Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать сущность заемного капитала предприятия;
- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру заемного капитала;
- выявить особенности способов привлечения заемных средств;
- рассмотреть процесс привлечения заемного капитала и разработать рекомендации по его совершенствованию;
- рассмотреть процесс управления заемным капиталом

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..………... 3
Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала …………………....…6
1.1 Понятие и структура заемного капитала ………………………….………...... 6
Глава 2.Управление заемным капиталом предприятия.......................................17
2.1 Субъект управления заемным капиталом........................................................17
2.2 Объект управления заемным капиталом. Банковское кредитование и другие займы.........................................................................................................................18
2.3 Политика привлечения заемных средств.........................................................27
2.4 Показатели эффективности управления заемным капиталом.......................36
Заключение...............................................................................................................41
Список использованной литературы......................................................................43
Приложения..............................................................................................................45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.24 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ “САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА”

 

Специальность “Финансовый менеджмент”

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине____________________________________________

На тему__________________________________________________

 

 

 

Работа выполнена студенткой:

___________________________________________

Группа № __________________________________

Научный руководитель: ______________________

___________________________________________

 

 

 

 

Самара 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..………... 3

Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала …………………....…6

1.1 Понятие и структура заемного капитала ………………………….………...... 6

Глава 2.Управление заемным капиталом предприятия.......................................17

2.1 Субъект управления заемным капиталом........................................................17

2.2 Объект управления заемным капиталом. Банковское кредитование и другие займы.........................................................................................................................18

2.3 Политика привлечения заемных средств.........................................................27

2.4 Показатели эффективности управления заемным капиталом.......................36

Заключение...............................................................................................................41

Список использованной литературы......................................................................43

Приложения..............................................................................................................45

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.

      Значительная часть  отечественных компаний продолжает  рассчитывать на собственные  средства в тот момент, когда  существует возможность эффективного  привлечения инвестиционных ресурсов  с целью увеличения темпов  экономического роста предприятия.

      В настоящее время  основными способами привлечения  заемного капитала являются банковский  кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. В большинстве случаев  в качестве заемных источников  предприятия используют банковский  кредит, что объясняется относительно большими финансовыми ресурсами российских банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии. Здесь снимается часть проблем, обусловленных спецификой банковского кредитования, что связано с упрощенными требованиями к заявочным документам, с относительно короткими сроками рассмотрения заявок на выдачу кредита, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и.т.д. 

      Руководители большинства  российских компаний не хотят  раскрывать финансовую информацию  о своих предприятиях, а также  проводить изменения в финансовой  политике. Как следствие - тот  факт, что только 3% российских компаний  используют эмиссионное финансирование.

     Лизинг, как и эмиссионное  финансирование, использует меньшая  доля российских предприятий.  Его катализатором является спрос,  а на данном этапе развития экономики этот важный элемент рыночных отношений только начинает набирать обороты.

      Необходимость выявления  причин, влияющих на развитие  рынка заемного капитала, а также  условий, способствующих эффективному  привлечению заемного капитала  российскими предприятиями для  увеличения темпов роста, придают  теме настоящего диссертационного  исследования особую актуальность.

      Управление капиталом  представляет собой систему принципов  и методов разработки и реализации  управленческих решений, связанных  с оптимальным его формированием  из различных источников, а также  обеспечением эффективного его  использования в различных видах  хозяйственной деятельности предприятия. 

Целью курсовой работы является исследование вопросов привлечения заемного капитала российскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования и совершенствование процессов исследования заемного капитала.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- исследовать сущность заемного капитала предприятия; 

- рассмотреть и проанализировать элементы, формирующие структуру заемного капитала;

- выявить особенности  способов привлечения заемных средств;

- рассмотреть процесс привлечения заемного капитала и разработать рекомендации по его совершенствованию;

- рассмотреть процесс  управления заемным капиталом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Управление заемным  капиталом предприятия

 

2.1 Субъект управления  заемным капиталом

 

При возникновении потребностей в дополнительных денежных средствах  администрации компании  следует  избегать привлечения дополнительного  акционерного капитала для преодоления  затруднений с потоком денежных средств. Однако когда компании действительно  необходимы дополнительные средства, в качестве альтернативы финансированию за счет собственных средств может  рассматриваться финансирование за счет займов или заемного капитала. Всегда есть группа кредиторов, которые  готовы предоставить капитал подходящему  заявителю на согласованный срок и с согласованной прибылью, обычно в обмен на какую-то форму обеспечения  или гарантии.

Управление заемными и  привлеченными источниками финансирования деятельности предприятия предполагает необходимость учета следующих  факторов:

  • для какой цели и на какой период (краткосрочный или долгосрочный) требуются денежные средства;
  • с какой срочностью требуются средства;
  • есть ли необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;
  • каковы затраты при уплате долгов.

Один из вопросов, который  необходимо решить финансовому менеджеру, – это выбор правильного вида заемных средств. Такой выбор  обосновывается путем сравнения  сроков полезной службы активов и  сроков погашения займов, за счет которых  финансируются активы.

При принятии решения о  краткосрочном финансировании своих  потребностей в денежных средствах  компания сделает выбор в пользу овердрафта для покрытия временной  нехватки денежного потока и финансирования оборотного капитала при условии, что  смета денежных средств показывает способность компании погасить овердрафт  в течение периода, установленного банком и обычно составляющего год. В противном случае компания должна использовать в качестве источника  покрытия своих потребностей в денежных средствах краткосрочный заем. Решающим фактором при выборе метода финансирования за счет привлечения краткосрочных  кредитов является не то, что хочет  компания, а то, что банк готов  предложить.

 

 

2.2 Объект управления  заемным капиталом. Банковское  кредитование и другие займы

 

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями [5; 427]:

1. Достаточно широкими  возможностями привлечения, особенно  при высоком кредитном рейтинге  предприятия, наличии залога или  гарантии поручителя.

2. Обеспечением роста  финансового потенциала предприятия  при необходимости существенного  расширения его активов и возрастания  темпов роста объема его хозяйственной  деятельности.

3. Более низкой стоимостью  в сравнении с собственным  капиталом за счет обеспечения  эффекта «налогового щита» (изъятия  затрат по его обслуживанию  из налогооблагаемой базы при  уплате налога на прибыль).

4. Способностью генерировать  прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного  капитала).

В то же время использование  заемного капитала имеет следующие недостатки:

1. Использование этого  капитала генерирует наиболее  опасные финансовые риски в  хозяйственной деятельности предприятия  – риск снижения финансовой  устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает  пропорционально росту удельного  веса использования заемного  капитала.

2. Активы, сформированные  за счет заемного капитала, генерируют  меньшую (при прочих равных  условиях) норму прибыли, которая  снижается на сумму выплачиваемого  ссудного процента во всех  его формах (процента за банковский  кредит, лизинговой ставки, купонного  процента по облигациям, вексельного  процента за товарный кредит  и т.п.).

3. Высокая зависимость  стоимости заемного капитала  от колебаний конъюнктуры финансового  рынка. В ряде случаев при  снижении средней ставки ссудного  процента на рынке использование  ранее полученных кредитов (особенно  на долгосрочной основе) становится  предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4. Сложность процедуры  привлечения (особенно в больших  размерах), т.к. предоставление кредитных  ресурсов зависит от решения  других хозяйствующих субъектов  (кредиторов), требует в ряде случаев  соответствующих сторонних гарантий  или залога (при этом гарантии  страховых компаний, банков или  других хозяйствующих субъектов  предоставляются, как правило,  на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

Классификация заемного капитала

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной  хозяйственной практике дифференцируются, как в Приложении А [5; 521].

В процессе развития предприятия  по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность  в привлечении новых заемных  средств. Источники и формы привлечения  заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам приведена в Приложении Б [5; 523].

Роль кредитных ресурсов в условиях отсутствия или нехватки собственных средств была и остается сейчас довольно высокой. Заемные средства могут предоставляться как коммерческими  банками (российские, иностранные, международные  типа ЕБРР и МБРР), так и небанковскими  структурами (финансовые и страховые  компании, фонды и др.)

Основными факторами, влияющими  на условия выдачи кредита, являются: учетная ставка и нормативы Центробанка  РФ; средняя процентная ставка по МБК; средняя процентная ставка коммерческих банков по депозитам; структура кредитных  ресурсов банка (соотношение собственных  и заемных средств); структура  спроса на кредит со стороны хозяйства; срок и вид кредита; уровень стабильности в стране.

Банковский  овердрафт является одной из широко используемых форм краткосрочного финансирования. Каждая банковская система и каждый отдельный банк внутри нее будет иметь свои собственные правила и нормы для операций с овердрафтом. Овердрафт обычно имеет следующие особенности [4; 412]:

– он связан с текущим  или чековым счетом компании, и  поэтому его использование отражает затраты компании;

– кредиты по овердрафту обычно погашаются по первому требованию;

– кредиты по овердрафту имеют верхние пределы, но внутри них могут изменяться ежедневно;

– обычно существует условие, согласно которому овердрафт должен переводиться в форму кредита  ежегодно на минимальный период, или, при отсутствии такого перевода, должны поддерживаться компенсирующие остатки. Это кредитовое сальдо на текущем  или рабочем счете, на который  не поступают проценты;

– процентная ставка связана  с базисной, или основной, ставкой  банка, и ее значение колеблется так  же, как и она;

– если условия овердрафта не выполняются, то могут налагаться штрафы или пени;

– осуществляется ежегодная  проверка выполнения компанией условий  банковских овердрафтов, и если операции по этим счетам удовлетворяют банк, то овердрафт для компании обычно возобновляется.

Краткосрочные займы обычно используются для более конкретных целей, чем овердрафт. Величина процентной ставки по кредиту является предметом соглашения между банком и заемщиком. Обычно эта величина зависит от суммы кредита и уровня риска по обслуживанию кредита. Некоторые банки устанавливают базовую процентную ставку по кредиту, по которой обычно выдается кредит предприятиям с высоким уровнем кредитного рейтинга. Эта ставка является минимальной. Для других компаний стоимость кредита увеличивается с учетом кредитного рейтинга заемщика, срока, на который берется кредит, и суммы займа.

Информация о работе Управление заемным капиталом