Управление затратами и прибылью на предприятии ЗАО «Нива»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ затрат на производство и реализацию продукции, изучение механизма формирования и распределения прибыли в организации, выявление недостатков и внесение предложений по совершенствованию системы «затраты» – объем продаж – «прибыль».
При написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты управления затратами и прибылью организации;
 изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты управления затратами и прибылью организации
1.1 Сущность затрат и их классификация
1.2 Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции
1.3 Характеристика механизма управления затратами организации
1.4 Маржинальный анализ прибыли
2 Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Нива»
2.1 Краткая экономическая характеристика ЗАО «Нива»
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на выполнение основных видов работ в ЗАО «Нива»
3 Механизм управления затратами и прибылью в ЗАО «Нива»
3.1 Анализ состава и структуры затрат в организации
3.2 Анализ динамики формирования прибыли и факторы, влияющие на прибыль
3.3 Анализ взаимосвязи «затраты» – объем продаж – «прибыль»
3.4 Прогнозирование затрат и прибыли в ЗАО «Нива»
Выводы и предложения Заключение
Список источников литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_menedzhment_2.docx

— 79.78 Кб (Скачать файл)

Опыт успешных предприятий  показывает, что четкое определение  затрат и их классификация имеют  немаловажное значение для организации  оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.

Управление затратами  базируется (как впрочем всякое управление) на понятиях «система» и «механизм» управления. Система управления затратами на производство сочетает функции нормирования, планирования затрат, учета, контроля за отклонениями и анализа затрат, их регулирования. Механизм управления затратами включает в себя методы реализации функций управления. Внутри механизма методы управления классифицируются на организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

 

1.4 Маржинальный анализ  прибыли

Сущность маржинального  анализа заключается в анализе  соотношения объема продаж (выпуска  продукции), себестоимости и прибыли  на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление  затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения  статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей  анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной категорией маржинального  анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это  разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и  переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле

                                     (1.1)

где S — выручка от реализации;

V — совокупные переменные  затраты.

Маржинальный доход можно  рассчитать не только на весь объем  выпуска в целом, но и на единицу  продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический  смысл этого показателя — прирост  прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

                               (1.2)

                                 (1.3)

где M — удельный маржинальный доход;

Q — объем реализации;

р — цена единицы продукции;

v — переменные затраты на единицу продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого  конкретного вида продукции важны  для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует  о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная  единица данного вида продукции  будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного  снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть  вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

На практике производят более  глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных  и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.[12]

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального  дохода позволяют определить влияние  объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная  с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа  модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

Модель безубыточности опирается  на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.[21]

Точка безубыточности —  это объем выпуска, при котором  прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка  равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Алгебраическим методом  точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

                (1.4)

где I — величина прибыли;

S — выручка; 

V — совокупные переменные  затраты, 

F — совокупные постоянные  затраты

Отсюда находим критический  объем:

                                                     (1.5)

где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном  выражении).

Критический объем производства и реализации продукции можно  рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

                                                    (1.6)

где S — критический объем  производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого  показателя — выручка, при которой  прибыль равна нулю. Если фактическая  выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в  противном случае — убыток.

Приведенные выше формулы  расчета критического объема производства и реализации в натуральном и  стоимостном выражении справедливы  лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура  выпуска фиксирована, т.е. пропорции  между различными видами продукции  остаются неизменными. Если выпускается  несколько видов товара с разными  предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия  — это объем выпуска, при котором  оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна  постоянным затратам:

                                                  (1.7)

где Q" — точка закрытия.

Если фактический объем  производства и реализации продукции  меньше Q", предприятие не оправдывает  своего существования и его следует  закрыть. Если же фактический объем  производства и реализации продукции  больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим  объемами выпуска и реализации (в  натуральном выражении):

                                                  (1.8)

где Kб — кромка безопасности;

Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение  кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько  процентов может снизиться объем  выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

                                                        (1.9)

где К — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка безопасности характеризует  риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический  объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков.

Данные о величине маржинального  дохода и других производных показателей  получили довольно широкое распространение  для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого  удорожания ее себестоимости, оценки эффективности  и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач  типа «производить самим или покупать»  и в других расчетах по оптимизации  управленческих решений.

Во многом это объясняется  сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже  не считаются постоянными, и любые  результаты, полученные без учета  таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с  несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу.

При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания  объемов производства и продаж без  учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и  сбыта.При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения  многих проблем управления, поскольку  при комбинированном применении с другими методами анализа его  точность вполне достаточна для обоснования  управленческих решений в реальной жизни.[21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно  – экономическая характеристика  ЗАО «Нива»

 

Закрытое акционерное  общество «Нива» учреждено по решению собрания совладельцев имущественных паев совхоза им.Каширина от 21 февраля 1992 года.

Для того чтобы объективно оценить  деятельность исследуемого хозяйства  рассмотрим ниже приведённые таблицы.

Состав и структура товарной продукции представлена в таблице 1.

Таблица 1- Состав и структура валовой  продукции ЗАО «Нива»

Отрасли и виды продукции

2010г.

2011г.

2012г.

Изменение2012г. к 2010г. в %

сумма тыс. руб.

в % к итогу

сумма тыс. руб.

в % к итогу

сумма тыс. руб.

в % к итогу

Растениеводство- всего, в  том числе

             

зерновые и зернобобовые

62 745

 

243 173

 

114 257

   

Многолетние травы

380

     

910

   

Однолетние травы

130

     

597

   

побочная

1 108

           

Животноводство- всего, в  том числе

             

Скотоводство- всего

   

9 787

 

9 919

   

молоко

   

10 062?

 

9 817

   

мясо КРС

   

1 034

 

1 642

   

масса телят при рождение

   

82

 

1 094

   

Коневодство- всего

             

Всего по предприятию

             

 

Рисунок 1.1- Состав валовой продукции ЗАО «Нива», руб.

ЗАО «Нива» является сельскохозяйственным предприятием, основным средством производства которого является земля. Эффективность использования земли повышается при рациональном соотношении отдельных видов сельскохозяйственных угодий.

Динамика  земельных угодий ЗАО «Нива» представлена в таблице 2.

Таблица 2– Состав и структура земельных  угодий ЗАО «Нива»

Виды земельных угодий

2010г.

2011г.

2012г.

Изменения 2012г. к 2010г

Площадь, га

в% к итогу

Площадь,га

в% к итогу

Площадь, га

в% к итогу

(+,-)

%

Общая земельная площадь- всего, в том числе:

   

41 762

 

41 762

     

всего сельскохозяйственных угодий, из них:

   

41 286

 

41 286

     

пашня

   

32 385

 

35 385

     

сенокосы

   

1 494

         

пастбища

   

7 407

 

7 407

     

Информация о работе Управление затратами и прибылью на предприятии ЗАО «Нива»