Управление ценами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в курсовой работе и позволили раскрыть тему:
- цена как экономическая категория;
- ценовая политика на предприятии;
- ценовые стратегии, подходы;
- эффективность применяемых ценовых подходов, и меры по их совершенствованию.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические основы управления ценами на предприятии. 3
1.1 Цена: понятие, функции и классификация. 3
1.2. Политика управления ценами на предприятии. 9
2. Анализ цен и ценовой политики ОАО «Искра». 19
2.1 Общая экономическая характеристика ОАО «Искра». 19
2.3. Анализ ценовой политики ОАО «Искра» 25
3. Совершенствование политики управления ценами в ОАО «Искра». 29
3.1. Мероприятия по совершенствованию политики управления ценами в ОАО «Искра». 29
3.2 Расчет мероприятий направленных на снижение цен на продукцию ОАО «Искра». 31
3.3. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий. 33

Файлы: 1 файл

мой курсовик кфп1 глава с доработкой.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цена и ценообразование  являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает  интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги.

Ценовая политика - исключительно  важный экономический инструмент организации – товаропроизводителя, однако при неумелом с ним обращении могут быть получены отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.

На сегодняшний день тема цены и ценообразования является наиболее актуальной в условиях развития рыночной экономики.

Цель курсовой работы исследовать сущность цен и ценообразования, рассмотреть их с точки зрения теории и практики. А также изучить ценовую политику на примере предприятия ОАО «Искра», разработать мероприятия по совершенствованию ценообразования на исследуемом предприятии.

Цель работы позволила  сформулировать следующие задачи, которые  решались в курсовой работе и позволили раскрыть тему:

- цена как экономическая категория;

- ценовая политика  на предприятии;

- ценовые стратегии,  подходы;

- эффективность применяемых  ценовых подходов, и меры по их совершенствованию.

1. Теоретические основы управления ценами на предприятии.

1.1 Цена: понятие, функции и классификация.

          В экономической литературе существуют  различные подходы к определению  понятия цены.

Под общим понятием «цена» скрывается целый комплекс экономических  понятий, объединенных в одну категорию, которые существенно отличаются друг от друга: назначением областью применения и способом формирования.

С позиции экономической теории цена есть денежное выражение стоимости  товара, т.е. количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту  стоимость вычислить очень сложно. С позиции рыночной экономики цена представляет собой сумму денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Схема ценообразования  поясняет взаимосвязь между производителем и покупателем при установлении цены (рис. 1). [15, с. 171]


Рисунок 1 – Схема ценообразования.

Цена – один из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, она  непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и на его финансово – экономическое состояние.

В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек, т.е. издержек производства признанных рынком партий продукции. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижения предложения – увеличивается [14, с. 259].

В других определениях, используемых в экономической литературе, затрагиваются  как минимум два аспекта сущности цены в условиях рыночной экономики. С одной стороны, цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, с другой – покупатель готов купить единицу товара. Исходя из этого, цена продавца (цена предложения товара) – это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. В свою очередь цена покупателя (цена спроса на товар) – количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар. Таким образом, рыночная цена выступает как цена, согласованная продавцом и покупателем, т.е. цена, по которой реально будет продан товар [9, с. 261].

В условиях рыночной экономики  цена выполняет ряд функций. Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет следующие функции:

- учетная функция  цены отражает общественно необходимые  затраты труда на производство  и продажу продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

- стимулирующая функция  используется для развития ресурсосбережения,  повышения эффективности производства, улучшения качества продукции,  внедрения новых технологий и  т.д.

- распределительная функция  заключается в том, что в цены на отдельные группы и виды товаров включаются акцизы, НДС, и другие виды косвенных налогов, которые в форме централизованного чистого дохода поступают в бюджет государства, региона и т.д. [9, с. 262].

В современных условиях к числу указанных выше основных функций добавляются свои, вытекающие из специфики деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, к ним относятся:

- функция сбалансирования  спроса и предложения выражается  в том, что цена сигнализирует  о диспропорциях в сферах производства и обращения, служит средством для достижения соответствия спроса и предложения.

- функция цены как  аспекта максимизации прибыли  выражается в том, что с помощью  механизма цен осуществляется  перелив капитала из одного  сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, туда где норма прибыли более высокая [15, с.172].

- обеспечение равных  условий расширенного воспроизводства  для всех нормально функционирующих  субъектов хозяйствования.

- социальная защита  всех слоев населения путем  обеспечения прожиточного минимума в размере минимальной потребительской корзины [14, с. 260].

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что  используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых  и продаваемых товаров.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить  на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

-    биржевая цена, также считается оптовой;

- розничные цены это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению;

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:

- свободные цены (рыночные цены) это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

- регулируемые цены это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.

3. По способу установления, фиксации различают:

- твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

- подвижная цена такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).

- скользящая цена это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.

4. По способу получения информации об уровне цены различают:

- публикуемые цены это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.

- справочные цены это цены, публикуемые в различных печатных изданиях.

5. В зависимости от вида рынка различают:

- цены товарных аукционов. Цены аукционов это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот).

- биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.

- цены торгов это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям, предполагающем привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.

6. С учетом фактора времени различают:

- постоянная цена, цена срок действия которой заранее не определен.

- сезонная цена, цена срок действия которой определен периодом времени.

7. Внутрифирменные цены:

- трансфертные цены это цены, применяемые внутри фирмы, т. е. они применяются при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию.

8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен:

- цена-нетто цена на месте купли-продажи;

- цена-брутто;

9. Мировые цены это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Мировыми считаются цены:

- крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;

- сделок, носящих регулярный характер;

- сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.(есипова эл. ресурс)

Любая цена включает в  себя ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов  цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня (рис. 2).

 


 

       Оптовая цена предприятия


                               Отпускная цена предприятия

                              


                                                            Оптовая цена

                                                                                            


                                                            Розничная цена             


 

 

Рисунок 2 – Структура цены.

Отпускная цена предприятия – цена, с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.

Оптовая цена – цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.

Снабженческо-сбытовая наценка (наценка посреднических организаций) – цена на услугу по снабжению и сбыту. Как всякая цена, снабженческо-сбытовая (оптовая) скидка должна возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим организациям прибыль.

Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой наценки.

Торговая наценка – цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению). Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать прибыль (вторая часть торговой скидки) [8, с.173].

Из этого можно сказать  что в экономике применяются различные виды цен. Под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, закупочные, розничные, регулирующие, договорные, свободные, рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и другие. Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой [1, с. 12].

1.2. Политика управления ценами  на предприятии.

В современной рыночной экономике существует множество  мнений касающихся ценовой политике и ценообразования на предприятии. Рассмотрим некоторые из них.

Управление ценами –  процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно финансовых решений. Комплекс оперативно – тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами [17, с. 220].

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке является важнейшим конкурентным преимуществом субъекта хозяйствования [16, с. 229].

Информация о работе Управление ценами