Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:34, контрольная работа
Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов управления формированием заемного капитала российскими предприятиями на примере ОАО «Новосибирскэнергосбыт».
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы управления заемным капиталом предприятия;
2. Дать анализ управления заемным капиталом предприятия на примере ОАО «Новосибирскэнергосбыт»
3. Разработать основные направления совершенствования управления формированием заемного капитала предприятия на примере ОАО «Новосибирскэнергосбыт».
В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом. Эта проблема особенно актуальна в нынешней ситуации, когда руководство страны поставило задачу увеличения темпов роста национальной экономики.
Значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения инвестиционных ресурсов с целью увеличения темпов экономического роста предприятия.
В настоящее
время основными способами
Руководители
большинства российских компаний не
хотят раскрывать финансовую информацию
о своих предприятиях, а также
проводить изменения в
Лизинг, как и эмиссионное финансирование, использует меньшая доля российских предприятий. Его катализатором является спрос, а на данном этапе развития экономики этот важный элемент рыночных отношений только начинает набирать обороты.
Необходимость выявления причин, влияющих на развитие рынка заемного капитала, а также условий, способствующих эффективному привлечению заемного капитала российскими предприятиями для увеличения темпов роста, придают теме исследования особую актуальность.
Целью работы является исследование
теоретических и практических вопросов
управления формированием заемного
капитала российскими предприятиями
на примере ОАО «Новосибирскэнерго
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы управления заемным капиталом предприятия;
2. Дать анализ
управления заемным капиталом
предприятия на примере ОАО «
3. Разработать
основные направления
Объектом исследования является заемный капитал ОАО «Новосибирскэнергосбыт». Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие на предприятии в процессе формирования заемного капитала.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.
1.1. Сущность, принципы и функции управления формированием заемного капитала
Ресурсное обеспечение предприятия является необходимым условием его развития. Именно наличие финансовых ресурсов определяют возможности формирования заемного капитала на предприятиях. В связи с этим система управления формированием заемного капитала – одно из важнейших функциональных направлений в системе управления капиталом. Его функциональными подсистемами являются привлечение финансовых ресурсов и оценка их эффективности.
Заемный капитал - это часть капитала организации, являющаяся одним из источников финансирования ее деятельности и образуемая на условиях возвратности, срочности, платности [9, C.15].
В целом финансовое управление формированием заемного капитала предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия.
На первоначальном этапе формирования заемного капитала необходимо определиться с источниками и объемами привлечения финансовых ресурсов, затем производится оценка эффективности определенного источника привлечения ресурсов, оптимизация форм привлечения, оценка риска, связанного с формированием капитала. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его стоимость (цена) и структура. Субъектная структура определяется в соответствии с внешними источниками финансирования деятельности предприятия, которые включают в себя различные формы займов и кредитов (рис.1.1.1) [13, C.47].
Рис. 1.1.1. Система управления формированием заемного капитала предприятия
В целом процесс управления формированием заемного капитала предприятия характеризуется:
- направленностью действий управляющей системы на достижение конкретных целей. Перед тем, как привлекать заемный капитал, предприятие-заемщик должно четко определить цели и направления использования заемных средств, сопоставить их эффективность и цену привлечения. И только после этого предприятие может начать осуществлять кредитно-займовые операции. Важность данного принципа состоит в том, что эффективность формы и условий привлечения заемного капитала зависят в первую очередь от целей, которые необходимо достичь.
- минимизацией транзакционных издержек привлечения заемных средств, при этом эффективность совокупности заемных средств объединенных в рамках единой организационной структуры корпорации (или заемный капитал корпорации) должен быть выше эффективности альтернативных вложений заемных средств по отдельности. Только в этом случае целесообразно говорить о том, что данная организационная структура корпорации эффективна для кредитно-займовых операций.
- комплексностью процесса управления заемным капиталом, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль этапов привлечения и использования заемных средств.
- неопределенностью в реализации стратегии кредитно-займовых операций. Реализация стратегии привлечения заемных средств происходит в неопределенной внешней среде, ошибки неизбежны и естественны, поэтому управление должно быть гибким, уметь приспосабливаться, уметь изменяться, когда обстановка неожиданно меняется.
- единством
перспективного и текущего план
Обеспечение данных условий и характеристик базируется на определенных принципах управления формированием заемного капитала предприятия [16, C.22]:
- соответствия общей системе управления капиталом предприятия. Привлечение предприятием заемных средств всегда связано с изменением объема и структуры заемного капитала. Это определяет необходимость органической интегрированности управления кредитно-займовыми операциями предприятия с общей системой управления формированием капитала предприятия и его отдельными функциональными подсистемами.
- финансовой обусловленности решений при формировании заемного капитала предприятий. Все финансовые решения в области привлечения заемных средств из различных источников и в разнообразных формах оказывают прямое или косвенное воздействие на последующую эффективность деятельности предприятия. Поэтому управление кредитно-займовыми операциями должно рассматривать в комплексе со стратегией развития предприятия в целом.
- высокий динамизм процесса управления кредитно-займовыми операциями предприятия. Высокая динамика факторов внешней среды, и в первую очередь, это изменение конъюнктуры рынка капитала, обуславливает необходимость разработки управленческих решений в области кредитно-займовых операций предприятия, форм привлечения заемных средств в каждом конкретном случае отдельно. Поэтому система управления кредитно-займовыми операциями должна быть динамична, учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, темпы экономического развития, формы привлечения заемных источников финансирования и др.
- вариантность подходов к выбору формы и условий привлечения предприятием заемных средств. Реализация этого принципа обусловлена действием закона неравновесных систем в соответствии, с которым невозможно точно рассчитать реальную будущую доходность капитала и принять единственно правильное решение. Поэтому данный принцип предполагает разработку альтернативного решения относительно объема, структуры заемного капитала, а также источников и форм их привлечения.
Вышеперечисленные принципы определяют цель управления формированием заемного капитала предприятия, которая заключается в повышении эффективности функционирования собственного капитала предприятия за счет использования заемных средств. Эффективное управление формированием заемного капитала предприятия является одним из способов максимизации стоимости предприятия за счет минимизации средневзвешенной цены капитала [18, C.92].
В процессе реализации своей главной цели управления формированием заемного капитала предприятия направлен на решение следующих задач:
привлечение достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающего необходимые темпы экономического роста предприятия; обеспечение условий максимальной доходности собственного капитала посредством минимизации его средневзвешенной цены, оптимизации соотношения собственных и заемных источников финансирования, рационализацией состава формируемого капитала по периоду его привлечения; постановка системы контроля над формированием заемного капитала предприятия, которая позволит предотвратить потерю финансовой устойчивости за счет привлечения внешних источников финансирования и права собственности первоначальных учредителей предприятия за счет поглощения сторонними инвесторами; создание финансовой гибкости предприятия путем обеспечения способности предприятия быстро формировать необходимый объем заемного капитала.
Сущность управления формированием заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях управления этим процессом, которые обеспечивают достижение цели и выполнения комплекса задач данного процесса.
Оперативные
функции связаны с
К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т.д.
Контрольная функция выступает индикатором эффективности привлечения предприятием заемных средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно-займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения [22, C.18].
Регулирующие
функции заключаются в
Методы и источники финансирования деятельности предприятия определяют формы привлечения заемных средств. При всем многообразии форм привлечения капитала целесообразно выделить следующие наиболее крупные группы: банковские кредиты, займы некредитных учреждений, корпоративные облигации, привилегированные акции.
1.2. Методы анализа эффективности управления заемным капиталом предприятия
Управление заемным капиталом коммерческой организации сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах. Разрабатывая финансовые планы по займовым операциям, специалисты заняты не только прогнозированием, ведь они должны предусмотреть и те ситуации, которые кажутся менее реалистичными. Кроме того, управление займовыми операциями коммерческой организации не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит при осуществлении кредитно-займовых операций.
Политика привлечения заемного капитала предприятия представляет собой часть общей стратегии привлечения заемных средств, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его производственного развития. Разработка политики привлечения заемного капитала предприятия предполагает: анализ потребности в заемных источниках финансирования; оценку доступности внешних источников финансирования; выбор и обоснование наиболее рациональных источников финансирования заемного капитала; обеспечение необходимого объема привлечения внешних источников финансирования; оценку результатов, достигнутых коммерческой организацией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане [20, C.46].
Основным критерием выбора способы привлечения финансовых ресурсов является их стоимость. Так, для привлечения долгосрочных заемных средств, фирма может взять или долгосрочный кредит или выпустить облигации со сроком погашения. При расчете цены привлечения финансовых ресурсов дополнительные издержки, возникающие в результате налогов и других платежей, обязательно должны учитываться.
К основным способам привлечения заемного капитала предприятием относятся следующие: выпуск облигаций; банковские кредиты; инвестиционный налоговый кредит; факторинг; лизинг; финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита.
Из выше перечисленных способов привлечения внешних источников финансирования наиболее доступными в настоящее время для многих предприятий являются кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты и займы, реже используются инвестиционный налоговый кредит, факторинговые операции и лизинг.