Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:52, научная работа
В данной работе рассматриваются вопросы совершенствования и проблемы управления финансами регионов и муниципалитетов. Характеризуются региональные финансовые ресурсы, совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
Кафедра «Государственное муниципальное управление и таможенное дело»
Учебная научно-исследовательская работа
На тему: «Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета»
Выполнила: Студентка
Червякова А.А.
Научный руководитель:
Солохин Н.П.
Омск 2011
Введение
В данной работе рассматриваются вопросы совершенствования и проблемы управления финансами регионов и муниципалитетов. Характеризуются региональные финансовые ресурсы, совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Региональные органы власти в современных условиях всё в большей степени призваны обеспечивать комплексное развитие территорий. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов, соответственно, эффективное управление финансами муниципалитетов и регионов будет способствовать быстрой модернизации всех форм собственности.
Необходимо дальнейшее повышение роли региональных и муниципальных представительных и исполнительных органов в решении на местах назревших задач экономического и духовно развития общества. Всё это требует расширения их прав, а также развития материально-финансовой базы.
Как показывает мировая практика, через муниципальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счёт средств муниципальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью муниципальных
финансов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий,
которые в результате исторических,
географических, военных и других
условий отстали в
В условиях становления и развития
рыночных отношений для научного
обоснования радикальных
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион занимает определенное
место в хозяйственном
Особенно важную роль играет региональная
экономика в научном
В настоящее время внутри России
идет процесс суверенизации
На современном этапе особенно
важен дифференцированный подход к
решению конкретных экономических
вопросов в зависимости от возможностей
и особенностей каждого региона.
Только строгий всесторонний учет всех
природно-экономических, демографических,
экологических и иных условий
и особенностей различных регионов
под углом зрения задач развития
и размещения хозяйственного комплекса
страны дает возможность разумно
сочетать решение основных задач
подъема экономики с
Одной из важнейших составных частей
финансовой системы государства
являются региональные финансы, которые
охватывают региональные бюджеты административно-
В последние десятилетия во многих
государствам наблюдается регионализация
экономических и социальных процессов.
Все в большей мере функции
регулирования этих процессов переходят
от центральных уровней
Актуальность решения проблемы
региональных финансов определяется не
только формирующимися новыми подходами
к управлению территориями, но и
невозможностью выработки для этих
целей в российских условиях некоей
универсальной модели действия, что,
прежде всего, связано с большой
дифференциацией в уровнях
Ключевые слова по теме и их определения:
Данный раздел посвящен проблеме определения количественного критерия оценки финансовой самостоятельности дотационных регионов. Рассмотрены различные источники региональных финансов, проанализированы известные в отечественной экономической науке определения финансового потенциала региона, а также выделены принципиальные отличия между понятиями инвестиционного и финансового потенциалов. Предложена формула определения величины финансового потенциала региона, значение которой может косвенно охарактеризовать уровень дотационности региона.
Региональные финансы формируются из различных внутренних и внешних источников. Источники региональных бюджетов можно классифицировать по категории принадлежности субъектов управления на собственные, перераспределяемые, заемные и привлеченные средства.
Собственные доходы - финансовые средства, полученные в бюджет региона в результате деятельности территориальных органов власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями, а также полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно-экономических решений.
Перераспределяемые доходы – финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты из бюджетов более высокого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных регионам полномочий.
Заемные источники - средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др. Отметим, что согласно действующему бюджетному законодательству данные средства рассматриваются как источники финансирования дефицита бюджета.
Привлеченные источники - средства, переданные юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе в распоряжение территориальным органам власти для решения территориальных экономических и социальных задач.
Наличие собственных доходов в достаточном объёме позволяет говорить о финансовой самостоятельности региона. Напротив, недостаток собственных источников финансирования приводит к необходимости привлечения дотаций из федерального бюджета, что определяет дотационность региона.
Очевидно, что успешное решение таких задач, как обеспечение соответствия уровня и образа жизни населения государственным и другим стандартам, формирование потенциальных возможностей для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта, развитие природо - ресурсного и экологического потенциала, обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации, возможно только при условии наличия в распоряжении региона достаточного объёма финансовых ресурсов.
Критерием, позволяющим количественно оценить финансовую самостоятельность региона, можно считать его финансовый потенциал. Часто финансовый потенциал рассматривается экономистами и как фактор, определяющий инвестиционную привлекательность региона. Подобный подход, в частности, используется ведущим национальным рейтинговым агентством «Эксперт-РА», которое определяет рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, используемая этим агентством, рассматривает финансовый потенциал как элемент инвестиционного потенциала региона, характеризующийся объёмом налоговой базы, прибыльностью предприятий и доходами населения.
Весьма интересное определение
дают финансовому потенциалу А.Л. Коломниец
и А.И. Новикова: «финансовый потенциа
Целевую ориентацию мобилизуемых ресурсов подчёркивает и К.М. Менькова, утверждая, что финансовый потенциал - это та часть мобилизуемых финансовых ресурсов, которая может быть направлена на развитие региона. В составе этих ресурсов автор выделят налоговые и неналоговые поступления в бюджет, привлечённые средства, амортизационные отчисления и прибыль хозяйствующих субъектов.
М.А. Репченко и О.М. Фокина, предлагают рассматривать не собственно финансовый, а бюджетно-финансовый потенциал, который характеризует степень самостоятельности конкретного субъекта Российской Федерации и уровень его дотирования из федерального бюджета. К характеристикам бюджетно-финансового потенциала, по мнению авторов, следует отнести доходы бюджета, расходы бюджета, поступление налогов и иных обязательных платежей в бюджет, долю доходов бюджета в валовом региональном продукте (ВРП), долю расходов бюджета в ВРП.
В целом можно констатировать, что в отечественной экономической науке не сложилось единого чёткого определения понятия «финансовый потенциал региона». Наиболее часто это понятие отождествляется с инвестиционным потенциалом.
Чтобы более чётко определить различия между инвестиционным и финансовым потенциалом необходимо проанализировать следующее определение. Инвестиционный потенциал это максимально возможная совокупность всех собственных ресурсов (финансовых, материальных, научно-технических, кадровых), накопленных в результате предшествующей хозяйственной деятельности, которые можно использовать для обеспечения инвестиционной деятельности без нарушения текущей хозяйственной деятельности. Следовательно, можно выделить следующие ключевые моменты, отличающие финансовый потенциал от инвестиционного:
Информация о работе Управление финансовыми ресурсами региона и муниципалитета