Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:44, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями на основе изучения теоретических положений и анализа на примере Хлебокомбинат ППТО
Для достижения поставленной в рамках курсовой работы цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия.
2. Проанализировать и дать оценку уровню управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия Хлебокомбинат ППТО
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Сущность и образование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия …………………………………………………………………………6
1.2 Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия………………………………………………………………………….9
2. Анализ и оценка уровня управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере Хлебокомбинат ППТО
2.1 Организационно-экономическая оценка деятельности предприятия Хлебокомбинат ППТО……………………………………………………………..13
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………..16
2.3 Анализ динамики, состояния и эффективности управления движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………..21
3. Предложения по совершенствованию процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью Хлебокомбинат ППТО
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью предприятия……………………………………...30
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления кредиторской задолженностью предприятия…………………………………….32
Заключение …………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………37
Кредиторская
задолженность оказывает
1.2 Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
Дебиторская и
кредиторская задолженность являются
естественными составляющими
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет расчетов с дебиторами; анализ и ранжирование дебиторской задолженности; регулярная работа с текущей просроченной задолженностью; претензионная работа с просроченной дебиторской задолженностью.
Управление движением кредиторской задолженности - это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей. Речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Осуществление такого управления предполагает наличие информации о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости.
Факторинг - операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, т.е. право на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной выплатой долга.
Контроль дебиторской задолженности. Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери, например: составление счетов; перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.
Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов. Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того, как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя. Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия, фирма приобретает признаки несостоятельности, становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия, поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается: предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита; срок кредита; скидка за своевременность оплаты. На уровень дебиторской задолженности влияют основные факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Делая обобщение, можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода: сравнение прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации; сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. Необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.
С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Для того чтобы решить, следует ли предприятию давать кредит, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.
2. Анализ и оценка уровня управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия на примере
Хлебокомбинат ППТО
2.1 Организационно-экономическая
оценка деятельности
Общество с ограниченной ответственностью Хлебокомбинат ППТО является юридическим лицом - коммерческой организацией, уставный капитал которого разделён на доли определенных размеров учредительными документами, создано на основании ГК РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», для осуществления хозяйственной деятельности. Местонахождение: 617110, Пермский край, Верещагинский район, п. Зюкайка, ул. Фрунзе-35. Генеральный Директор – Селетков В.Л.
Основными видами деятельности Общества являются: коммерческая и посредническая деятельность; производство сухих хлебобулочных и мучных изделий длительного хранения; оптовая, розничная. Уставный капитал в размере 100% принадлежит участнику Общества. Формируется из дополнительного имущественного взноса учредителя Общества. Общество в праве увеличивать или уменьшать свой Уставной капитал по решению участника Общества. Управление Обществом осуществляется путем принятия участником тех или иных решений по вопросам деятельности Общества. Текущее руководство деятельностью Общества осуществляется Генеральным Директором.
К основным ресурсам предприятия Хлебокомбинат ППТО относятся:
-финансы - самый важный ресурс, без которого не может существовать ни одно предприятие. У Общества они представляют собой собственный и заёмный капитал;
-оборудование: автоматизированные линии, фасовочные линии, компьютеры, станки, офисная мебель, стеллажи, автомобили;
-время выполнения работ: трехсменный режим, скользящий график работы;
-кадры: всего на предприятии работает 756 человек. Из них: 647 – работники основного производства, 114 человек - руководители, специалисты, служащие;
-ТМЦ: сырье, упаковочные материалы, ГСМ и т.д.
Ассортимент продукции Хлебокомбинат ППТО насчитывает более 80 наименований. Выпуск за 2008г. составил 18479,5 тонн готовой продукции (Приложение 1).
Внешняя среда включает в себя два вида факторов, оказывающих воздействие на организацию. Это факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия оказывают более сильное влияние по сравнению с факторами косвенного воздействия.
В состав факторов прямого воздействия входят: капитал, трудовые ресурсы, потребители, поставщики, транспортные компании, конкуренты; законы, ГОСТы, налоги.
В состав факторов косвенного воздействия входят: политическое состояние страны, экономическое состояние, социальный фактор, погодные условия, сезонность, научно-технический прогресс.
Для того, чтобы рынок был завоеван, предприятие работает над повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции, совершенствованием ассортимента, разработкой новых видов продукции с использованием нетрадиционных видов сырья в виде пищевых добавок. Все добавки используются в целях повышения питательной и биологической ценности продукции, улучшению ее вкусовых и ароматических достоинств, повышения лечебно-профилактических и диетических свойств.
Большое внимание уделяется внешнему оформлению продукции, для чего используется современная упаковка, обеспечивающая сохранность и увеличение сроков хранения. Красочно оформленный упаковочный материал улучшает внешний вид изделий и повышает спрос.
Анализ состояния отрасли показывает, что производство и сбыт подобных продуктов развито широко. При подготовке плана продвижения продукции предприятия на рынке предусматриваются события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели. Специалисты предприятия заранее знают, где это может произойти, и продумывают способы предотвращения возможного ущерба.
Специалисты Хлебокомбинат ППТО учитывают и анализируют состояние и давление внешних факторов на фирму, прогнозируя их при выборе стратегии. При выборе стратегии рассматривается как воздействие этой стратегии на окружающую среду, так и воздействие на фирму со стороны внешней окружающей среды.Сбыт продукции на предприятии рассматривается сейчас под принципиально иным углом зрения - через призму рыночного спроса и предложения. Для выживания в рыночных условиях данный товаропроизводитель производит то, что продается, а не продает то, что производят, четко понимая содержание сбытовой деятельности, соответствуя, тем самым, основной теории маркетинга.
От общего выпуска
объема, продукции фасованная составляет
40%. Предприятие имеет свой магазин.
Это позволяет снизить
Спрос на продукцию достаточно высок.
В условиях рыночной системы хозяйствования под сбытом на исследуемом предприятии понимается комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок: формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции, транспортировка к месту продажи или назначения, организация расчетов за нее.
Главная цель сбыта продукции на Хлебокомбинат ППТО - реализация экономического интереса производителя на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей мучных и хлебобулочных изделий. Доставка продукции производится автотранспортом.
2.2 Анализ
финансово-хозяйственной
Финансово-хозяйственные операции в Хлебокомбинат ППТО представляют собой отдельные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств.
В нашем случае
будет рассматриваться
Анализ показателей баланса позволяет установить темпы роста, что важно для финансового состояния предприятия Хлебокомбинат ППТО
Таблица 1- Анализ динамики и структуры баланса предприятия ООО Хлебокомбинат ППТО за 2010-2012гг.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение | ||||||
2010 |
2011 |
2012 | ||||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
в тыс. руб. |
темп прироста % | |
Актив |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Внеоборотные активы |
101643 |
72,7 |
128372 |
81,2 |
247902 |
86,7 |
146259 |
243 |
2. Оборотные активы |
38175 |
27,3 |
29708 |
18,8 |
37928 |
13,3 |
-247 |
-99,3 |
Пассив |
||||||||
1. Собственный капитал |
-10746 |
-7,7 |
-9196 |
-5,8 |
-2843 |
-1 |
-7903 |
-26,4 |
2.Заемный капитал, всего |
124234 |
88,9 |
135928 |
86 |
7099 |
2,5 |
-117135 |
-5,71 |
3. Привлеченный капитал |
26330 |
18,8 |
31348 |
19,8 |
281574 |
98,5 |
255244 |
1060 |
Валюта баланса |
139818 |
100 |
158080 |
100 |
285830 |
100 |
146012 |
100 |