Управление доходностью и рентабельностью деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является детализация понятий рентабельности и дохода, а также определение способов повышения данных показателей.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть понятия и виды доходов и расходов предприятия;
2. Рассмотреть понятие и показатели рентабельности предприятия;
3. Провести анализ управления доходами и рентабельностью предприятия;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты управления доходностью и рентабельностью деятельности предприятия.
1.1. Понятие доходов и расходов предприятия. Классификация доходов и расходов.
1.2. Понятие и сущность выручки. Понятие и сущность прибыли.
1.2. Сущность и понятие рентабельности деятельности. Классификация показателей рентабельности. Понятие и показатели доходности.
2. Анализ управления доходностью и рентабельностью деятельности предприятия.
2.1. Анализ и оценка показателей рентабельности деятельности предприятия
2.2. Мероприятия по обеспечению роста рентабельности деятельности предприятия
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции, товаров, работ, услуг и  продажных цен (тарифов). Выручка  брутто включает налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины. Для финансовых расчетов применяют выручку нетто.

Выручка зависит  от спроса и цен, а на ценовую политику влияют многие факторы В первую очередь  это общеэкономические факторы, а именно уровень инфляции, процентные ставки, уровень цен на товарных рынках, налоговые ставки, конкуренция и др. На спрос влияют качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска, уровень отпускных цен и др.[2, c.191-193]

Основные направления  использования выручки представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные направления  использования выручки предприятия

 

Источник: Финансы и кредит - Трошин А.Н. – Учебник, М: ИНФА-М, 2009, стр.193

Особую роль играют факторы в сфере обращения (коммерческие факторы), которые связаны  с рекламой, развитием дилерской сети, оптимальным использованием посреднических фирм и т.д. Многое зависит от деятельности контрагентов, материально-технического снабжения, схем расчетов с покупателями.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование доходов, а следовательно, и прибыли предприятия является уровень применяемых в экономике цен. Цена есть основа распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости, через цены реализуются конечные цели предпринимательской деятельности, определяется ее эффективность. Цены обеспечивают конкретному предприятию запланированную прибыль, во многом обусловливают степень конкурентоспособности производимой им продукции, уровень спроса на нее. [2, c.193]

Уровень цен зависит от долгосрочных и краткосрочных целей организации. На практике используются следующие основные системы целей деятельности хозяйствующих субъектов:

1. Экономические цели, которые предусматривают завоевание и удержание определенной цели на рынке для отдельных товаров и по всему ассортименту, максимизация прибыли, возмещение за счет доходов затрат, снижение убытков, увеличение объема продаж и др. Для оценки достижения этих целей необходимо выбирать показатели, которые выражают экономическую рациональность деятельности предприятия. Важнейшим выражением относительных показателей эффективности в этих случаях является отношение результата к совокупным ресурсам или затратам. Для анализа специальных вопросов могут быть использованы отдельные составляющие успеха в виде количественного выражения эффективности, обеспечения экономичности (с точки зрения затрат или с точки зрения результатов);

2. Технические цели, которые ориентируют предприятие на улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий и др.;

3. Социальные цели, которые предусматривают сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости, дают гарантии занятости и др.;

4. Экологические цели, которые нацеливают предприятия на предотвращение ущерба окружающей среде путем снижения уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др. [3].

Реализуя вышеперечисленные  цели, предприятие, прежде всего, стремится к достижению точки наивысшей рентабельности, при которой осуществляемая деятельность принесет ему наивысший при данных условиях уровень прибыли.

В наиболее общем  виде прибыль (Р) может быть представлена как функция от двух параметров — доходов (R) и расходов (Е):

Р = f(R;E) = R-E

[1, c.185]

Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Существует два основных подхода к определению понятия «прибыли»: экономический и бухгалтерский.

Суть экономического подхода можно свести к следующему: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Однако, экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала, либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода. В любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет исключительно условным.

Гораздо более  обоснованным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Поскольку понятия  доходов и расходов могут быть определены как по существу, так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляется приемлемым для практического использования. [1, c.191-192]

1.3. Сущность и понятие рентабельности деятельности. Классификация показателей рентабельности. Понятие доходности и показатели доходности.

Существует ряд показателей оценки качества производственного процесса, такие как:

  1. Прибыль производителя и продавца продукции;
  2. Себестоимость продукции, включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием;
  3. Цена продукции. Различается на оптовую и розничную;
  4. Эксплуатационные расходы потребителя продукции. В общем случае складываются из следующих статей:

- стоимость потребляемой энергии, количество и эффективность её использования (например, КПД продукции);

- стоимость расходуемых материалов (например, смазка, элементы питания), запасных деталей и инструмента;

- стоимость обслуживания: плата за обучение правилам эксплуатации изделия, обслуживающему персоналу, охране и т. п.;

- стоимость ремонта и утилизации: оплата специалистов-ремонтников и гарантийных мастерских, демонтажа изделия и его вывоз на свалку или перерабатывающий завод;

- различные отчисления: страховые, оплата налогов, плата за вредные выбросы и другие [4].

Вышеперечисленные показатели являются базовыми (абсолютными), т.е. имеющими физический смысл.

Управление  факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов, но и путем регулярного исчисления разнообразных показателей рентабельности. [1, c.201]

Рентабельность — относительный показатель экономической эффективности и результативности деятельности предприятия в финансовом смысле. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. [5]

Показатели  рентабельности — это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.

 Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (ROA), во втором — рентабельность инвестированного капитала (ROI):

ROA=(NI + IE)/TA

ROI = (NI + IE)/(TL —CL)

где NI —чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников);

IE —проценты  к уплате;

ТА — совокупный объем активов (итог баланса-нетто);

TL — совокупный объем  источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву);

CL — краткосрочные обязательства. 

Показатель ROA дает оценку эффективности  вложения средств в активы данного  предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия). Показатель ROI характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оценивает доходность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROE):

ROE = NI/E,

где E – собственный капитал (балансовая оценка).

Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные  алгоритмы их исчисления в зависимости  от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

    1. Валовая рентабельность реализованной продукции (GPM);
    2. Операционная рентабельность реализованной продукции (OIM);
    3. Чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).

GPM = вал. прибыль / выручка от реализации = (S — COGS)/S;

OIM = опрц. прибыль/ выручка от реализации = (S — COGS—OE)/S;

NPM = Чст. прибыль/ выручка от реализации = NI/S;

S – Выручка от реализации в отчетном периоде;

COGS – себестоимость реализованной продукции;

OE – операционные расходы (расходы за исключением процентов к уплате и налогов). [1, 117-120]

Также выделяют показатели:

    • Рентабельности продукции:

ROM = (Чистая прибыль / Полная себестоимость)*100%

    • Рентабельность инвестированного/перманентного капитала:

ROIC = ( Операционная прибыль)/(СК+ЗК);

    • Рентабельность производства:

Rпр = Прибыль от реализации/(Σ затрат на произв-во и реализацию);

    • Рентабельность финансовых вложений:

Rфв= Прибыль предприятия от ФВ / Величина ФВ;

    • Рентабельность инвестированного капитала:

ROCE = (EBIT / Инвестированный капитал <СК+ДО>)*100% [5]

Часто показатели рентабельности дополняются показателями доходности: доходности активов и доходов  на рубль расходов.

DA = (Σ чистых доходов) / Усредненные суммарные активы;

DДх на 1р Рх= (Σ Дх за период)/ (Σ обеспечивших их Рх)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ управления  доходностью и рентабельностью деятельности предприятия. 

2.1. Анализ и  оценка показателей рентабельности деятельности предприятия

Поскольку значения показателей рентабельности ощутимо варьируют по отраслям, регионам, отдельным хозяйствующим субъектам, суждение об эффективности работы конкретного предприятия можно сделать путем сравнения полученных результатов со среднеотраслевыми. [1, c.120]

Управление рентабельностью означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (т. е. показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж и т. п. В любом случае эффективность и целесообразность принимаемых решений будет оцениваться комплексно — показателями прибыли и коэффициентами рентабельности; кроме того, по возможности должны учитываться и субъективные неформализуемые моменты, факторы и результаты [1,c.201-202].

Показатели  прибыли и рентабельности зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др. В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамика, структурные изменения, а основные показатели — уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная экономия (перерасходы) издержек [1,c.117].

Информация о работе Управление доходностью и рентабельностью деятельности предприятия