Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления затратами предприятия ООО «ПромЭнергоСтрой».
Введение…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1. Затраты как управляемая экономическая категория…………………………………………………................................5
1.2. Основные этапы управления затратами предприятия………...………8 1.3. Методы учета затрат……………………………………………...…….10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат……………………………………………………………14
2.2. Приемы и методы операционного анализа, используемые в управлении затратами…………………………………………………….18
2.3. Методы оперативной диагностики как инструмент управления затратами…………………………………………………………………..23
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ООО «ПромЭнергоСтрой»
3.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия…...…26
3.2. Управление затратами с помощью операционного анализа………....28
3.3. Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рычага………………………………………32
Заключение……………………………………………………………......37
Список используемой литературы………………
Требование гласности управленческого контроля тесно связано с анализом существующей на предприятии системы информационных потоков.
Информационные потоки – это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Любой информационный поток характеризуется:
Система информационных потоков – совокупность физических перемещений информации, которая дает возможность осуществит какой-либо процесс. Наиболее общая система информационных потоков – это сумма информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.
Информационные потоки обеспечивают
нормальную работу предприятия в
целом, включая нормальное функционирование
системы управленческого
Информация, которая собирается
в системе управленческого
По-настоящему эффективной
можно считать только такую систему
информационных потоков, которая обеспечивает
желаемый результат, т.е. позволяет
получить такую информацию. Следует
отметить, что система информационных
потоков управленческого
Бизнес-процесс – это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия – например, таких, как материально-техническое снабжение, планирование, управленческий контроль. Информационные потоки в бизнес-процессах изображают в виде сетевых графиков, на которых представлена последовательность и взаимосвязи применяемых в рамках данного процесса документов.
Анализ сетевых графиков
бизнес-процессов позволяет
2.2. Приемы и
методы операционного анализа, используемые
в управлении затратами
Ключевыми элементами операционного анализа являются: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.
Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага [13, с.11].
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:
Сила воздействия
Сила воздействия
При возрастании же выручки
от реализации, если порог рентабельности
(точка самоокупаемости затрат) уже
пройден, сила воздействия операционного
рычага убывает: каждый процент прироста
выручки дает все меньший и
меньший процент прироста прибыли
(при этом доля постоянных затрат в
общей их сумме снижается). На небольшом
удалении от порога рентабельности сила
воздействия операционного
Сила воздействия
Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:
Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска.
Как предпринимательский и финансовый риски неразрывно связаны между собой, так и самым тесным образом сцеплены операционный и финансовый рычаги. Но который из двух рычагов играет ведущую роль?
Операционный рычаг
Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем более чувствителен результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, те более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.
Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко всем более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов:
Уровень сопряженного Сила воздействия Сила воздействия
эффекта операционного = операционного * финансового
и финансового рычагов рычага рычага
Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж на один процент.
Очень важно заметить, что
сочетание мощного
Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:
Далее рассмотрим понятие: порог рентабельности (критическая точка; точка перелома) и запас финансовой прочности.
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Порог рентабельности можно найти двумя способами.
Первый способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Следовательно,
Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0,
или
Прибыль = Порог рентабельности
* Валовая маржа в относительном
выражении к выручке –
Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении
По этой формуле значения порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Это значение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.
Второй способ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такого вида:
Порог рентабельности = Порог рентабельности в стоимостном выражении / Цена единицы продукции
По этой формуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е. так определяется критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль [11, с.124].
Разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности
На основе анализа порога
рентабельности и запаса финансовой
прочности можно принять
- расчет и анализ объемов
реализации на основе
- разработка наиболее
прибыльного и рентабельного
ассортимента выпускаемой
- выработка ценовой политики и т.д.
При разработке оптимально ассортимента выпускаемой продукции финансовые менеджеры часто используют так называемое «правило 50 процентов». Это правило сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента – это дает большее увеличение доли валовой маржи.
При использовании данного приема в расчет обычно не включают: эффект экономии на масштабах производства, который приводит к замедлению роста переменных затрат в случае увеличения доли на рынке, и изменение цен, связанное с изменением объема реализации. Но, как показывает применение «правила 50 процентов», эти факторы не приводят к кардинальным изменениям при выборе приоритетного варианта. Если же они значительные, их можно без труда включить в расчет [2, с.32].
Представленный выше инструментарий
операционного финансового
Информация о работе Управление затратами предприятия (на примере ООО "ПромЭнергоСтрой")