Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать управление заемным капиталом на ОАО «Колос».
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. Теоретически изучить управление заемным капиталом.
2. Дать анализ деятельности предприятия в целом.
3. Провести анализ управления заемным капиталом на ОАО «Колос».

Файлы: 1 файл

заемный капитал(курсовая).docx

— 4.09 Мб (Скачать файл)

Раскрытие сущности, состава  и структуры собственного и заемного капитала позволяет определиться в  методах, подходах и показателях, необходимых  для анализа источников финансирования хозяйственной деятельности организации.

Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально  росту удельного веса использования  заемного капитала.

Более низкой стоимостью в  сравнении с собственным капиталом  за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму  прибыли, которая снижается на сумму  выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.).

Обеспечением роста финансового  потенциала предприятия при необходимости  существенного расширения его активов  и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

Высокая зависимость стоимости  заемного капитала от колебаний конъюнктуры  финансового рынка. В ряде случаев  при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование  ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию  невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

Достаточно широкими возможностями  привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя[4].

Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так  как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет  более высокий финансовый потенциал  своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и  возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Способы привлечения  заемного капитала

 

 

Привлечение заёмных средств - довольно распространённая практика. С одной стороны, это фактор успешного  функционирования предприятия, способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии  кредиторов и обеспечивающий повышение  рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обменивается финансовыми обязательствами (особенно если уровень процентов за кредит высокий). Привлечение заёмных средств  широко практикуется при агрессивной  политике финансирования. Величина и  эффективность использования заёмных  средств - одна из главных оценочных  характеристик эффективности управленческих решений. В целом, хозяйствующие  субъекты, использующие кредит, находятся  в более выигрышном положении, нежели предприятия, опирающиеся только на собственный капитал. Несмотря на платность  кредита, использование последнего обеспечивает повышение рентабельности предприятия[8].

Выделяют различные формы  привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для  обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах:

а) в денежных средствах  в национальной валюте;

б) в денежных средствах  в иностранной валюте;

в) в товарной форме (в  виде поставок с отсрочкой платежа  сырья, материалов, товаров);

г) в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;

д) в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).

Выбор форм привлечения заемных  средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и  специфики его хозяйственной деятельности.

Однако в какой бы форме  не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении  заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества — сами арендуемые основные фонды)[6].

По степени обеспечения  заемных средств, привлекаемых в  денежной форме, служащего гарантией  полного и своевременного их возврата, выделяют такие их виды:

Бланковый или необеспеченный кредит. Этот вид кредита выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора. В финансовой практике такая категория предприятий характеризуется специальным термином — «первоклассный заемщик»;

Обеспеченный кредит подразумевает  в современной финансовой практике следующие виды кредитного обеспечения:

поручительство (гарантия) —  это обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом — «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности  заемщика за непогашение кредита  страховой компанией);

залог — это способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При  залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;

заклад — способ обеспечения, при котором имущество заемщика до возврата ссуды передается кредитору (например, ценные бумаги).

Таким образом, исходя из состава  заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия могут являться:

а) коммерческие банки и  другие учреждения, предоставляющие  кредиты в денежной форме (ипотечные  банки, трастовые компании и т. п.);

б) поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков  и авансовые платежи покупателей);

в) фондовый рынок (выпуск облигаций  и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.

Исходя из поставщиков заемных средств, определяются основные способы (формы) привлечения заемных финансовых ресурсов. Доступность капитала из разных источников определяется различиями в их стоимости, барьерах (технических и организационных), степени их информационной асимметрии (необходимость раскрытия информации при привлечении разных источников капитала в соответствии с требуемым уровнем прозрачности). Я думаю, что во многом доступность источников зависит от известности, репутации, масштабов компании – фирмам, зарекомендовавшим себя на финансовом и фондовом рынках ответственными инвесторами, заемщиками, эмитентами, привлечь капитал легче, и обойдется он дешевле.

Основным способом привлечения  заемных средств большинства  российских фирм становятся банковские кредиты. Банковский кредит - кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд на конкретный срок и  под определенный процент[9].

В настоящее время существует большое многообразие форм и условий  привлечения банковского кредита, что определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности  в заемном капитале. В этом случае цели и политика привлечения заемных  финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования.

В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают  краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).

Важным условием выдачи кредита  является его обеспечение. Основными  видами обеспечения кредита могут  быть поручительство, гарантия, залог  и страхование ответственности  заемщика за непогашение кредита. Поручителем  или гарантом может являться любой  хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация).

Все большее распространение  в современной финансовой практике получает коммерческий кредит, предоставляемый  по товарным операциям в форме  отсрочки платежа. Для привлекающих его предприятий он является маневренной  формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части  оборотных активов — запасов  товарно-материальных ценностей.

Кроме того, он позволяет  автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения  заемных финансовых средств, так  как большая часть этой потребности  связана с сезонными особенностями  формирования запасов. Особенно возрастает роль коммерческого кредита при  осуществлении предприятием внешнеэкономических  товарных операций.

В соответствии с действующим  законодательством, облигации предприятия  могут выпускаться именными или  на предъявителя (последние являются предметом обращения на фондовом рынке); процентными (в этом случае к  облигации прилагается купонный лист на выплату процента) или беспроцентными (в этом случае предприятие рассчитывается при погашении облигации заранее  обусловленными товарами или услугами); со свободным обращением или с ограниченным кругом обращения[11].

Облигация — ценная бумага на предъявителя, представляющая собой  долговое обязательство, по которому кредитор получает годовой доход в виде фиксированного или «плавающего» процента.

По сроку погашения  эмитируемые облигации предприятия  подразделяются на краткосрочные и  долгосрочные, что позволяет удовлетворить  соответствующие по срокам потребности  в заемных финансовых ресурсах.

Облигации могут выпускаться  предприятиями, созданными в форме  акционерных или других видов  хозяйственных обществ. Акционерные  предприятия могут выпускать  облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда и  только после того, как полностью  оплачены все выпущенные акции. Решение  о выпуске облигаций предприятие  принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

Еще одним способом привлечения  заемных средств является расширение практики финансового лизинга. Федеральный  закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О  финансовой аренде (лизинге)" дает следующее  определение этому виду деятельности, лизинг – это совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением  предмета лизинга. Предметом лизинга  могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности[10].

Привлекательность финансового  лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана  с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что:

1) кредитные ресурсы направляются  на приобретение активной части  основных средств - оборудования, действительная потребность в  котором подтверждена и гарантируется  его использование организацией-лизингополучателем;

2) организация-лизингополучатель  принимает решение заключать  договор лишь в том случае, если для организации производства  имеются все необходимые условия  (произв. площади, рабочая сила, сырье и материалы), кроме оборудования.

Помимо, выше рассмотренных способов привлечения заемных средств, существует еще ряд источников, не играющих в современных условиях столь заметной роли в финансовой деятельности большинства предприятий. К числу таких источников относятся:

Денежные ссуды небанковских учреждений. Хотя традиционными источниками  привлечения заемных ресурсов в  денежной форме является банковский кредит, они могут привлекаться и  из альтернативных источников. Так, денежные ссуды на отдельные финансовые потребности (как правило, краткосрочные) могут  быть получены от кредитных союзов, если предприятие является его членом, и некоторых других хозяйствующих  субъектов. Порядок оформления, обслуживания и возврата долга в этом случае аналогичен банковскому кредиту. Как  правило, стоимость привлечения  заемных денежных средств в этом случае несколько ниже, чем по банковскому кредиту.

Средства государственных (правительственных) программ и фондов. К числу таких программ и фондов относятся фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции, инновационный  фонд, фонд конверсии, различные научно-технические  программы. Средства данных фондов предоставляются  предприятиям, как правило, на льготных условиях в виде беспроцентных займов со значительным периодом отсрочки выплаты  долга. Следует при этом иметь  в виду, что средства государственных  программ и фондов, предоставленные  в виде безвозвратной финансовой помощи, к числу заемных финансовых ресурсов не относятся.

Информация о работе Управление заемным капиталом