Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:52, научная работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются вопросы совершенствования и проблемы управления финансами регионов и муниципалитетов. Характеризуются региональные финансовые ресурсы, совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Файлы: 1 файл

Унирс.docx

— 178.05 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Омский государственный технический  университет»

Кафедра «Государственное муниципальное  управление и таможенное дело»

 

 

 

 

Учебная научно-исследовательская  работа

На тему: «Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета»

 

 

 

 

 

Выполнила:  Студентка 

                                     3 курса гр. ТД-319

Червякова А.А.

Научный руководитель:

 Солохин Н.П.

 

                       

 

 

 

Омск 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе рассматриваются вопросы совершенствования и проблемы управления финансами регионов и муниципалитетов. Характеризуются региональные финансовые ресурсы, совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Региональные органы власти в современных условиях всё в большей степени призваны обеспечивать комплексное развитие территорий. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов, соответственно, эффективное управление финансами муниципалитетов и регионов будет способствовать быстрой модернизации всех форм собственности.

Необходимо дальнейшее повышение  роли региональных и муниципальных  представительных и исполнительных органов в решении на местах назревших  задач экономического и духовно  развития общества. Всё это требует  расширения их прав, а также развития материально-финансовой базы.

Как показывает мировая практика, через муниципальные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется. За счёт средств  муниципальных бюджетов стали финансироваться  не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные  объекты здравоохранения, мероприятия  по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

 

 

С помощью муниципальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом  и социальном развитии от других районов  страны. Для этого разрабатываются  муниципальные программы. Средства на их осуществление формируются  за счёт источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных  единиц, а также налогов вышестоящих  бюджетов. При этом муниципальным  бюджетам выделяются отчисления от государственных  налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые  из вышестоящих бюджетов на определённые цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты  и др.).

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических  реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

В настоящее время основная хозяйственная  деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать  межрегиональные связи и связи  с зарубежными странами.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе  страны, составляя в то же время  единое экономическое целое с  другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает особенно большую  значимость научным знаниям о  регионах, изучению региональной экономики.

Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении  экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных  связей, формировании региональных рынков.

В настоящее время внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому  усилен процесс регионализации экономики  отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно  знать каждому экономисту.

На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к  решению конкретных экономических  вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий  и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса  страны дает возможность разумно  сочетать решение основных задач  подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства  являются региональные финансы, которые  охватывают региональные бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием  населения.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а  сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Но без постоянного  совершенствования этой системы  не будет происходить желаемого  финансового развития страны. Поэтому  важно изучить систему управления финансами региона и ее совершенствование.

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами  к управлению территориями, но и  невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой  дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так  и входящих в их состав муниципальных  образований (территорий). Причем к  настоящему времени еще не сложились  в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической  дифференциации и типизации, в том  числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой  системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим  развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и  финансовой политики.

Ключевые слова по теме и их определения:  

  • Муниципальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
  • Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти. Бюджетные и имущественные права, представленные органом власти, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы..Это один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы (в первую очередь коммунального хозяйства), объём продукции и услуги которых также выступают важным компонентом программы повышения народного благосостояния.
  • Денежно - кредитная политика - составная часть социально-экономической политики государства. Если обратиться к оценкам характерных особенностей финансовой политики, то можно увидеть многообразие точек зрения. Например, в одних источниках обращается внимание на многогранность финансовой политики государства, в которых осуществляется выработка научно обоснованных концепций развития финансов, определяются мнения и направления использования финансовых средств на текущий и перспективный период, происходит непосредственное осуществление практических мер, направленных на достижение поставленных целей 
  • Денежное обращение - это специфический механизм и способ использования денег, требующий особой институциональной организации, построения платёжно-расчётной системы, отлаженного хозяйственного процесса. Соответствующая организация денежного обращения является важнейшим инструментом, обеспечивающим сбалансированность производства и потребления.

 

  1. Региональная экономика

Данный раздел посвящен проблеме определения количественного критерия оценки финансовой самостоятельности дотационных регионов. Рассмотрены различные источники региональных финансов, проанализированы известные в отечественной экономической науке определения финансового потенциала региона, а также выделены принципиальные отличия между понятиями инвестиционного и финансового потенциалов. Предложена формула определения величины финансового потенциала региона, значение которой может косвенно охарактеризовать уровень дотационности региона.

Региональные финансы  формируются из различных внутренних и внешних источников. Источники региональных бюджетов можно классифицировать по категории принадлежности субъектов управления на собственные, перераспределяемые, заемные и привлеченные средства.

Собственные доходы - финансовые средства, полученные в бюджет региона в результате деятельности территориальных органов власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями, а также полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно-экономических решений. 

Перераспределяемые доходы – финансовые ресурсы, поступающие  в территориальные бюджеты из бюджетов более высокого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных регионам полномочий.

Заемные источники - средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др. Отметим, что согласно действующему бюджетному законодательству данные средства рассматриваются как источники финансирования дефицита бюджета.

Привлеченные источники - средства, переданные юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе в распоряжение территориальным органам власти для решения территориальных экономических и социальных задач.

Наличие собственных доходов  в достаточном объёме позволяет говорить о финансовой самостоятельности региона. Напротив, недостаток собственных источников финансирования приводит к необходимости привлечения дотаций из федерального бюджета, что определяет дотационность региона.

Очевидно, что успешное решение таких задач, как обеспечение соответствия уровня и образа жизни населения государственным и другим стандартам, формирование потенциальных возможностей для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта, развитие природо - ресурсного и экологического потенциала, обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации, возможно только при условии наличия в распоряжении региона достаточного объёма финансовых ресурсов.

Критерием, позволяющим количественно  оценить финансовую самостоятельность  региона, можно считать его финансовый потенциал. Часто финансовый потенциал рассматривается экономистами и как фактор, определяющий инвестиционную привлекательность региона. Подобный подход, в частности, используется ведущим национальным рейтинговым агентством «Эксперт-РА», которое определяет рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, используемая этим агентством, рассматривает финансовый потенциал как элемент инвестиционного потенциала региона, характеризующийся объёмом налоговой базы, прибыльностью предприятий и доходами населения.

Весьма интересное определение  дают финансовому потенциалу А.Л. Коломниец  и А.И. Новикова: «финансовый потенциал - это совокупность финансовых ресурсов, мобилизация которых в полном объёме никогда недостижима для целей развития территорий и удовлетворения социально-экономических потребностей граждан». На наш взгляд, справедливым в данном определении является указанный целевой характер мобилизации ресурсов. Предположение о недостижимости полной мобилизации данных ресурсов даёт основание говорить о степени использования финансового потенциала, которую возможно увеличить при условии максимального вовлечения и оптимального использования всех имеющихся ресурсов.

Целевую ориентацию мобилизуемых ресурсов подчёркивает и К.М. Менькова, утверждая, что финансовый потенциал - это та часть мобилизуемых финансовых ресурсов, которая может быть направлена на развитие региона. В составе этих ресурсов автор выделят налоговые и неналоговые поступления в бюджет, привлечённые средства, амортизационные отчисления и прибыль хозяйствующих субъектов.

М.А. Репченко и О.М. Фокина, предлагают рассматривать не собственно финансовый, а бюджетно-финансовый потенциал, который характеризует степень самостоятельности конкретного субъекта Российской Федерации и уровень его дотирования из федерального бюджета. К характеристикам бюджетно-финансового потенциала, по мнению авторов, следует отнести доходы бюджета, расходы бюджета, поступление налогов и иных обязательных платежей в бюджет, долю доходов бюджета в валовом региональном продукте (ВРП), долю расходов бюджета в ВРП.

В целом можно констатировать, что в отечественной экономической науке не сложилось единого чёткого определения понятия «финансовый потенциал региона». Наиболее часто это понятие отождествляется с инвестиционным потенциалом.

Чтобы более чётко определить различия между инвестиционным и финансовым потенциалом необходимо проанализировать следующее определение. Инвестиционный потенциал это максимально возможная совокупность всех собственных ресурсов (финансовых, материальных, научно-технических, кадровых), накопленных в результате предшествующей хозяйственной деятельности, которые можно использовать для обеспечения инвестиционной деятельности без нарушения текущей хозяйственной деятельности. Следовательно, можно выделить следующие ключевые моменты, отличающие финансовый потенциал от инвестиционного:

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета