Управление доходностью и рентабельностью деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является детализация понятий рентабельности и дохода, а также определение способов повышения данных показателей.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть понятия и виды доходов и расходов предприятия;
2. Рассмотреть понятие и показатели рентабельности предприятия;
3. Провести анализ управления доходами и рентабельностью предприятия;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты управления доходностью и рентабельностью деятельности предприятия.
1.1. Понятие доходов и расходов предприятия. Классификация доходов и расходов.
1.2. Понятие и сущность выручки. Понятие и сущность прибыли.
1.2. Сущность и понятие рентабельности деятельности. Классификация показателей рентабельности. Понятие и показатели доходности.
2. Анализ управления доходностью и рентабельностью деятельности предприятия.
2.1. Анализ и оценка показателей рентабельности деятельности предприятия
2.2. Мероприятия по обеспечению роста рентабельности деятельности предприятия
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Если сопоставить рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, то это сравнение покажет  степень использования данной организацией финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня доходности.

Отдача собственного капитала повышается, если удельный вес заемных источников в общей сумме источников формирования активов возрастает.

Разницу между рентабельностью  собственного капитала и рентабельностью  общей величины капитала принято  называть эффектом финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага представляет собой приращение рентабельности собственного капитала, получаемое вследствие использования кредита.

Для того, чтобы получить приращение прибыли за счет использования кредита, необходимо, чтобы рентабельность активов за вычетом процентов за пользование кредитом была больше нуля. В данной ситуации экономический эффект, полученный в результате использования кредита, будет превышать расходы по привлечению заемных источников средств, то есть проценты за пользование кредитом.

Существует также такое  понятие, как плечо финансового рычага, представляющее собой удельный вес (долю) заемных источников средств в общей сумме финансовых источников формирования имущества организации.

Соотношение источников формирования активов организации  будет являться оптимальным, если оно  обеспечивает максимальное приращение рентабельности собственного капитала в сочетании с приемлемой величиной финансового риска.

В ряде случаев предприятию  целесообразно получать кредиты  и в условиях, когда имеет место  достаточная величина собственного капитала, поскольку рентабельность собственного капитала увеличивается вследствие того, что эффект от вложения дополнительных средств может быть значительно выше, чем процентная ставка за пользование кредитом.

Кредиторы данного предприятия  так же, как и ее собственники (акционеры) рассчитывают на получение определенных сумм доходов от предоставления средств этого предприятия. С позиций кредиторов показатель рентабельности (цены) заемных средств будет выражаться отношением платы за пользование заемными средствами (это прибыль для кредиторов) к величине долгосрочных и краткосрочных заемных средств.

Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:

  1. Изменение структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции;
  2. Изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
  3. Изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли  в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также  нормой прибыльности.

Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.

Рассмотрим порядок  факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура  продукции осталась неизменной, определим влияние на рентабельность продаж двух факторов:

  1. изменение цены на продукцию;
  2. изменение себестоимости продукции.

Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода, соответственно, как   и  .

Тогда получим  следующие формулы, выражающие рентабельность продаж:

,

Представив  прибыль как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получим эти формулы в преобразованном виде:

,  , 

Условные обозначения:

  • ,   - прибыль от реализации продукции, работ, услуг ( соответственно базисного и отчетного периода);
  • ,   — реализация продукции (работ, услуг);
  • ,   - себестоимость продукции (работ, услуг);

∆K — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим  в обобщенном виде влияние первого  фактора — изменения цены на продукцию  — на показатель рентабельности продаж.

Затем исчислим влияние на рентабельность продаж второго  фактора — изменения себестоимости  продукции.

где ∆К— изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;

∆К— изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной:

∆К = ∆К+ ∆КS

Итак, повышение  рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.

Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация  должна ориентироваться на изменения  конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции [6].

2.2. Мероприятия  по обеспечению роста рентабельности  деятельности

Росту рентабельности предприятия  содействует манипулирование тремя  переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением товарооборота; 2) уменьшением массы издержек; 3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.

В процессе разработки стратегического плана управления рентабельностью крайне важно принять во внимание ряд других факторов (капиталоемкость, относительное качество продукции (торговых услуг), относительную долю предприятия (компании) на рынке, производительность труда).

Между целями развития предприятия  и факторами, их определяющими, существует тесная связь.

  1. Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают структура реализации товаров и услуг, уровень торговых надбавок, цены реализации, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер рентабельности. Если цель - обеспечение устойчивого положения предприятия (промышленного предприятия), то она достигается на основе обеспечения устойчивых отношений с поставщиками, банками и другими контрагентами (количество проданных товаров, цена единицы) и достаточного размера рентабельности.
  2. Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими се достижение, становятся объем собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, размер рентабельности.
  3. Если предприятия в качестве первоочередной цели определяют обеспечение социального потребления и социального развития коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают издержки обращения, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормативы отчислений в различные фонды социальной защиты населения и т. п., минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), размер рентабельности.

Все вышеназванные цели и факторы сами находятся в  тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

В экономической реальности рентабельность в большинстве случаев  одновременно является полученной, заработанной и допускаемой.

Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту рентабельности (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших  целей развития предприятитя (промышленного  предприятия) .

Обоснование целевого размера рентабельности предприятия:

  1. Определение объема товарооборота, при котором возможно получение целевой рентабельности;
  2. Разработка ценовой политики и стратегии;
  3. Формирование ассортиментной политики (определение оптимальной товарно-групповой структуры, соответствующей спросу населения и обеспечивающей достижение избранной цели);
  4. Формирование ресурсной политики (товарное обеспечение, трудовые, материальные и финансовые ресурсы);
  5. Управление валовыми доходами;
  6. Использование возможностей эффективного размещения денег;
  7. Управление издержками обращения;
  8. Оценка соответствия возможностей получения рентабельности ее целевой величине.

В практике работы промышленного предприятия имеются большие резервы роста рентабельности. Они носят характер традиционных резервов (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания рентабельности не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований. Среди них основными являются:

    • формирование коммерческого ассортимента с учетом рентабельности товаров;
    • новая философия взаимоотношений с контрагентами;
    • использование возможностей рисковой деятельности;
    • инновационная политика;
    • оптимальные масштабы предприятия;
    • использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;
    • акционирование;
    • выгодное размещение денежных ресурсов и др.

Все товары условно делятся  на три группы: высокого, среднего и низкого уровня рентабельности. Рациональное размещение товаров с учетом вышесказанного позволяет максимизировать рентабельность и минимизировать затраты.

Размеры рентабельности коммерческого предприятия находятся  в тесной зависимости от доли рентабельности в цене единицы продукции и  скорости обращения товаров.

Увеличению рентабельности коммерческого предприятия способствует рост продажи товаров, обусловленный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации.

В свою очередь такая  возможность прироста товарооборота  зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений.

Увеличение объемов  реализуемой продукции в результате снижения цен товаров и стоимости услуг возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации продукции, ускорении оборачиваемости товарных запасов, повышении управляемости запасами и закупками, ликвидации неходовых товаров, широком внедрении самообслуживания, повышении эффективности использования торговых площадей.

Каждому виду хозяйственной  деятельности присущи свои риски, обусловленные  назначением, целевыми установками, функциональными зависимостями и особенностями осуществления отдельных операций данного вида деятельности.

Сущность коммерческого  риска определяется спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется  как целенаправленная деятельность, учитывающая требования рынка и связанная с поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией.

Чтобы свести неопределенность при осуществлении коммерческой деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования, который позволит получить более высокие результаты. Эффект в данном случае можно рассчитать по следующим формулам:

Эп=П/И,

где П - рентабельность, И - инвестиции:

ЭВк = П/Кв ,

где ЭВк - эффективность  вложения капитала; Кв - вложенный капитал;

Эз = П/З,

где Эз - эффективность  затрат; 3 - затраты.

Расчет эффекта по этой методике представляет собой шаг  в выборе оптимального варианта направления  деятельности. Следующим является построение аналитических таблиц, позволяющих сравнить различные варианты реализации стратегии с учетом риска.

Оптимальным будет тот  вариант, который принесет предприятию  более высокую рентабельность, соответствующую  разработанным прогнозным целевым  ориентирам, с учетом вероятности  получения прогнозируемой рентабельности, скорректированной на риск.

Информация о работе Управление доходностью и рентабельностью деятельности предприятия