Управление источниками финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Любая организация является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают источники финансирования организации.
Руководство организации должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Целесообразность привлечения того или иного финансового источника необходимо сравнивать с показателями рентабельности вложений данного вида и стоимости данного источника. Потребность предприятия в собственных и привлеченных средствах является объектом планирования, соответственно принятие решения данного вопроса оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние и возможность выживания предприятия.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………..3
2. Сущность и классификация источников финансирования предприятия……………………………………………………………………....4
• Классификация источников финансирования……………………...4
• Организационные формы финансирования………………………...5
3. Содержание собственных источников финансирования предприятия…………………………………………………….............................7
4. Заемные источники финансирования предприятия………………………......10
5. УПРАВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………….……………..11
• Управление собственными средствами………………………………..11
Формирование собственного капитала……………………………12
Анализ формирования собственных финансовых ресурсов……..14
• Управление заёмными средствами……………………………………..17
• Управление эмиссией акций…………………………………….………20
• Управление привлечением банковского кредита……………...………21.
6. Заключение……………………………………………………………………...25
7. Список использованной литературы…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

финанс. менедж. 2.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

    Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается  с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем  периоде.

    Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по формуле (6):

    КСФ = (6)

    где Ксф -- коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;

    СФР -- планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;

    А -- планируемый прирост активов  предприятия;

    Псфр -- планируемый объем расходования собственных финансовых ресурсов предприятия на цели потребления. 

    Управление  заёмными средствами

    Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного  капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете -- повысить рыночную стоимость предприятия.

    Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

    Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

    1. Долгосрочные финансовые обязательства  (заемный капитал со сроком его использования более 1 года).

    2. Краткосрочные финансовые обязательства  (все формы привлеченного заемного  капитала со сроком его использования  до 1 года).

    В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Заемные средства классифицируются по целям, источникам, формам и периоду привлечения, а также по форме обеспечения.

    С учетом классификации заемных средств дифференцируются методы управления их привлечением.

      Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

    Процесс управления привлечением заемных средств  предприятием строится по следующим  основным этапам.

    1. Анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем  периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

    2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем  периоде.

    3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств.

    4. Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников.

    5. Определение соотношения объема  заемных средств, привлекаемых  на кратко- и долгосрочной основе.

    6. Определение форм привлечения  заемных средств.

    7. Определение состава основных кредиторов.

    8. Формирование эффективных условий  привлечения кредитов.

    9.Обеспечение  эффективного использования кредитов.

    10.Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам.

    Для оценки эффективности использования  предприятием заемных средств используют понятие «эффект финансового рычага». При привлечении заемных средств прибыль до налогообложения уменьшается за счет включения процентов за их использование в состав расходов. Соответственно уменьшается величина налога на прибыль, рентабельность собственного капитала возрастает, т.е. несмотря на платность за использование заемных средств, увеличивается рентабельность собственных средств.

    Для использования механизма финансового  левериджа необходимо соблюдать  следующие условия:

    - уровень  процентной ставки по кредитам должен быть ниже рентабельности производства;

    - относительно  стабильная экономическая ситуация;

    - возможность  для собственников размещать  свои средства на условиях, повышающих  эффективность капитала.

    Эффект  финансового рычага проявляется положительно только тогда, когда разница между рентабельностью производства после уплаты налога и ставкой процента является положительной.

    Эффект  финансового левериджа=(1-НП)*(R-Пк)*ЗК/СК, (7)

    где НП - ставка налога на прибыль;

    R - рентабельность экономическая;

    Пк - процентная ставка платежей за пользование  заемными источниками финансирования;

    ЗК - сумма по заемным источникам финансирования;

    СК - собственный капитал. 
 

    Управление  эмиссией акций

    Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам.

    1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.

    2. Определение целей эмиссии. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

    а) реальное инвестирование;

    б) необходимость существенного улучшения  структуры используемого капитала;

    в) намечаемое поглощение других предприятий  с целью получения эффекта;

    г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции  значительного объема собственного капитала.

    3. Определение объема эмиссии.

    4. Определение номинала, видов и  количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии).

    5. Оценка стоимости привлекаемого  акционерного капитала. В соответствии  с принципами такой оценки  она осуществляется по двум  параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала.

    Лишь  после этого принимается окончательное  решение об осуществлении эмиссии  акций.

    Управление  привлечением банковского  кредита

    В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах.

    Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

    Банковский  кредит предоставляется предприятиям на современном этапе в следующих  основных видах:

    1. Бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций. Как правило, он предоставляется коммерческим банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия. Этот вид кредита предоставляется, как правило, только на краткосрочный период.

    2. Контокоррентный кредит («овердрафт»). При предоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные его операции. Контокоррентный счет используется в качестве источника кредита в объеме, не превышающем установленное в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо (контокоррентный лимит).

    3. Сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга. Этот вид кредита предоставляется обычно на формирование переменной части оборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностями предприятия. Его особенность заключается в том, что наряду с ежемесячным обслуживанием этого кредита (ежемесячной выплатой процента по нему) кредитным договором предусматривается и ежемесячная амортизация (погашение) основной суммы долга. График такой амортизации долга по размерам увязан с объемом снижения сезонной потребности предприятия в денежных средствах.

    4. Открытие кредитной линии. В договоре обусловливаются сроки, условия и предельная сумма предоставления банковского кредита, когда в нем возникает реальная потребность. Для предприятия преимущество данного вида кредита заключается в том, что оно использует заемные средства в строгом соответствии со своими реальными потребностями в них. Обычно кредитная линия открывается на срок до одного года. Особенностью этого вида банковского кредита является то, что он не носит характер безусловного контрактного обязательства и может быть аннулирован банком при ухудшении финансового состояния предприятия - клиента.

    5. Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит. Он характеризует один из видов банковского кредита, предоставляемого на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная «выборка» кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Преимуществом этого вида кредита в сравнении с открытием кредитной линии являются минимальные ограничения, накладываемые банком, хотя уровень процентной ставки по нему обычно выше.

    6.   Ломбардный кредит. Такой кредит может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных краткосрочных облигаций и т.п.), которые на период кредитования передаются банку. Размер  кредита в этом случае соответствует определенной (но не всей) части стоимости переданных в заклад активов. Как правило, этот вид кредита носит краткосрочный характер.

    7. Ипотечный кредит. Такой кредит может быть получен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятий в целом («ипотечных банков»). Предприятие, передающее в залог свое имущество, обязано застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием.

    Многообразие  видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. Такое управление осуществляется по следующим основным этапам.

    1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита.

    2. Оценка собственной кредитоспособности.

    В современной банковской практике оценка уровня кредитоспособности заемщиков  при дифференциации условий их кредитования исходит из двух основных критериев: 1) уровня финансового состояния предприятия;

Информация о работе Управление источниками финансирования