Управление инвестиционными рисками коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:06, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы являются обобщение и анализ моделей оценки инвестиционных рисков, изучение теоретической концепции и методологии управления рисков для использования в банковской практике.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе будут решены следующие задачи:
изучение основных видов инвестиционных рисков и их классификации в инвестиционном анализе;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционных рисков 6
. Понятие инвестиционных рисков………………………………………………6
1.2. Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность 14
1.3. Классификация инвестиционных рисков……………………………………....17
Глава 2. Анализ и оценка инвестиционных рисков 25
2.1. Качественный анализ инвестиционных рисков 25
2.2. Количественный анализ инвестиционных рисков…………………………….28
2.3. Вероятностный анализ………………………………………………………......29
2.4.Экспертный анализ рисков 30
2.5. Классические модели оценки риска 32
2.6. VаR – модели оценки инвестиционных рисков 44
Глава 3. Управление инвестиционными рисками в коммерческом банке 52
3.1.Система управление инвестиционными рисками 52
3.2. Учет неопределенности инвестирования риска 56
3.3. Методы оценки ставки дисконта 57
3.4. Метод хеджирования 59
3.5. Модель оценки капитальных активов 62
3.6. Финансовое управление рисками 65
Заключение.....................................................................................................................71
Список использованной литературы........................................................................73

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Диплом.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность функционирования системы управления риском, исходя из основных положений системного подхода, определяется эффективным взаимодействием между частями системы, нежели результативной работой ее отдельных властей

Таким образом, система  управления рисками представляет собой  совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, конечной целью существования которых является минимизация рисков.

Систему управления риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. На систему управления риском оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы.

Системный подход предписывает искать истоки проблем, возникающих в работе, в первую очередь во внешней среде.

Внешними факторами  системы управления риском являются следующие:

  • нормативная база в сфере регулирования риска (нормативы, методики, рекомендации, стандарты бухгалтерского учета и т. п.);
  • макроэкономические факторы;
  • зарубежный опыт управления риском.

Наиболее характерными чертами  внешней среды является динамичность, многообразие и интегрированность.

Динамичность предполагает быструю изменчивость внешней среды. Задача — создавать адаптивные системы управления риском, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней.

Следующая характерная  черта внешней среды — многообразие. Современная организация взаимодействует с огромным числом различных объектов — акционерами, клиентами, партнерами, Центральным банком, органами власти, конкурентами и т. д. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны между собой множеством нитей — экономических, информационных, политических, административных, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия организации с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными.

Внутренние факторы  системы управления риском включают

  • специфику деятельности организации, его политику, стратегию и тактику;
  • организационную структуру;
  • квалификацию персонала.

 

Основными чертами внутренней среды являются:

  • стремление к выживанию;
  • постоянное изменение, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;
  • совершенствование, наличие целостности, единого предназначения для всех элементов.

Как система управления, управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, которые представляют собой элементы системы управления риском. К ним можно отнести:

  • идентификацию и локализацию риска;
  • анализ и оценку риска;
  • способы минимизации и предотвращения риска;
  • мониторинг рисковых позиции.

Процесс управления риском можно упрощенно представить  в виде следующей блок-схемы (Рис. 1.1.).

Следует отметить, что сбор и обработка информации является важным этапом процесса управления независимо от его конкретного содержания. В процессе управления риском к полноте и качеству информации предъявляются особые требования, так как отсутствие полной информации является одним из существенных факторов риска, и принятие решения в условиях неполной информации служит источником дополнительных финансовых потерь.

Для упрощения блок-схемы сбор и обработка информации по аспектам риска представлены в качестве первого этапа. В действительности эта работа осуществляется на протяжении всего процесса принятия решения.

По мере перехода от одного этапа к другому при необходимости может уточняться потребность в дополнительной информации, осуществляться ее сбор и обработка. Особую роль играет информация в процессе качественного и количественного анализа риска.

 






                                                                    т                             


                                                                     нет                               да



                                                           


                                                        да                                нет              


                                                                                                                      да


                                    да



                                         


                                              нет                             


                                                                       


да                                 нет                                да


 

                                                


                                               нет                                                        да


                                                                                


                                                                                      нет


 

Рис. 1.1. Блок-схема процесса управления риском.

1 -  сбор и обработка данных; 2 -  качественный анализ риска; 3 -  количественная оценка риска; 4 - оценка приемлемости риска; 5, 11 - оценка возможности снижения риска; 6, 12 - выбор методов и формирование вариантов снижения риска; 7 - оценка возможности увеличения риска; 8 - формирование и выбор вариантов увеличения риска; 9, 13 - оценка целесообразности снижения риска; 10 - оценка целесообразности увеличения риска; 14 - выбор варианта снижения риска; 15 - реализация проекта (принятие риска); 16 - отказ от реализации проекта (избежание риска).

Качественный анализ предполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т. е. установление потенциальных зон риска, идентификацию всех возможных рисков, выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

Результаты качественного  анализа служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.

Количественный анализ предполагает численное определение  отдельных рисков и общего риска. На этом этапе определяется вероятность наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется также допустимый уровень риска.

В результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском, и на этой основе — меры предотвращения и уменьшения риска.

Меры по устранению и минимизации риска включают следующие этапы:

  1. оценку приемлемости полученного уровня риска;
  2. оценку возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);
  3. выбор методов снижения (увеличения) рисков;
  4. оценку целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.

После выбора определенного  набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. Если мер недостаточно — целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска).

Следует отметить, что  здесь рассмотрена лишь общая  схема процесса управления риском. Характер и содержание перечисленных выше этапов и работ, используемые методы их выполнения в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности и характера возможных рисков.

1.2. Нормативные акты, регулирующие

 инвестиционную деятельность

 

Перечень документов законодательной базы, регулирующих инвестиционную деятельность в Российской Федерации не столь обширен как в других государствах. Объясняется это недавним зарождением рыночной экономики в России. Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие инвестиционный процесс в России.

Согласно закону об инвестиционной деятельности в РСФСР (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ). "Об иностранных инвестициях  в  РСФСР" и Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские  вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения  положительного социального эффекта.

Запрещается  инвестирование  в  объекты, создание и использование  которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других законодательно определенных норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Важнейшими стимулами  развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и  предоставление им налоговых и таможенных льгот.

Защита инвестиций гарантируется  законом независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного  характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями: инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы,  реквизированы; применение таких мер, возможно, лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду; инвестиции могут быть застрахованы.

В целях обеспечения  стабильности прав инвесторов законом  установлено, что соответствующие положения принимаемых законодательных актов, ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 этот срок увеличен до трех лет. Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут быть введены только законами Российской Федерации и указами Президента, нормативные  акты местных  органов власти, ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению. Поскольку правовых гарантий не всегда бывает достаточно, возникает необходимость в создании специальных организаций, обеспечивающих исполнение законодательных  норм.

Указом  Президента РФ от 2 февраля 1993 г. N 184 образована Государственная инвестиционная корпорация, которая может выступать  гарантом иностранным и отечественным инвесторам. Взнос государства в уставном фонде корпорации составляет более 1 млрд. долларов США. Также для обеспечения финансовых гарантий иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн. долларов США и 200 млрд. рублей. Не менее значительные  финансовые гарантии предоставлены постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. N 507. По эмиссионным обязательствам Инвестиционного финансового консорциума, участниками которого являются крупнейшие банки России, предусмотрены государственные гарантии общим объемом 800 млрд.  рублей. При этом средства, привлеченные в результате выпуска консорциумом ценных бумаг, направляются на финансирование инвестиционных проектов, а  также на формирование резервного и страхового фондов, на которые будет обращаться первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 признано необходимым участие российской стороны в учреждении Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.

Закон об иностранных  инвестициях предусматривает ряд  таможенных льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада  в уставный  фонд, предназначенное для собственного материального производства  или ввозимое иностранными работниками для собственных нужд, освобождается от  взимания импортных пошлин; предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать  продукцию собственного производства и импортировать  продукцию для собственных нужд; валютная выручка указанных предприятий от экспорта собственной продукции остается полностью в их распоряжении.

Информация о работе Управление инвестиционными рисками коммерческого банка