Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 07:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа дебиторской задолженности и разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженности на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
управление дебиторская задолженность корпорация
•исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
•исследовать методы управления дебиторской задолженностью;
•провести анализ структуры дебиторской задолженности предприятия;
•разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности предприятия ЗАО "Связной"
2.1 Характеристика деятельности ЗАО "Связной"
2.2 Анализ основных финансовых показателей предприятия
Глава 3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью ЗАО "Связной"
Заключение
Список использованной литературы
.Обеспечение использования в
организации современных форм
рефинансирования дебиторской
.Построение эффективных
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде
Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации.
Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. [4]
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
·коэффициент просроченности дебиторской задолженности
·средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации. [13]
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
·в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
·какой тип кредитной политики следует избрать организации.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. [3]
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту
При расчете этой суммы необходимо учитывать:
·планируемые объемы реализации продукции в кредит;
·средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
·средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
·коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Если финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит. [4]
Формирование системы кредитных условий
В состав этих условий входят следующие элементы:
.Срок предоставления кредита (кредитный период);
2.Размер предоставляемого
.Стоимость предоставления
.Система штрафных санкций за
просрочку исполнения
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе. [9]
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите - средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации - кредитора и других факторов.
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке. [14]
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). [14]
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
.Определение системы
2.Формирование и экспертизу
информационной базы
.Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
.Группировку покупателей
.Дифференциацию кредитных
Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности
В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. [14]
Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг. [12]
Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности
Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.
Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу "А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу "В" - кредиты средних размеров; в группу "С" - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации. [12]
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности предприятия ЗАО "Связной"
2.1 Характеристика деятельности ЗАО "Связной"
Закрытое акционерное общество "СВЯЗНОЙ" учреждено в 2002 году. В настоящее время число учредителей предприятия остается неизменным - 5 акционеров с равными долями участия в уставном капитале общества (по 20% у каждого участника общества). При этом 3 акционера - юридические лица, резиденты РФ и 2 акционера - физические лица, резиденты РФ.
ЗАО "СВЯЗНОЙ" организовано в соответствии с действующим российским законодательством и, в частности, - Федеральным Законом "Об акционерных обществах". Уставный капитал ЗАО "СВЯЗНОЙ" составляет 1500 тыс. руб. за период с 01.01.2007 г.
Полное фирменное название Общества на русском языке - Закрытое акционерное общество "Связной Логистика". Полное фирменное наименование Общества на английском языке - Svyaznoy Logistics.
Место нахождения общества - 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, дом 19.
Свидетельство о регистрации юридического лица ОГРН №1057748731336 от 24 октября 2005 года.
Целью деятельности Общества является получение прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.
"Связной" - крупнейшая независимая
федеральная розничная сеть, занимающаяся
дистрибуцией мобильных
Основной объем выручки обеспечивает деятельность по продаже телефонов и аксессуаров. Так если в 2009 году доля данного направления составляла в суммарном объеме реализации 76, 19%, то по итогам 2010 года - 81,96%. В абсолютном выражении реализация телефонов и аксессуаров в 2011 году составила 19,742 млн. руб.
На втором месте по объему реализации находится направление продаж фотоаппаратов и прочей техники (карты памяти, DVD-плееры, аксессуары для фотоаппаратов и т.д.). Доля данной группы за период уменьшилась с 19,13% до 16, 20%. При этом в абсолютном выражении за период произошел рост на 1,537 млн. руб. с 2,363 до 3,901 млн. руб. в год.
Комиссии по оплате услуг сотовой связи (в т. ч. по продаже карт экспресс-оплаты) и по подключению новых клиентов к операторам, чьи интересы представляет ЗАО "СВЯЗНОЙ", составляют лишь 1,84% объема выручки на конец периода. Уменьшение доли по данному направлению (с 4,68%) сопровождается и уменьшением объемов выручки в абсолютном выражении (на 134,8 тыс. руб.).
В обобщенном виде производственная структура ЗАО "СВЯЗНОЙ" имеет следующий вид:
В настоящее время руководство компании рассматривает возможность открытия в течение второго полугодия 2011 года 3-х дополнительных офисов продаж в центральной части города. Эти полностью соответствует реализуемой ЗАО "СВЯЗНОЙ" стратегии агрессивного захвата рынка.
Система управления предприятия линейно-функциональная с преобладанием линейных связей.
Списочная численность сотрудников предприятия по состоянию на 01.01.2011 года составляет 29 человек. К аппарату управления непосредственно относятся 8 человек, к обслуживающему и техническому персоналу - 3 человека, специалистов по продажам - 18 человек. Важно отметить тот факт, что заведующие офисами продаж так же выполняют функции менеджеров кассиров в периоды высокой загрузки персонала офисов продаж.
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью корпорации