Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:34, контрольная работа
Федеральное Собрание и Министерство финансов РФ. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом,,осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
щих управление финансами, называется органами управления
финансами.
Деятельность этих органов характеризуется многоаспект-
мостью и большой сложностью, поскольку объектом управле
ния финансами выступают финансовые отношения и соответ
ствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы
и звенья финансовой системы государства, т.е. каждая сфера и
жено финансовой системы являются объектом управления
финансами.
Содержание процесса управления финансами раскрывается
и следующих функциональных элементах, к которым относятся
финансовое планирование и прогнозирование, оперативное уп
равление и финансовый контроль.
Финансовое планирование и прогнозированиеиспользуются
для научного обоснования текущего и перспективного развития
экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее
отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают
необходимый предварительный контроль за образованием и ис
пользованием финансовых ресурсов.
В ходе финансового прогнозированияисследуется возможное
состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновывают
ся показатели соответствующих финансовых планов, определя
ются реально возможный объем мобилизации финансовых ресур
сов, источники их формирования и направления использования.
Система финансовых прогнозов способствует выработке финан
совой концепции развития страны или субъекта хозяйствования,
поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как
инструмент научного предвидения, вариантного анализа, полу
чения дополнительной информации при выработке решений.
Финансовые прогнозы позволяют органам управления финанса
ми наметить разные варианты развития финансовой системы,
предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.
При финансовом прогнозировании применяются экономичес
кие модели, с определенной степенью вероятности описываю
щие динамику показателей в зависимости от различных факто
ров, влияющих на финансовые процессы.
На основе показателей финансовых прогнозов осуществля
ется финансовое планированиес целью научного обоснования
движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих
финансовых отношений на определенный период. Финансовое
планирование способствует достижению пропорционального и
сбалансированного функционирования и развития как отдель
ного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе
планирования субъекты хозяйствования, органы государственной
власти и органы местного самоуправления оценивают свое фи
нансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема
финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного
использования. Планирование осуществляется на основе анализа
финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, ста
тистической и оперативной отчетности, которая должна быть
достаточно полной и достоверной.
Оперативное управлениепредставляет собой процесс разработ
ки комплекса мер, направленных на достижение максимального
эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финан
совой ситуации и соответствующего перераспределения финан
совых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена
текущими изменениями
условий осуществления
зяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенден
ций развития экономики государства в связи с разнообразными
причинами, к которым относятся:
• существование границы возможностей научного предвиде
ния развития финансовой системы, зависящей от уровня развития
финансовой науки, методики планирования и прогнозирования,
применения экономико-
торов;
• субъективные факторы, возникающие в результате непра
вильных действий работников финансовых органов, органов за
конодательной и исполнительной власти, имеющих отношение
к финансовому планированию и прогнозированию, управлению
финансовыми потоками организации, распределению и исполь
зованию финансовых ресурсов на макроуровне;
• непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий ор
ганизации финансовых отношений, например изменение порядка
осуществления налоговых платежей), возникшие при выполне
нии финансового плана, нарушающие заданный темп развития
или ритм производства как на отдельных предприятиях, так и в
экономике в целом;
• новые научные и технические открытия, не учтенные ранее
ири прогнозировании экономического развития и способные
дестабилизировать финансовую деятельность;
• чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак
тера, нарушающие ритм производства и уничтожающие создан
ные материальные ценности, что обусловливает необходимость
использования финансовых резервов или мобилизации допол
нительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоп
риятных последствий;
• непредвиденные события, связанные с международны
ми осложнениями, проявлением кризисных явлений в миро
вой экономике, которые вызывают необходимость увеличения
объема государственных расходов и привлечения дополни
тельных финансовых ресурсов с использованием финансового
рынка;
• непредвиденные ситуации, вызванные переходом экономи
ки страны к рыночным условиям хозяйствования, когда трудно
прогнозировать некоторые условия, тенденции функционирова
ния экономики из-за определенной стихийности в ее развитии.
В период становления рыночной экономики возможность нас
тупления непредвиденных событий в социально-экономической
жизни общества особенно возрастает вследствие высокой степени
стихийности рынка, основанного на свободной конкуренции. В
тгих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти мо
гут решать определенные задачи общественного развития только
будучи уверенными, что средства производства, предметы труда,
население материально защищены от любых случайностей.
Таким образом, в ходе оперативного управления финансами
обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и
функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи
обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждают
ся и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово
хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия,
осуществляется маневрирование бюджетными средствами с це
лью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной
системы в складывающихся условиях.
Финансовый контрольпредставляет собой особую сферу дея
тельности органов государственной власти, органов местного
самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и
анализу информации о действительном финансовом состоянии
управляемого объекта и эффективности принятых управленчес
ких решений. В ходе финансового контроля осуществляются
сопоставление текущих и плановых финансовых показателей,
проверка адресного и целевого использования финансовых
ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых
работников и руководителей организаций, министерств и
ведомств, непосредственно участвующих в распределении финан
совых средств на соответствующем уровне управления. Таким
образом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель
финансового контроля — от контроля за выполнением плана в
условиях централизованной плановой экономики к контролю за
соблюдением законодательства. Финансовый контроль осущес
твляется также в ходе финансового планирования и прогнозиро
вания, когда при составлении финансовых прогнозов и финансо
вых планов осуществляется оценка финансовых последствий
предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов,
инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные нега
тивные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей
и организаций с целью своевременного принятия соответствую
щих мер и предупреждения различного рода нарушений.
Управление финансами можно также классифицировать по
характеру и периоду управления, в соответствии с которыми раз
личают стратегическое (общее) управление финансами и опера
тивное управление финансами.
Стратегическое управление финансамиосуществляется высши
ми органами законодательной и исполнительной власти (Прези
дентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в
ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов разви
тия экономики государства, государственного и муниципального
секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных
отраслей, при планировании направлений совершенствования
бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегичес
кого управления финансами определяются источники и размеры
финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизвод
ство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с
основными направлениями финансовой политики; устанавлива
ется оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами
органов государственной власти, органов местного самоуправле
ния и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффектив
ные направления использования финансовых ресурсов и резервы
их роста.
Оперативное управление финансамиосуществляется министер
ствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями,
непосредственно участвующими в реализации финансовых пла
нов на централизованном и децентрализованном уровнях.
При осуществлении стратегического и оперативного управле
ния финансами важно соблюдать системность в принятии управ
ленческих решений, в основе которой лежит научный подход
обоснования методики финансового прогнозирования и плани
рования, организации оперативного управления финансовыми
ресурсами, выработки приемов и методов финансового контро
ля, соответствующих современным рыночным условиям хозяй
ствования, что позволяет выработать новые инструменты регули
рования финансовых потоков, выявить преимущества одних
направлений развития финансов и бесперспективность других,
создает дополнительные предпосылки к развитию финансового
механизма, непосредственно участвующего в процессе управле
ния финансами. Создание научного фундамента для разработки
и осуществления конкретных практических мер в области управ
ления финансами особенно важно в условиях рыночной эконо
мики, когда деятельность субъектов хозяйствования находится
под влиянием жесткой конкуренции и функционирование эко
номики характеризуется проявлением многих элементов стихий
Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации