Управление оборотными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента.
С позиций финансового менеджмента классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам.

Файлы: 1 файл

Общие основы управления оборотными активами.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

Для всех видов  и разновидностей запасов, имеющих  одинаковое назначение и одинаковые условия использования, может применяться только один из приведенных методов их оценки

На дату баланса  запасы могут отражаться в отчетности по наименьшей из двух оценок - первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Первоначальная стоимость запасов включает сумму, уплачиваемую поставщику (за вычетом непрямых налогов); сумму ввозной таможенной пошлины; сумму непрямых налогов, не возмещаемых предприятию; транспортно-заготовительные расходы; другие расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, пригодного для использования в предусмотренных целях.

Чистая стоимость реализации представляет собой ожидаемую цену реализации запасов в условиях обычной операционной деятельности за вычетом ожидаемых затрат на завершение их производства и реализацию.

Выбор учетной  политики оценки запасов обосновывается особенностями управления ими на предприятии.

7. Построение  эффективных систем контроля  за движением запасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью оперативного финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов.

Среди систем контроля за движением запасов в странах  с развитой экономикой наиболее широкое применение получила <Система ABC>. Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п.

Определенное распространение в зарубежной практике контроля запасов получила и <Система уровня повторного заказа>. Она применяется обычно специализированными предприятиями торговли с относительно узким ассортиментом товаров, но с достаточно обширным контингентом покупателей.

В основе этой системы  лежит предварительное установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной позиции:

  • средний период исполнения заказа, в днях;
  • страховой запас на возможное нарушение срока поставки товара;
  • страховой запас на возможное превышение среднего уровня спроса покупателей на товар.

На основе суммирования этих трех нормативных элементов  определяется <уровень повторного заказа>. При снижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков.

Эта система  контроля позволяет минимизировать издержки по хранению запасов на предприятии.

В процессе управления запасами должны быть заранее предусмотрены  меры по ускорению вовлечения их в  непосредственный операционный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.

 

3. УПРАВЛЕНИЕ  ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

Под текущей  дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.

В современной хозяйственной практике текущая задолженность классифицируется по следующим видам:

Наибольший объем текущей  дебиторской задолженности предприятий  приходится на задолженность покупателей  за товары, работы, услуги. На эту задолженность покупателей приходится время 80-90%. Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

Формирование алгоритмов управления текущей дебиторской задолженностью, осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ текущей  дебиторской задолженности предприятия  в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На  первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость, которая представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов.

Величина резерва  сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-дебиторов (прямой метод) или на основе соответствующей классификации дебиторской задолженности этого вида по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каждой группе (косвенный метод). Величина резерва сомнительных долгов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.

На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку рекомендуется осуществлять на основе:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле:

где КОАдз -коэффициент  отвлечения оборотных активов в  текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги; ДЗВ - сумма текущей дебиторской задолженности

покупателей, оформленной  векселями; ЧРСд- сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма резерва  сомнительных долгов; ОА - общая сумма  оборотных активов предприятия.

б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по следующей формуле:

где КВИдЗ -коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;

ДЗВ - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

ЧРСдз - сумма  чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности; РСД - сумма резерва сомнительных долгов.

На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:

где ПИдз - средний  период инкассации текущей дебиторской  задолженности за товары, работы услуги (в днях);

В - средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (расчитанная как средняя хронологическая);

дз - средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской  задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

О- сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее <возрастным группам>, т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой

дополнительных  затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями. Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

ЭДЗДЗ - ТЗДЗ - ФПДЗ,

где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз -дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз -текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПд- сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.

Наряду с  абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может  быть определен и относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

где КЭдз - коэффициент  эффективности инвестирования средств  в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств  в текущую дебиторскую задолженность  по расчетам с покупателями в определенном периоде;

рп - средний остаток текущей  дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

2. Выбор  типа кредитной политики предприятия  по отношению к покупателям продукции. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Различают три  принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям  продукции - консервативный, умеренный  и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип  кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции.

Умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной  политики - это расширение объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

общее состояние  экономики, определяющее финансовые возможности  покупателей, уровень их платежеспособности;

сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при  расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

правовые условия  обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

финансовые  возможности предприятия в части  отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;

финансовый  менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

3. Определение  возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту. Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

где ОКдз - необходимая  сумма оборотного капитала, направляемого  в дебиторскую задолженность;

ОРК - планируемый объем реализации Продукции в кредит;

КС/Ц- коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

- средний период предоставления  кредита покупателям, в днях;

- средний период просрочки  платежей по предоставленному  кредиту, в днях.

4. Формирование  системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

срок предоставления кредита (кредитный период);

размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

Информация о работе Управление оборотными активами