Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 07:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа дебиторской задолженности и разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженности на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
управление дебиторская задолженность корпорация
•исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
•исследовать методы управления дебиторской задолженностью;
•провести анализ структуры дебиторской задолженности предприятия;
•разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности предприятия ЗАО "Связной"
2.1 Характеристика деятельности ЗАО "Связной"
2.2 Анализ основных финансовых показателей предприятия
Глава 3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью ЗАО "Связной"
Заключение
Список использованной литературы
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"
Кафедра финансового менеджмента и налогового консалтинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Финансы корпораций"
на тему:
"Управление дебиторской задолженностью корпорации"
Выполнила: Студентка группы МТ6з
Кондратьева М.М.
Научный руководитель: профессор Ковшова М.В.
Мытищи 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности предприятия ЗАО "Связной"
2.1 Характеристика деятельности ЗАО "Связной"
2.2 Анализ основных
финансовых показателей
Глава 3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью ЗАО "Связной"
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.
Современная система управления дебиторской задолженностью должна включать всю совокупность методов анализа, контроля и оценки дебиторской задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской задолженностью - это работа с источниками возникновения просроченной задолженности - постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.
Актуальность темы управления дебиторской задолженностью для российских предприятий заключается в том, что отсутствие управления отрицательно влияет на платежеспособность предприятий, особенно, когда взаимозачеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды ограничены - требуются платежи "живыми деньгами. Поэтому в настоящее время актуальна задача трансформации дебиторской задолженности в денежные средства. Решение этой задачи в большей степени зависит от качества дебиторской задолженности, от финансового состояния дебиторов и ускорения процесса расчетов с дебиторами.
Целью курсовой работы является проведение анализа дебиторской задолженности и разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженности на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
управление дебиторская задолженность корпорация
·исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
·исследовать методы управления дебиторской задолженностью;
·провести анализ структуры дебиторской задолженности предприятия;
·разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Объектом курсовой работы является - розничное предприятие торговли и сферы услуг ЗАО "СВЯЗНОЙ". Период исследования 2007 - 2008 годы.
Предметом курсовой работы является дебиторская задолженность предприятия.
Практическая значимость выполненной работы состоит в возможности повышения эффективности и устойчивости бизнеса предприятия ЗАО "СВЯЗНОЙ" за счет оптимизации управления финансами.
Теоретической и методологической базой исследования стали работы таких специалистов как: Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Павлова Л.М., Баканов М.И., Ефимова О.В., Креинина М.Н., Ковалев В. В.
Информационной базой работы являются данные готовой бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за 2007-2008 гг. (форма № 1 "Бухгалтерский баланс", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках").
В работе были применены такие методы исследования, как: монографический (обзор литературы и статей по данной теме), экономико-статистический (при составлении динамики), балансовый.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы организации управления дебиторской задолженностью предприятия: сущность и виды дебиторской задолженности; цель и задачи финансовой политики в области управления дебиторской задолженностью; роль финансового анализа.
Во второй главе исследована методика анализа дебиторской задолженности в части: анализа структуры и динамики дебиторской задолженности, определения ее оптимальной величины и анализа отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности.
В третьей главе рассмотрены варианты совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятия. В частности рассмотрены современные способы рефинансирования дебиторской задолженности.
Теоретической основой курсового исследования послужили труды таких ученых, как: В.В. Ковалева, И.А. Бланка, Д.А. Ендовицкого, О.В. Ефимовой, Ю. Бригхэма, Л.Е. Басовского и др.
Глава 1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность как в соответствии с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учёта определяется как суммы, причитающиеся компании или иному лицу от покупателей или иных дебиторов. [5]
Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. [12] По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.
Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия. Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе. [6]
Дебиторскую задолженность часто связывают с коммерческим кредитованием, поскольку, отпуская продукцию и прочие товары в долг, организация предоставляет покупателю кредит с последующим погашением при оплате. Причем кредит осуществляется в форме аванса, предоплаты, предоставления отсрочки или рассрочки оплаты.
Однако, в отличие от коммерческого кредита, в пределах срока платежа по договору не взимается процент за пользование.
Экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать. [9]
По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений. [5]
В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность отражается в разделе 2 актива баланса, в строках 230 и 240. В зависимости от срока наступления платежа дебиторская задолженность делится на два вида:
·долгосрочная - подлежащая погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
·краткосрочная (текущая) - со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Чем раньше наступает срок платежа, тем выше ценность задолженности и вероятность ее реализации. [6]
Дебиторскую задолженность условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность. Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) - это нормальная дебиторская задолженность. Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность.
Просроченная дебиторская задолженность,
в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежно
В соответствии с п.1 ст.266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): "сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией".
По истечении срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит в категорию безнадежной задолженности (нереальной к взысканию). [12]
Согласно п.2 ст.266 НК РФ: "безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации". [12]
Ряд отечественных и зарубежных экономистов [5, 11, 13] рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент управления оборотным капиталом организации. Отсюда дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала. Данный подход, на наш взгляд, скорее описывает свойства дебиторской задолженности.
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. [4]
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
·ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
·выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
·определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
·ускорение востребования долга;
·уменьшение бюджетных долгов;
·оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности. [14]
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
·срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
·стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
·система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
·система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
·система предоставляемых скидок. [13]
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.
.Анализ дебиторской
2.Формирование принципов
.Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
.Формирование системы
.Формирование стандартов
.Формирование процедуры
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью корпорации