимум два аспекта
В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд функций. Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет следующие функции:
- учетная функция
цены отражает общественно
- стимулирующая функция
используется для развития
- распределительная функция заключается в том, что в цены на отдельные группы и виды товаров включаются акцизы, НДС, и другие виды косвенных налогов, которые в форме централизованного чистого дохода поступают в бюджет государства, региона и т.д. [9, с. 262].
В современных условиях к числу указанных выше основных функций добавляются свои, вытекающие из специфики деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, к ним относятся:
- функция сбалансирования
спроса и предложения
- функция цены как
аспекта максимизации прибыли
выражается в том, что с
- обеспечение равных
условий расширенного
- социальная защита всех слоев населения путем обеспечения прожиточного минимума в размере минимальной потребительской корзины [14, с. 260].
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых и продаваемых товаров.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
- биржевая цена, также считается оптовой;
- розничные цены это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению;
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:
- свободные цены (рыночные цены) это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
- регулируемые цены это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.
3. По способу установления, фиксации различают:
- твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
- подвижная цена такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
- скользящая цена это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4. По способу получения информации об уровне цены различают:
- публикуемые цены это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.
- справочные цены это цены, публикуемые в различных печатных изданиях.
5. В зависимости от вида рынка различают:
- цены товарных аукционов. Цены аукционов это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот).
- биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
- цены торгов это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям, предполагающем привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.
6. С учетом фактора времени различают:
- постоянная цена, цена срок действия которой заранее не определен.
- сезонная цена, цена срок действия которой определен периодом времени.
7. Внутрифирменные цены:
- трансфертные цены это цены, применяемые внутри фирмы, т. е. они применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию.
8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен:
- цена-нетто цена на месте купли-продажи;
- цена-брутто;
9. Мировые цены это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Мировыми считаются цены:
- крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;
- сделок, носящих регулярный характер;
- сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.(есипова эл. ресурс)
Любая цена включает в
себя ряд взаимосвязанных элементов.
Соотношение отдельных
Оптовая цена предприятия
Отпускная цена предприятия
Рисунок 2 – Структура цены.
Отпускная цена предприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.
Оптовая цена – цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.
Снабженческо-сбытовая наценка (наценка посреднических организаций) – цена на услугу по снабжению и сбыту. Как всякая цена, снабженческо-сбытовая (оптовая) скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим организациям прибыль.
Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой наценки.
Торговая наценка – цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать прибыль (вторая часть торговой скидки) [8, с.173].
Из этого можно сказать что в экономике применяются различные виды цен. Под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, закупочные, розничные, регулирующие, договорные, свободные, рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и другие. Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой [1, с. 12].
В современной рыночной экономике существует множество мнений касающихся ценовой политике и ценообразования на предприятии. Рассмотрим некоторые из них.
Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно финансовых решений. Комплекс оперативно – тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами [17, с. 220].
Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке является важнейшим конкурентным преимуществом субъекта хозяйствования [16, с. 229].