Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:52, научная работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются вопросы совершенствования и проблемы управления финансами регионов и муниципалитетов. Характеризуются региональные финансовые ресурсы, совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Файлы: 1 файл

Унирс.docx

— 178.05 Кб (Скачать файл)
  • инвестиционный потенциал аккумулирует финансовые, материальные, научно-технические и кадровые ресурсы, тогда как финансовый потенциал формируется исключительно за счет финансовых источников;
  • для формирования инвестиционного потенциала важен факт накопления указанных ресурсов в предшествующем периоде, тогда как для формирования финансового потенциала важна количественная оценка максимальной возможности генерирования финансовых ресурсов в текущий момент времени;
  • цель формирования инвестиционного потенциала – обеспечение непосредственно инвестиционной деятельности, тогда как цель формирования финансового потенциала - обеспечение стабильного развития региональной экономики.

На наш взгляд, финансовый потенциал региона следует определять как максимально возможный объём собственных и привлеченных финансовых ресурсов, аккумулируемых регионом, которые можно использовать для обеспечения стабильного функционирования и развития региональной экономики. Таким образом, источники финансового потенциала должны включать только те ресурсы, которые региональное правительство может самостоятельно привлечь и использовать в целях развития региона.

Количественно финансовый потенциал  региона должен определяться как максимально возможный объём собственных доходов регионального бюджета. Финансовый потенциал региона в этом случае будет определяться по следующей формуле:

,               

где   – финансовый потенциал региона;  
 – максимально возможная величина базы налогообложения по  -ому виду налога;

 – ставка по  -ому виду налога;

 – норматив отчисления  -ого вида налога в региональный бюджет; 
 – максимально возможная величина неналогового дохода регионального бюджета из  -ого источника.

Предложенная трактовка  финансового потенциала региона  позволяет говорить о финансовых возможностях региона. В этой связи источники финансового потенциала региона должны включать, прежде всего, те ресурсы, которые региональное правительство может самостоятельно привлечь и использовать в целях развития региона. Это та часть доходов бюджета, которую органы власти могут использовать для решения задач развития региона.

Очевидно, что косвенно финансовый потенциал региона, трактуемый через наличие собственных финансовых ресурсов, и уровень его использования характеризует уровень дотационности, а, следовательно, априори качественной характеристикой дотационного региона является либо низкая величина финансового потенциала, либо низкий уровень его использования. Низкая величина финансового потенциала региона может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

  • недостаточно развитая производственная база региона;
  • скудные природно-ресурсные возможности региона;
  • низкий уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в хозяйственную деятельность региональных предприятий и т.д.

Отметим, что дотационный регион, выбирая рост своего финансового потенциала в качестве основной приоритетной цели, обеспечивает в будущем уменьшение своей зависимости от федеральных дотаций, и возможность достижения практически любой из задач социально-экономического развития.

  1. Совершенствование системы  управления финансами региона

В качестве основных задач совершенствования  системы управления общественными  финансами региона можно рассмотреть:

  1. Расширение сферы управления общественными финансами региона через совершенствование:
    • единой и согласованной системы управления всеми этапами бюджетного процесса (подготовка и принятие бюджета, исполнение бюджета в течение года, анализ и оценка исполнения бюджета) на региональном уровнях бюджетной системы;
    • нормативно-правовой базы системы управления элементами финансовой системы (внебюджетными фондами, внебюджетными средствами бюджетных учреждений, средствами иных активов и прочее).
  1. Совершенствование механизмов и технологий управления по следующим основным направлениям:
    • повышение качества планирования, учета, контроля и анализа в первую очередь за счет внедрения казначейских принципов исполнения бюджета;
    • расширение принципов прозрачности и публичности при управлении финансами за счет расширения общественного контроля общественных финансов.
  1. Совершенствование механизмов влияния на внешнюю для муниципальных образований (региональную) политико-экономическую среду, в которой существует и развивается система управления общественными финансами региона, а также формирование и продвижение в СМИ позитивного образа региона , на общероссийском и международном уровне.

Пути совершенствование регионального  законодательства в сфере региональных финансов будут выглядеть следующим  образом.

Введение системы критериев  в отношении расходования бюджетных  средств. С целью формирования системы  наиболее эффективного использования  средств бюджета региона, исключения неоправданного риска, связанного с  использованием средств под гарантии коммерческих проектов, необоснованной конкуренции с частным сектором, отвлечения средств бюджета от финансирования производства общественных благ предполагается осуществить следующие мероприятия:

    • закрепление перечня сфер деятельности, для развития которых администрацией могут быть привлечены бюджетные средства или предоставлены бюджетные гарантии;
    • определение критериев оценки общественной значимости и общественной полезности проектов;
    • определение критериев и условий вложения заемных средств и выдачи бюджетных гарантий.

Нормативными документами региона  предусмотрено предоставление государственных  гарантий за счет средств регионального  бюджета российским и иностранным  инвесторам на конкурсной основе под  заемные средства для реализации инвестиционных проектов, установлен перечень документов и финансово-экономической  информации, которые предоставляются  претендентом на получение государственной  гарантии, порядок обеспечения гарантии залогом, требования к стоимости  и виду закладываемого имущества, размер оплаты за гарантию и иные существенные положения. Государственные гарантии предоставляются как правило  на часть коммерческого кредита  и в обязательном порядке обеспечиваются залогом имущества претендента.

Внедрение системы стандартов предоставления информации о региональных финансах:

    • создание перечня регулярно публикуемых аналитических индикаторов финансового состояния бюджета. За основу построения системы показателей в практике работы приняты индикаторы состояния бюджета, разработанные Министерством финансов. С целью отработки механизмов мониторинга за состоянием индикаторов данные показатели предполагается пока применять для внутреннего использования;
    • разработка механизма подготовки и регулярного распространения информации о бюджете и долге. В этом направлении будет осуществляться поэтапное расширение перечня и совершенствование формы публикации информации. Получит развитие система предоставления такой информации по запросу;
    • внедрение устойчивой и прозрачной системы межбюджетных отношений. Действующая система распределения трансфертов будет, сочетает элементы выравнивания расходных потребностей и стимулирование роста налогового потенциала территорий. Основным содержанием Программы по этим направлениям станет совершенствование методики и отработка механизмов от реализации в системе межбюджетных отношений;
    • фиксация разграничения расходных полномочий между бюджетами разных уровней с передачей доходных источников, компенсирующих расходы нижестоящих бюджетов по исполнению расходов вышестоящего бюджета. Проблема разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы занимает центральное место во взаимоотношениях между региональной и местной властью. Объем расходных полномочий нижестоящего уровня бюджетной системы во многом определяет потребность в межбюджетных перечислениях, а также величине нормативов отчисления от регулирующих доходов, зачисляемых в местные бюджеты. Основным принципом распределения расходных полномочий между бюджетами различных уровней должен быть принцип соответствия уровня, на котором производятся те или иные расходы, области размещения потенциальных пользователей производимого блага. Не допускается дифференциация расходных полномочий между муниципальными образованиями;
    • разработка и утверждение критериев предоставления субвенций на реализацию совместных программ, а также выделения субсидий из вышестоящего бюджета. Главной задачей совершенствования региональных финансов в этом направлении станет отработка процедур решения возникающих при выделении субвенций организационно-технологических вопросов в рамках бюджетного процесса.

Сокращение административных мер  воздействия на состояние налоговой  базы:

отмена ограничений уровня цен  на отдельные виды товаров и услуг;

отмена протекционистских мер, направленных на сокращение и запрещение товаро - и услугооборота между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

  • совершенствование процедур лицензирования производителей товаров и услуг;
  • сокращение доли взаимозачетов в структуре собственных доходов бюджетов;
  • использование процедуры банкротства в отношении налогоплательщиков, которые не выполняют свои обязательства перед бюджетом;
  • разработка критериев предоставления предприятиям и организациям налоговых льгот, налоговых каникул и налоговых кредитов.

Система мониторинга изменений  в управлении финансовыми потоками должна включать:

    • определение показателей мониторинга (показателей реализации проекта и состояния внешней среды);
    • определение приемлемых уровней отклонений этих показателей;
    • организация документооборота и информационных потоков в проекте;
    • оценка хода исполнения проекта (подведение промежуточных итогов), определение отклонений, причин их возникновения, прогноз будущих изменений;
    • разработка предложений по корректировке исполнения проекта или самого проекта.

Система мониторинга призвана не только оперативно отслеживать отклонения промежуточных результатов от намеченных в плане, но и предлагать набор  альтернативных решений по корректировке  проекта (предметной области, времени  исполнения, ресурсного обеспечения), изменению процедур принятия решений. В систему мониторинга включается также процедура контроля и проверки изменений. Исходя их требований применения системного подхода, финансовые планы  и прогнозы не могут разрабатываться  изолированно; они должны быть увязаны  с другими региональными плановыми  документами.

Повышение эффективности системы  управления региональными финансами  позволит:

    • Снизить себестоимость, повысить качество предоставляемых населению общественных услуг региона;
    • Рационально использовать финансовые ресурсы при неизменной (или снижающейся) налоговой нагрузке;
    • Сформировать и продвигать позитивный образ на федеральном уровне и в международном инвестиционном сообществе с целью повышения инвестиционной привлекательности, создания новых стимулов для развития экономики региона;
    • Направить дополнительные ресурсы на решение экономических, социальных и экологических проблем региона.

Диагностика системы общественных финансов, подтверждает необходимость  реформирования управление системой, с целью повышения ее эффективности.

  1. Заседание муниципальных финансистов

16 марта в Москве в  Представительстве Республики Коми  состоялось заседание секции  «Финансисты муниципальных образований»  НП «Сообщество финансистов России».  Первое в текущем году заседание  было чрезвычайно насыщено не  только докладами и обсуждением  актуальных для муниципалов тем,  но и кадровыми перестановками, подведением итогов прошедшего  года и утверждением планов на текущий год. В частности, председатель секции А. Н. Домбровский перешел на государственную службу, и на посту руководителя секции «Финансисты муниципальных образований» его сменила И. А. Евдокимова, заместитель Городского Головы, начальник управления финансов города Калуги.

  • Закон № 83-ФЗ:

Большой блок выступлений  был посвящен практическим и проблемным аспектам реализации в муниципальных  образованиях положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений». О ходе реализации Закона № 83-ФЗ в своем городе рассказала Т. В. Гоцко, начальник финансового  управления городского округа Коломна. В частности, она подняла вопросы, возникшие у города в переходный период. Статью Т. В. Гоцко, написанную на основе данного выступления, читайте в текущем номере журнала на стр. 54.

Реализации Федерального закона № 83-ФЗ на региональном и муниципальном  уровнях, связанными с ней проблемами и путями их решения посвятила  свой доклад и Г. В. Курляндская, генеральный  директор НП «Центр фискальной политики, консалтинговая группа». Она остановилась на таких темах, как формирование задания муниципальным учреждениям  здравоохранения, в том числе  на платные и частично платные  услуги, определение платы за оказание услуг, финансовое обеспечение задания, порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. В частности, на вопрос: формировать ли задание  бюджетным учреждениям, до их «перевода» на субсидию, Галина Витальевна ответила, что в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ и Федеральным законом  от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 октября 2010 г.) «О некоммерческих организациях»  делать это можно. Но федеральные  власти постановили формировать  задания только тем учреждениям, которые переведены на субсидию (постановление  Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных  государственных учреждений и финансового  обеспечения выполнения государственного задания». — Прим. ред.). «Можно попробовать  принять соответствующее постановление на муниципальном уровне», - посоветовала присутствующим Г. В. Курляндская. Также она рекомендовала при разработке перечней услуг, требований к качеству и порядку контроля за выполнением задания ориентироваться на сферу здравоохранения, которая в силу внедрения системы обязательного медицинского страхования имеет во всех этих вопросах большой опыт. И подчеркнула, что система ОМС - это прообраз всей бюджетной системы будущего.

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета