Управление финансовыми рисками в практике финансового менеджмента организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение управление финансовыми рисками в практике финансового менеджмента организации.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание управления рисками;
2. Раскрыть систему и методы оценки рисков;
3. Выявить основные пути снижения риска в предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы управления финансовыми рисками. 5
1.1. Понятие и классификация финансовых рисков. 5
1.2. Сущность и содержание управления рисками в структуре финансового менеджмента. 12
1.3. Система оценки риска и методы их определения. 15
Глава 2. Совершенствование системы управления финансовыми рисками на предприятии. 18
2.1. Основные пути снижения риска в предпринимательской деятельности. 18
2.2. Направления по оптимизации управления финансовыми рисками предприятий. 23
Заключение. 25
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

леша наумов.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Бизнес-риск - один из видов  финансовых рисков, характерных в  первую очередь для акционерных  обществ; заключается в невозможности  для акционерного общества поддержать уровень дохода на акцию на не снижающимся  уровне. Бизнес-риск возникает, как правило, в тех случаях, когда производственно-хозяйственная деятельность предпринимательской фирмы оказывается под воздействием определенных причин менее успешной, по сравнению с тем, что было запланировано.7

Таким образом, можно сказать, что риск - это действие, совершаемое в надежде на счастливый исход по принципу «повезет - не повезет». Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

 

1.2. Сущность и содержание управления рисками в структуре финансового менеджмента.

Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и  величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое  воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.8

В основе риск - менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Конечная цель риск - менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу  соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск-менеджмент, как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).9

Объектом управления в риск - менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями.

Субъект управления в  риск - менеджменте - это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Процесс воздействия  субъекта на объект управления, т.е. сам  процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей  и управляемой подсистемами. Процесс  управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск - менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.

Информационное обеспечение  функционирования риск - менеджмента состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.

Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.

Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. По-\этому отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается  получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.

Наличие у финансового  менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.

Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно. Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.

Таким образом, риск - это финансовая категория, поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм, оно осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Риск-менеджмент, как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).

 

1.3. Система оценки риска и методы их определения.

Оценка уровня риска  является одним из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо прежде всего проанализировать и оценить. В экономической литературе существует множество определения этого понятия, однако в общем случае под оценкой риска понимается систематический процесс выявления факторов  и видов риска и их количественная оценка, то есть методология анализа рисков сочетает взаимодополняющие количественный и качественный подходы.10

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

  • бухгалтерская отчетность предприятия;
  • организационная структура и штатное расписание предприятия;
  • карты технологических потоков (технико-производственные риски);
  • договоры и контракты (деловые и юридические риски);
  • себестоимость производства продукции;
  • финансово-производственные планы предприятия.

Выделяются два этапа  оценки риска: качественный и количественный.

Задачей качественного  анализа риска является выявление  источников и причин риска, этапов и  работ, при выполнении которых возникает  риск, то есть:

  • определение потенциальных зон риска;
  • выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
  • прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Основная цель данного  этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово - хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

Итоговые результаты качественного анализа риска, в  свою очередь, служат исходной информацией  для проведения количественного  анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

На этапе количественного  анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также  выявляется возможный ущерб и  дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы анти рисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента.

Количественный анализ можно формализовать, для чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются статистические, аналитические, метод экспертных оценок, метод аналогов.

Статистические методы.

Суть статистических методов оценки риска заключается в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д. Достоинствами статистических методов является возможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостатком этих методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик. Возможно применение следующих статистических методов: оценка вероятности исполнения, анализ вероятного распределения потока платежей, деревья решений, имитационное моделирование рисков.

Аналитические методы.

Позволяют определить вероятность  возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов. Возможно использование таких методов, как анализ чувствительности, метод корректировки нормы дисконта с учетом риска, метод эквивалентов, метод сценариев.

Метод экспертных оценок.

Представляет собой комплекс логических и математико - статистических методов и процедур по обработке результатов опроса группы экспертов, причем результаты опроса являются единственным источником информации. В этом случае возникает возможность использования интуиции, жизненного и профессионального опыта участников опроса. Метод используется тогда, когда недостаток или полное отсутствие информации не позволяет использовать другие возможности. Метод базируется на проведении опроса нескольких независимых экспертов, например, с целью оценки уровня риска или определения влияния различных факторов на уровень риска. Затем полученная информация анализируется и используется для достижения поставленной цели. Основным ограничением в его использовании является сложность в подборе необходимой группы экспертов.

Метод аналогов.

Метод аналогов используется в том случае, когда применение иных методов по каким – либо причинам неприемлемо. Метод использует базу данных аналогичных объектов для  выявления общих зависимостей и  переноса их на исследуемый объект.

Таким образом, под оценкой риска понимается систематический процесс выявления факторов  и видов риска и их количественная оценка, то есть методология анализа рисков сочетает взаимодополняющие количественный и качественный подходы.

 

Глава 2. Совершенствование системы управления финансовыми рисками на предприятии.

2.1. Основные пути снижения риска в предпринимательской деятельности.

Очень важно для организации  эффективной предпринимательской  деятельности своевременно понять и  определить возможные зоны возникновения риска.

Вероятность избегания  риска требует соответствующего подхода в управлении, который  должен охватывать комплекс конкретных мер по необходимому и возможному изменению условий производства и перестройки на этой основе взаимодействия в пространстве и времени трудовых, материальных и других ресурсов производства, либо по перестройке взаимодействия этих ресурсов без изменения условий производства, обеспечивающей достижение требуемых результатов деятельности полразделения. Осуществление такой деятельности всегда связано с возникновением проблем, соответствующих ситуаций, что непременно приводит к риску. Поэтому очень важно попытаться заранее предусмотреть все возможные реакции на ситуацию. Это может быть разработка системы регламентации деятельности фирмы, создание комплексного набора стандартных процедур и т. п.

Экономический риск-это  многофакторное явление и в полной мере раскрыть эти факторы и направления  снижения риска в процессе осуществления  предпринимательской деятельности очень трудно. В этой связи остановимся только на основных факторах и направлениях, имеющих большое практическое применение.11

Одной из разновидностей экономической деятельности является создание совместных предприятий (СП). Надо понимать, что для совместных предприятий «ассортимент» и количество рисков значительно увеличивается, так как речь идет о двух и более государствах. Поэтому на создание совместных фирм надо идти с партнерами, которые имеют технические и рыночные возможности внедрения новых технологий. Создание СП является хорошим стимулом к научно-исследовательской деятельности. Для того чтобы правильно регулировать взаимоотношения партнеров, снизить степень риска в совместной деятельности, надо четко представлять те цели, которые преследует создание совместных предприятий. Сегодня многие специалисты сходятся во мнении, что таких целей, в основном, можно сформулировать пять. Они взаимозависимы, и их необходимо расположить в порядке значимости:

Информация о работе Управление финансовыми рисками в практике финансового менеджмента организации