Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:07, контрольная работа
Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской и кредиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость финансового положения. Это обусловило актуальность выбранной темы.
Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженности будет проведен по данным локомотивного депо Лянгасово.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Управление дебиторской задолженностью ……………………………… 4
2. Управление кредиторской задолженностью ……………………………. 10
3. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности ………. 15
Заключение ……………………………………………………………………. 20
Список использованной литературы ………………………………………... 22
Приложения ………………………………………………………………….. 23
ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Экономический факультет
Кафедра финансов
предприятий и финансового
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в локомотивном депо «Лянгасово»
Выполнила:
Руководитель: Синицына Н.Г.
Регистрационный номер:
Дата сдачи на проверку:
Оценка после защиты:
С. | |
Введение ……………………………………………………… |
3 |
1. Управление дебиторской задолженностью ……………………………… |
4 |
2. Управление кредиторской задолженностью ……………………………. |
10 |
3. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности ………. |
15 |
Заключение ………………………………………………… |
20 |
Список использованной литературы ………………………………………... |
22 |
Приложения ………………………………………………… |
23 |
Введение
Переход России на рыночные отношения вновь вернул к жизни такой важный элемент экономической работы как финансовый менеджмент. В его основе лежит оценка и управление финансовыми ресурсами как основным и приоритетным видом ресурсов.
В условиях Российской Федерации переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Большинство предприятий впервые встало перед необходимостью объективной оценки своих деловых партнеров, постоянного контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины.
Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской и кредиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость финансового положения. Это обусловило актуальность выбранной темы.
Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженности будет проведен по данным локомотивного депо Лянгасово.
Срок исследования – 3 года.
1. Управление дебиторской задолженностью
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия начинается с анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде.
Дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, то есть отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия. Этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия. Дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник; поскольку все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.
Задачи анализа состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения и роста.
Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами и кредиторами базируется на данных формы №1 и №5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская и кредиторская задолженности по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.
Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и по статьям.
Данные для анализа
состава и структуры
Динамика дебиторской задолженности и ее структуры за 2001-2003 гг.
Статья дебиторской задолженности |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
изменение (+,-) 2003 от 2001 г | ||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу | |
Дебиторская задолженность платежи по которой ожид. в течении 12 мес. после отч. даты |
31 |
100 |
33 |
100 |
80 |
100 |
49 |
х |
В т.ч.: покупатели и заказчики |
12 |
38,7 |
18 |
54,5 |
79 |
98,8 |
67 |
60,1 |
Векселя к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Задолж. дочерних зависимых общ. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Авансы выданные |
- |
- |
- |
- |
1 |
1,2 |
1 |
1,2 |
Прочие дебиторы |
19 |
61,3 |
15 |
45,5 |
- |
- |
19 |
61,3 |
В балансе локомотивного депо Лянгасово отсутствует долгосрочная дебиторская задолженность, что снижает долю медленно реализуемых активов, но на предприятии имеет место краткосрочная дебиторская задолженность в сумме 31 тыс.руб. в 2001 году и соответственно 80 тыс. руб. в 2003 году, т. е. произошло увеличение краткосрочной дебиторской задолженности в 2,6 раза или в абсолютных величинах на 49 тыс. руб. Это можно назвать отрицательным моментом, т.к. у предприятия отвлекается часть текущих активов из оборота.
Как показывает таблица 1, у данного предприятия существует 3 вида дебиторской задолженности:
-покупатели и заказчики;
-авансы выданные;
-прочие дебиторы.
Наибольший удельный вес занимает задолженность покупателей и заказчиков, в 2003 году она составила 79 тыс. рублей или 98,8%, что на 67 тыс. руб. или на 60,1% больше по сравнению с 2001 годом.
Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности. Для оценки состояния дебиторской задолженности составим аналитическую таблицу (приложение 1).
Данные приложения 1 показывают, что
к концу 2001 года сумма остатка
дебиторской задолженности
Управление дебиторской
Отбор осуществляется с помощью таких критериев как: соблюдение платежной документации в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень финансовой устойчивости и др. Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используем следующие показатели (табл. 2)
Показатели |
Условн обозна- чения |
Формула расчета |
2001 г |
2002 г |
2003 г |
Отклонения (+,-) 2003 г от 2001 г |
1.Объем продаж, тыс. руб. |
N |
_ |
1997 |
3208 |
1490 |
- 507 |
2. Собственные средства, тыс. руб. |
Ес |
_ |
801404 |
1083553 |
1796436 |
+995032 |
3.Средние остатки дебиторско тыс.руб. |
2 |
31 |
33 |
80 |
49 | |
4.Коэффициент дебиторской задолженности |
|
0,00004 |
0,00003 |
0,00004 |
_ | |
5.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов |
64,42 |
97,21 |
18,63 |
- 45,79 | ||
6.Средняя величина оборотных активов, тыс. руб. |
596311 |
930583 |
1482554 |
886243 | ||
7.Период погашения дебиторской задолженности, дней |
|
5,59 |
3,70 |
19,32 |
13,73 | |
8.Доля дебиторской задолженности в текущих активах, % |
D |
|
0,005 |
0,004 |
0,005 |
_ |
9.Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. |
|
0,004 |
0,003 |
0,005 |
0,001 |
По данным расчетам мы видим, что в локомотивном депо за анализируемый период оборачиваемость дебиторской задолженности снизилась с 64,42 оборотов в год до 18,63 оборота, то есть в 2003году по с равнению началом периода погашения дебиторской задолженности происходило более медленными темпами, почти в 3,5 раза.
Чем больше период погашения дебиторской задолженности, тем больше риск ее непогашения. Период погашения до 60 дней считается нормальным, до 90 дней – плохим, а свыше 90 дней - это уже не счет к получению, а сплошные проблемы. Время оборота дебиторской задолженности в 2001 году составило 5,59 дней, а в 2003 году 19,32 дня. Это говорит о том, что дебиторская задолженность погашается достаточно быстро, хотя и увеличился период ее погашения на 13,73 дня. Доля дебиторской задолженности в текущих активах за анализируемый период не изменилась.
Для анализируемого предприятия необходимо применять консервативный тип кредитной политики, который предполагает минимизацию кредитного риска. Это положительно скажется на финансовом состоянии предприятия.
При предоставлении кредита предприятию необходимо сформировать стандарты оценки покупателей и дифференцировать условия предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.
Система стандартов оценки покупателей должна включать следующие основные элементы:
Для оценки отдельных
характеристик
Как показал анализ, размер дебиторской задолженности на предприятии не большой, поэтому локомотивному депо Лянгасово нет смысла применять современные методы рефинансирования дебиторской задолженности.
Последним этапом управления дебиторской задолженностью на предприятии является построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.